Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


§ 13. «Скелет» души

  Из всех живых существ на Земле только человек способен создавать смысловые образы вещей и явлений благодаря наличию в его психике феномена ценностей или ценностных ориентации. Это такие ценности, как добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное, истина и неистина и т.п. Их совокупность, лучше сказать, система образует то, что можно назвать своего рода «скелетом» души, но нет такого рентгеновского аппарата, который мог бы его обнаружить в человеке. О феномене ценностей того или иного индивида мы можем судить по артефактам второго рода, как материальным символам этих ценностей, а также по поведению, по поступкам индивида. Например, по содержанию «Божественной комедии» мы можем судить о ценностных ориентирах великого Данте, о его «скелете» души.
  Что же такое ценность (ценностная ориентация) в самом общем виде? Предположим, что мы воспринимаем некую вещь как прекрасную (безобразную). Почему мы так ее воспринимаем, т. е. создаем смысловой образ прекрасной (безобразной) вещи? Потому что обнаруживаем в ней свойства, соответствующие нашему представлению о прекрасном (безобразном), например, золотое сечение (отсутствие его) в структуре данной вещи. Прекрасное (безобразное) как ценность есть представление о прекрасном (безобразном), лишенное какой-либо предметности (своего рода «призрак»), но включающее в себя предельно широкие критерии прекрасного (безобразного). Это справедливо и по отношению к другим ценностям. Ценность - это не образ чего-то и не мысль о чем-то, а особый феномен человеческой психики, делающий возможным возникновение смыслового образа вещи или явления. Совокупность ценностей в психике индивида делает возможным возникновение смыслового образа мира.

 
© www.textb.net