Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


§1. Особенности взглядов ранних представителей классической школы политэкономии

  С развитием мануфактурного производства меркантилизм перестал играть ведущую роль в экономической жизни, так как не отвечал объективным потребностям экономики. Подчинение торгового капитала промышленному, требовало замены экономической концепции меркантилизма, идеализировавшей сферу обращения и доказавшей, что единственным источником богатства является золото и серебро. Промышленной буржуазии нужны были свои идеологии. Эту миссию выполнила классическая школа буржуазной политэкономии. Представители данного направления жили в эпоху промышленного переворота, в переходный период развития общества. Поэтому их взгляды отражали следующие черты переходного периода:
  - критическое отношение к меркантилизму;
  - изучение не только сферы обращения, но и сферы производства;
  - попытка проникнуть в сущность явлений;
  - использование метода анализа и научной абстракции.
  Родоначальником классической буржуазной политэкономии явился английский ученый Уильям (Вильям) Петти, который был хорошо известен в Англии еще при жизни (1623—1687). Среди современников У. Петти имел троякую репутацию: блестящего ученого, писателя, эрудита; прожектера и фантазера; ловкого махинатора, человека жадного и не слишком разборчивого в средствах. Он получил степень доктора физики и профессора анатомии, занимал должность вице-принципала одного из колледжей. Петти входит в кружок молодых ученых, которые основали Королевское общество - английскую Академию наук. Затем оставив кафедру, он поступает на должность врача при главнокомандующем английской армии в Ирландии, затем заключает подряд на обзор земель Ирландии: нанимает тысячу землемеров, покупает новые инструменты и менее чем за год составляет карты Ирландии, которые необходимы были Кромвелю для надела землей солдат, завоевавших Ирландию. В ходе этой операции Петти проявил всю свою ловкость и в итоге оказался владельцем огромного состояния. В 1661 г. он получает в рыцарское звание. К наиболее значительным работам Петти можно отнести «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическую арифметику» (1б83), «Слово мудрым» (1664). В них Петти раскрывается, во-первых, как один из основателей классической экономической теории и, во-вторых, как один из основателей статистики.
  «Трактат о налогах и сборах» (1662)
  По многим признакам «Трактат о налогах и сборах» — меркантилистское сочинение, что видно даже из его названия. В этом произведении Петти рассматривает вопрос увеличения доходов королевства за счет снижения расходов и более рационального распределения налогового бремени.
  Книга Петти проникнута идеей активного государственного вмешательства в экономику. Оно в общественном сознании Англии, еще не вполне расставшейся с феодализмом, оценивалось как обычное явление. Что касается меркантилистов, то они рассматривали государственное регулирование как способ увеличения богатства страны. Не являлся исключением с этой точки зрения и Петти. Анализируя возможности сокращения расходов государства, Петти рассчитывал необходимое стране количество врачей, юристов, священников и предлагал сократить количество студентов в университетах в соответствии с необходимым числом выпускников.
  Вполне в духе времени выглядит и требование Петти ограничить заработную плату рабочих, чтобы она не превышала прожиточный минимум. Манипулирование ставкой заработной платы широко использовалось меркантилистами для понижения затрат в промышленности и увеличения прибыли. Кроме того, Петти указывает и на другую причину, из-за которой, его мнению, необходимо ограничить рост ставки заработной платы: высокий ее уровень ослабляет желание работников трудиться, в результате чего промышленность испытывает нехватку в рабочей силе.
  Наконец, в книге Петти очень ярко сформулировано меркантилистское требование проведения общественных работ для поддержания занятости и выпуска. У Петти встречается образное выражение, позже появляющееся у Кейнса в «Общей теории занятости, процента и денег»: даже если целью общественных работ является создание бесполезной пирамиды, то и в таком случае они лучше, чем безработица, которая развращает людей, приучая их к безделью.
  Кейнсианские мотивы в книге Петти не исчерпываются отношением к общественным работам. Петти и Кейнса объединяет также понимание связи между изменением количества денег в стране и изменением выпуска продукции. Сокращение количества денег ведет к снижению выпуска продукции, причем влияние изменения денежной массы на выпуск продукции многократно усиливается действием мультипликатора расходов. У Петти нет точного определения мультипликатора, но он прекрасно осознает, что утечка из страны, например, 100 ф. ст. вызовет намного большее снижение выпуска продукции.
  Большинство проблем, рассматриваемых в книге Петти, вполне соответствуют перечню проблем, традиционных для меркантилизма. Так, Петти обсуждает проблему ограничения импорта с помощью пошлин и приходит к выводу, что надо сокращать импорт товаров, которые можно производить внутри страны, а также импорт предметов роскоши. Он изучает проблему запрещения вывоза денег и приходит к выводу, что запреты подобного рода малоэффективны и с трудом выполнимы на практике. Петти рассматривает и такой вопрос, как порча денег, делая вывод, что определенные преимущества, получаемые страной от порчи денег, сводятся на нет неразберихой в денежном обращении, которая сопровождает этот процесс.
  Теория ценности
  Основное значение Петти для истории экономических учений состоит в том, что в его «Трактате...» содержится одна из самых ранних теорий ценности. Проблему ценности Петти затрагивает в главе «О разных способах взимания налогов...». Предположим, пишет он, что один человек выращивает хлеб, а другой добывает серебро и первый за вычетом своих годовых затрат получил 20 бушелей хлеба, а второй за вычетом издержек добыл 20 унций серебра. Тогда серебро одного должно быть равно по своей стоимости хлебу другого; если первого имеется, например, 20 унций, а последнего 20 бушелей, то унция серебра будет представлять собой цену бушеля хлеба. Из этого описания видно, что теория ценности Петти основана на сопоставлении нормальных прибылей, получаемых в различных занятиях. Главными факторами, от которых зависит цена благ, являются земля и труд. В связи с этим известна следующая фраза Петти о том, что труд — отец богатства, земля — его мать, что свидетельствует о том, что его теория ценности является многофакторной.
  Теория цены земли
  Любопытна теория цены земли Петти. Она иллюстрирует развитие теории формирования цен на активы, к которым относится и земля. Петти рассуждает в верном направлении - в случае приобретения земли покупатель рассчитывает на получение от нее дохода (ренты), поэтому цена земли должна быть равна сумме рент. Бесконечная сумма рент даст бесконечно большую стоимость земли, поэтому Петти стремится найти какое-либо рациональное объяснение ограничению периода суммирования. Формул капитализации дохода Петти не знал, но из делового опыта ему было известно, что участок земли, приносящий 5000 ф. ст. в год, оценивается примерно в 100 000 ф. ст. Он предполагает, что в случае приобретения земли покупатель думает о себе, сыне и внуке и поэтому принимает во внимание только тот доход, который будет получен в течение жизни этих трех поколений. Если покупателю 50 лет, сыну 28 лет, внуку 7 лет, то в соответствии с таблицами смертности эти три человека в среднем проживут 21 год. Петти делает вывод, что стоимость земли образуется за счет суммирования 21 год ренты величиной 5000 ф. ст., что составляет примерно 100 000 ф. ст.
  Петти и статистические методы
  Сам Петти не рассматривал себя в качестве основателя политической экономии и самой большой своей заслугой считал основание статистики в Англии. В 1662 г. в Англии была издана книга «Естественные и политические наблюдения над бюллетенями смертности, имеющие отношение к управлению, религии, торговле, воздуху, болезням и другим изменениям названного города». Автором книга был Джон Граунт, близкий друг Петти. Возможно, в книгу вошли и некоторые идеи самого Петти. В 1664 г. Петти издает книгу «Слово мудрым», где использует статистические данные для расчета национального дохода и стоимости богатства Англии, учитывая при этом даже ценность населения Англии. В более поздней работе «Политическая арифметика» он проводит сопоставление богатства Англии и Франции, доказывая, что Англия не уступает Франции в этом отношении. В «Трактате о налогах и сборах» он вычисляет, сколько адвокатов, врачей, священников необходимо Англии.
  В XVII—XVIII вв. Франция отставала от Англии в экономическом и политическом отношении. В экономике преобладали феодальные формы отношений; в частности, в сельском хозяйстве крестьяне, хотя уже не были крепостными, не имели своей земли и арендовали ее у помещиков, кроме того, они были все еще опутаны сетью феодальных повинностей и регламентации и были основными налогоплательщиками. В то же время экономическая политика строилась по рецептам меркантилистов, особенно при министре финансов Ж.Б. Кольбере (1619—1683), в результате чего даже возник термин «кольбертизм», означающий наиболее жесткий и последовательный протекционизм. Кольбер пытался создать мануфактуры экспортной ориентации, предоставляя им различные льготы, в том числе заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию. Но добиться успехов во внешней торговле Франции не удавалось, так как на мировом рынке господствовали голландцы и англичане, а сельское хозяйство тем временем приходило в упадок.
  В начале XVIII в. Франция пережила последний приступ своеобразного меркантилизма, когда регент Филипп Орлеанский поверил шотландцу Джону Ло, что можно оживить экономику не металлическими, а бумажными деньгами. Не надо накапливать золотые и серебряные деньги с помощью внешней торговли, достаточно, чтобы банк выпускал в обращение банкноты. В 1716 г. Ло открыл в Париже Всеобщий банк, и первые три года казалось, что сбываются его слова: «Внутренняя торговля есть занятость людей и обмен товаров... Внутренняя торговля зависит от денег. Большее их количество дает занятие большему числу людей».
  В 1717 г. он основал также Миссисипскую компанию, финансируемую Всеобщим банком, и начал массовый выпуск акций, что оказалось, по сути, первой в истории финансовой пирамидой. В 1719 г. Всеобщий банк стал государственным, в январе 1720 г. Ло стал министром финансов Франции, но уже к осени этого года огромная масса акций и банкнот, выпущенных за это время, начала стремительно обесцениваться, а в декабре 1720 г. Л о бежал из Франции. Любопытно, что, находясь в изгнании, Ло получил в 1721 г. приглашение от Петра I перейти на русскую службу, но отказался, и повторения эксперимента Ло в России не произошло. Крах «системы» Ло ускорил и развенчание во Франции идей меркантилизма с его верой во всесилие денег и в активную роль государства в экономике.
  В качестве альтернативы получает развитие идея «естественного порядка» в экономике и рождается известный лозунг, означавший свободу предпринимательской деятельности от государства. Предположительно, это выражение, ставшее позднее термином, означающим экономику свободной конкуренции, принадлежит интенданту торговли В. Гурнэ.
  Первый представитель классической политэкономии во Франции Пьер Буагильбер (1646—1714), писавший свои работы еще до авантюры Д. Ло, объявил себя «адвокатом сельского хозяйства». Уже в первой своей работе «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы его восстановления» (1696) он критикует меркантилизм, экономическую политику правительства и предлагает обратить внимание на сельское хозяйство. В последующих работах начала XVIII в. «Обвинение Франции», «Трактат о природе, возделывании и пользе зерна», «Рассуждение о природе богатства, денег и налогов», «Исследование о редкости денег», а также в письмах в министерство финансов он развивал эти идеи, но они оставались «гласом вопиющего в пустыне».
  Критикуя меркантилизм за его внимание к сфере обращения, Буагильбер противопоставлял ей сферу производства, ссылаясь на министра финансов Генриха IV Сюлли, говорившего: «Земледелие и скотоводство... вполне заменяют рудники Перу».
  В методологии Буагильбер использовал концепцию «естественного порядка», под которым он подразумевал капитализм. Феодальные же порядки он считал «неестественными». «Чтобы удовлетворить все потребности государства и вернуть всему народу древнее изобилие, — писал он, — не нужно никаких чудес, достаточно перестать совершать насилие над природой». Кроме того, у Буагильбера высказана идея, получившая затем дальнейшее развитие у А. Смита под названием «невидимая рука». Он писал, что «все поддерживают... богатство исключительно во имя собственных интересов и создают тем самым, хотя это то, о чем они меньше всего заботятся, всеобщее благо».
  Основные теоретические положения:
  1. Богатство, по мнению Буагильбера, — это такие «жизненно необходимые предметы, как пища и одежда, без чего никто не может быть. Только их надо почитать богатством».
  2. Стоимость и цена. При отмене феодальных регламентаций рынка, за которую выступал Буагильбер, все товары «должны находиться постоянно в равновесии и сохранять цену пропорционально отношениям между ними и соответственно затратам, которые необходимы для их производства». Таким образом, Буагильбер независимо от английских экономистов, о работах которых он не знал, приходит к понятию трудовой стоимости, а также приближается к понятию экономического равновесия.
  3. Деньги. В противовес меркантилистам Буагильбер указывал, что деньги — не богатство, а только средство обращения. Он писал: «Совершенно несомненно, что сами по себе они не являются благом и их количество не увеличивает изобилия страны, лишь бы их количество было достаточно для поддержания цен, сложившихся на средства существования».
  Следующим представителем классической политэкономии во Франции стал финансист и конкурент Ло, ирландец по происхождению Ричард Кантильон (1680—1734), написавший на рубеже 1720—30-х гг. работу «Исследование о природе торговли», которая была опубликована уже после его смерти в 1755 г.
  В качестве предмета исследования Кантильон выделял, прежде всего, земледелие. В его методологии можно подчеркнуть метод абстракции, когда он рассматривает разные модели экономики — натуральное хозяйство, прямой товарообмен, товарно-денежное хозяйство. Основные теоретические положения Кантильона:
  1. Стоимость и цена. Стоимость Кантильон определял затратами земли и труда, из которых земля является приоритетным фактором производства. Стоимость труда Кантильон предлагал измерять количеством земли, на которой производятся предметы потребления одного работника.
  2. Классы и доходы. Кантильон впервые ввел деление общества на три класса — землевладельцев, наемных рабочих и предпринимателей. Наемные рабочие получают фиксированный доход — заработную плату согласно договору, предприниматели — нефиксированный. По определению Кантильона, предприниматель — это тот, кто покупает по определенной цене, «чтобы затем перепродать по неопределенной цене».
  Кроме того, Кантильон делил ренту, даваемую землей, на три части — первую ренту предприниматель - фермер платит земельному собственнику, вторую — городским предпринимателям, покупая их товары, и третью оставляет себе.
  3. Деньги. Кантильон подробно исследовал проблему соотношения денежной и товарной массы, указывая, что увеличение денег в обращении не ведет к автоматическому росту цен во всем народном хозяйстве. Во-первых, рост цен осуществляется неравномерно по разным регионам, во-вторых, необходимо принимать во внимание безналичные расчеты, и, в-третьих, следует учитывать перелив денег между странами, связанный с международной торговлей.
  4. Денежный капитал. Кантильон указывал, что изменение денежной массы в обращении не влияет на рынок ссудных капиталов и формирующуюся там величину процента.
  Следующим этапом зарождения классической политэкономии во Франции стала школа физиократов, существовавшая в 1750—70-е гг. Появлению ее способствовал расцвет в середине XVIII в., французской философии (Вольтер, Руссо, Дидро, д'Аламбер, Монтескье, Гольбах, Гельвеций и др.), которая развивала идеи «естественного порядка». Применительно к экономике эти идеи стал развивать придворный врач Франсуа Кенэ (1694—1774). Его теория имела большой успех, у него появились ученики, которые приняли имя «экономистов». Однако поскольку позже это название стало термином, имеющим более широкое значение, школу Кенэ стали называть «физиократы», от его выражения «физиократия», о котором будет сказано ниже. Однако ученики Кенэ только повторяли его учение, за что их прозвали «сектой». Первые работы Кенэ «Зерно» и «Фермеры» были опубликованы в 1756 г. в качестве статей в знаменитой «Энциклопедии», издаваемой Дидро и д'Аламбером. Среди последующих работ можно указать «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» (1758), «Экономическую таблицу» (1758), «Естественное право» (1765) и др.
  Первоочередным предметом изучения экономической науки Кенэ считал сельскохозяйственное производство. Своеобразие методологии Кенэ проявлялось прежде всего в том, что он, исходя из концепции «естественного порядка» и опираясь на свой опыт врача, сравнивал экономику с живым организмом. Другими словами, экономика независимо от воли и сознания людей живет по своим «естественным» (объективным) законам. Отсюда и термин «физиократия», т.е. власть природы. Если же, по мнению Кенэ, люди, и прежде всего власть имущие, действуют вопреки «естественным» законам экономики, она заболевает. Поэтому свою главную задачу школа Кенэ видела в выявлении этих законов и доведении сведений о них до правительства.
  Основные теоретические положения
  1. Стоимость. В теории Кенэ смешиваются стоимостные и натуральные оценки экономических явлений. Он не акцентирует внимание на создании новой стоимости и пишет только о естественном праве, «которое имеет человек на вещь, удовлетворяющую его потребность, но каковое в действительности сводится к той ее части, которую он может приобрести своим трудом».
  2. Чистый продукт. Центральной у Кенэ является проблема создания нового или, как он его называет, «чистого продукта». Кенэ, по сути, довел до логического конца положение Петти о том, что труд — отец богатства, земля — его мать и, следовательно, их дитя — «чистый продукт» — может появиться только в сельском хозяйстве. В промышленности нет матери-земли, поэтому нет и «чистого продукта». Здесь продукт, поступающий из сельского хозяйства, только меняет форму. Торговля же существует для переноса продукта из одной части экономики в другую. Богатство здесь также не прибавляется, обмен эквивалентен.
  3. Деньги, по мнению Кенэ, критикующего меркантилизм, не являются богатством. Они только инструмент для облегчения торговли, т.е. средство обращения.
  4. Классы. Кенэ делил общество на три класса: производительный, бесплодный и класс земельных собственников — в соответствии со своим представлением о том, что «чистый продукт» производится только в сельском хозяйстве. Поэтому производительный класс, по Кенэ, — это класс, который «посредством обработки земли воспроизводит ежегодно богатство нации... и ежегодно выплачивает доходы собственникам земли». Что же касается непроизводительного класса, то он состоит «из людей, которые заняты другими услугами и видами труда, кроме земледелия, и затраты которых оплачиваются производительным классом и классом собственников, в свою очередь покупающих продукты производительного класса».
  5. Капитал. Кенэ впервые проанализировал понятие «капитал», но такого термина у него еще не было. Он употреблял термин «аванс», так как главным критерием капитала у него был оборот стоимости издержек, которые авансируются и возвращаются к производителю. Кроме того, Кенэ разделяет капитал на основной и оборотный. Оборотный капитал он называет «ежегодными авансами». Эта часть издержек полностью расходуется в течение одного сельскохозяйственного оборота (за год). Основной капитал называется «первоначальными авансами» и используется в течение ряда лет. Оборот же происходит путем ежегодного отчисления части его стоимости в амортизационный фонд. Когда там накопится вся стоимость основного капитала, его оборот будет завершен.
  6. Перераспределение валового национального продукта (общественное воспроизводство, реализация, межотраслевой баланс). Все перечисленные выше термины взаимосвязаны. Для воспроизводства (повторения производства) хозяйствующему субъекту необходимо реализовать готовую продукцию, а на полученные деньги купить новые элементы производства и предметы потребления. Все акты продажи и купли между хозяйствующими субъектами в совокупности означают перераспределение валового национального продукта. Но проследить все акты перераспределения невозможно. Поэтому для моделирования этих процессов хозяйствующих субъектов объединяют в отраслевые группы и рассматривают акты купли-продажи между отраслями. Такая модель называется межотраслевым балансом. В теории Кенэ был представлен первый опыт создания межотраслевого баланса, который он назвал «Экономической таблицей». В «Экономической таблице» была представлена трехсекторная модель народного хозяйства, где между секторами происходит перераспределение валового национального продукта (см. ниже). Три сектора были представлены у Кенэ как три указанных выше класса. В таблице было показано, что «чистый продукт», создаваемый в обществе, потребляется только земельными собственниками. В связи с этим физиократами было высказано предложение, чтобы земельные собственники-дворяне несли основное налоговое бремя. Естественно, до французской буржуазной революции это было невозможно.
  Как уже говорилось выше, ученики Кенэ слепо повторяли его учение, за что и были прозваны «сектой». Поэтому единственным продолжателем теории Кенэ был формально не входивший в «секту экономистов» Анн Робер Жак Тюрго (1727— 1781). В своей основной работе «Размышления о создании и распределении богатства», написанной в 1766 г. и опубликованной в 1776 г., он дает ряд новых теоретических положений.
  1. Классы. Тюрго подразделил производительный и бесплодный классы Кенэ дополнительно на капиталистов и рабочих.
  2. «Чистый продукт» он подразделил на земельную ренту и прибыль, которая, в свою очередь, делилась на процент и предпринимательский доход.
  3. Капитал Тюрго трактовал как «накопленную ценность», указывая на ее способность к самовозрастанию.
  4. Стоимость и цена. Стоимость у Тюрго определяется полезностью вещи, а цена — соотношением спроса и предложения, в основе которых лежат оценки полезности вещи покупателем и продавцом. Это положение отличало теорию Тюрго от классической политической экономии.

 
© www.textb.net