Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Экономическая мысль феодальной России (IX—XVI вв.)

  Феодализация Древней Руси протекала своеобразно. В IX в. на основе разложения первобытно-общинного строя образовалось феодальное Киевское государство. Господствовали феодалы-князья, закабалявшие свободных земледельцев (смердов) и захватывавшие в свою собственность общинные земли. Важное значение в формировании феодальных отношений в Киевской Руси имело христианство, введенное в период княжения Владимира (988—989 гг.). Христианство, с одной стороны, требовало от холопов, смердов полного повиновения феодалам, а с другой — способствовало распространению грамотности и культуры, противилось крайностям крепостничества и взиманию ростовщиками высоких процентов (“резов”) за ссуды.
  Князья Киевской Руси стремились ввести законодательство, направленное на защиту экономических и политических прав феодалов. На протяжении нескольких столетий происходило установление первых законов, свод которых получил название “Правда Русская” (XI в.). Это свод юридических законов,касающихся имущественных отношений и защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, на землю,на право взимать налоги, натуральные повинности. Отдельные статьи посвящены торговле и кредитным отношениям, что свидетельствует о большом распространении торгового капитала и ростовщичества.
  Наряду с юридическими документами появлялись и сочинения по организации феодального хозяйства, аналогичные по своим задачам ксенофонтовскому “Экономикосу”. Они носили название “Домострой”. В XVI в. советник царя Ивана IV священник Сильвестр объединил различные варианты и в дальнейшем “Домострой” связывают с именем Сильвестра.
  “Домострой” выражает задачи натурального хозяйства,в нем излагаются правила ведения хозяйства, устанавливаются отношения господина со слугами, работниками, женой и членами семьи. Поскольку натуральное хозяйство было все же связано с рынком, то даются советы, когда и что покупать по более дешевым ценам, поощряются торговые сделки, рекомендуются записи доходов и расходов.
  Современник Сильвестра священник Ермолай-Эразм пытался обратить внимание царя на экономическое положение крестьянства. В своем сочинении “Благохотящим царем правителница и землемерие” он советует царю осуществить систему важных мероприятий. направленных на решение актуальных задач: уменьшение и законодательное установление размера обязательств крестьян землевладельцам; изменение порядка обеспечения потребностей царя в денежных средствах; изменение в области ямских повинностей; реформа измерения земли; отмена системы кормлений; урегулирование воинской повинности. Эта работа — первый в России специальный экономико-политический трактат.

 
© www.textb.net