Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2. Сущность формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории

  В настоящее время наиболее популярными являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.
  Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К. МАРКСУ.
  Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая на основе определенного способа производства.
  Таких формаций К. Маркс выделяет пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая.
  В структуре формации определяющее место принадлежит экономическому базису (производственным отношениям). Базис определяет настройку, которая включает в себя политические, культурно-просветительные, религиозные взгляды, организации и учреждения. Главным элементом настройки является государство.
  В конце 19 века возник цивилизационный подход к пониманию истории. Он был разработан в трудах О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА, А. ТОЙНБИ, У. РОСТОУ. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга цивилизации, которые проходят в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
  Цивилизация - это социальная и культурная общность людей и народов. Она включает в себя преобразованную человеком природу и средства этого преобразования. Во всемирной истории насчитывается 21 цивилизация. Некоторые из них уже не существуют. Например, Вавилонская, Древнеегипетская, Центральноамериканская, Византийская и др., а из существующих ныне выделяются Западная. Арабская, Славянская, Китайская, Дальневосточная и др.
  Цивилизационный подход к пониманию истории имеет множество достоинств. Он помогает понять многовариантность истории. С его помощью можно выделить различия между современными цивилизациями, например, отличить Китайскую цивилизацию от Западной и пр.
  Сторонники теории цивилизаций выделяют следующие этапы истории:
  1) традиционное общество (докапиталистическое);
  2) эпоха перехода к индустриальному обществу (17 - 18 века);
  3) индустриальное общество (с середины 19 века);
  4) постиндустриальное общество (с 60 годов 20 века).
  В традиционном обществе преобладает примитивное сельское хозяйство, отсутствует промышленность. Переходная эпоха - это период промышленных революций, развитие науки, появление основных отраслей индустрии. В индустриальном обществе происходит бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей индустрии на базе научно-технической революции, рост роли квалифицированного труда.
  Постиндустриальное общество - это общество высокого массового потребления. На первое место выходит развитие сферы услуг, производство товаров массового потребления на основе высоких технологий и при широком использовании компьютерной техники.
  Цивилизационный подход к истории не лишен некоторых недостатков. В частности в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.
  Формационная и цивилизационная теории при внимательном рассмотрении имеют много общего. Они отводят главную роль в развитии общества материальному фактору. Общественный прогресс обеспечивается постоянным совершенствованием орудий труда, техники, технологии. Технический прогресс невозможен без развития науки. Вслед за развитием науки и техники меняется, совершенствуется социальная структура общества.

 
© www.textb.net