Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3. Возрастание свободы личности как критерий общественного прогресса

  Одной из важных философских проблем является проблема свободы. В самом общем виде свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами.
  Существуют различные степени свободы. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека ограничено пределами, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Возможности свободы соразмерны степени ответственности. Чем шире возможности человека, тем значительнее положительные и отрицательные последствия его выбора. Многие мыслители (И. КАНТ, Ф. ДОСТОЕВСКИЙ, Н. БЕРДЯЕВ, М. ХАЙДЕГГЕР и др.) рассматривают свободу и как основу достоинства человека, и как бремя, отягощающее грузом ответственности.
  В философии существует и такое понятие как "отрицательная свобода". Это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств. Эта "негативная свобода от..." представляется первичной, т.к. прежде чем стать свободным для каких-то действий, необходимо освободиться от каких-то помех, ограничений.
  Свобода занимает центральное место в общественном прогрессе. Возрастание свободы наблюдается в процессе общения человека с природой. Первобытный человек не знал законов природы и эти законы, действуя помимо воли людей, делали их рабами «слепой необходимости». Познание этих законов дало возможность человеку использовать природу в своих целях, освобождаться все более от природных уз. Степень свободы постоянно возрастает и, вместе с тем, наблюдается прогресс в развитии общества.
  В социальной сфере также наблюдается процесс возрастания степени свободы личности. В первобытном обществе человек полностью зависел от коллектива. Свобода его была минимальна, необходимость - безмерна.
  По ходу истории появляются неэкономические формы принуждения (рабство, крепостничество), кроме того, человек включался в сословия, касты и пребывал в них от рождения до смерти. И все же степень свободы крепостного крестьянина выше, чем у раба или первобытного человека.
  В индустриальном обществе ликвидируется система неэкономического принуждения к труду. Юридически все становятся равными и, хотя существует экономическая зависимость одних людей от других, степень свободы здесь неизмеримо больше, чем в традиционном (доиндустриальном) обществе.
  Современный человек обладает значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Люди свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Свобода, разумеется, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.
  В истории общественной мысли свобода рассматривается в соотношении с необходимостью. Необходимость - понятие противоположное свободе., это судьба, повелевающая поступками человека, отрицающая свободу его воли.
  В своей деятельности люди неминуемо сталкиваются с необходимостью, поскольку она не позволяет превратиться свободе во вседозволенность. Кроме того человек не волен в выборе конкретных исторических условий, реальных условий жизни, социальных и экономических отношений, материальнотехнических средств и пр.
  Таким образом, свобода тем больше, чем больше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств находится в их распоряжении для достижения поставленных целей.

 
© www.textb.net