Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


1. Предмет философской антропологии

  В современной философии есть раздел, посвященный исследованию человека, - "философская антропология". Под тем же названием существует основанная в 20 веке философская школа, главными представителями которой являются: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен.
  Естественно-научная антропология отстаивает положение о том, что "человек есть достаточно поздний итог развития жизни на Земле. Это существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, степенью сложности соединения энергий и способностей".
  В философской антропологии преобладает целостный подход к пониманию человека. Философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Пример такого подхода дает позиция М. Шелера. Он считает, что человек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют жизненные инстинкты и потребности, главные из них - голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от животных. Сущность человека - духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные переживания: любовь, отчаяние, стремление к свободе, почитание высшего. Дух противоположен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит человека выше жизненных влечений, поднимает его над миром. в попытке понять человеческую сущность нельзя не учитывать того, что человек обладает не только внешними, но и внутренними, скрытыми характеристиками, которые в своей совокупности формируют определенный его образ, отражаемый в таких понятиях как индивид, индивидуальность, личность. Сущность человека нужно искать в единстве его внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отношении к миру.

 
© www.textb.net