Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


5. Альтернативы диалектики

  Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
  К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.
  Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
  • метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
  • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
  Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики:
  1. по вопросу связей старого и нового - если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
  2. по вопросу о причине движения - согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
  3. по вопросу взаимосвязи количества и качества - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
  4. по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
  5. в системе мышления - если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис - антитезис - синтез», то метафизический опирается на формулы «или - или, «если не то, значит - это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
  6. в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика - однообразно, по принципу «черное - белое»;
  7. в отношении к познанию - согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);
  8. согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу мощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;
  9. в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
  Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины Движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
  Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
  В советской, постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической «консервативной» диалектике.
  В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей («консервативной») диалектике, - так называемая «негативная» диалектика.
  «Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
  Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903-1969), Жан-Поль Сартр (1905­1980).
  Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отличающие ее от обычной «консервативной»:
  1. диалектика может быть только «негативной» - критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;
  2. диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
  3. новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
  4. «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;
  5. отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
  Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
  Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями: эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.
  Релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания. Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
  Софистика - выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
  Догматизм - восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Темы рефератов и докладов

  1. Модель диалектики Гегеля.
  2. Модель диалектики природы Энгельса.
  3. Неклассические модели диалектики.

Литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
  2. Богданов В.В. Немецкая классическая философия. Курс лекций Таганрог. 2001.
  3. Диалектика и научное мышление. М., 1988.
  4. Жданов Ю.А. Эйнштейн и Гегель//Актуальные проблемы науки. Ростов-на-Дону. 1967. С.36-47.
  5. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог. 2002.
  6. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
  7. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия//Вопросы философии. 2001. №6.
  8. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.9. Кисель М.А. Гегель и современный мир. М., 1982.
  10. Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории. М., 1972.
  11. Поликарпов В.С. Введение в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону - Таганрог. 2003.
  12. Щептулин А.П. Категории диалектики. М., 1971.
  13. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1982.

 
© www.textb.net