Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


7.2. Принципы функционирования исламских банков

  Деятельность исламских банков основана на философии, чуждой жителям Европы и Америки. Выполняя те же самые банковские функции, они делают это в принципе иначе. Хрестоматийный пример: беженец из Ливана возвращается на родину. Восстановить разрушенный отчий дом и начать собственное дело ему абсолютно не на что. У него нет имущества, которое он мог бы предложить в качестве залога под кредит, но есть репутация честного, работящего и набожного человека. После консультаций с банком и поручительства имама местной мечети беженец получил взаймы деньги, чтобы купить грузовик и заняться перевозкой фруктов. Или другой пример: коммерсант из Малайзии крупно пострадал из-за экономического кризиса и валютного краха, постигшего страну. Тогда банк, финансировавший его внешнеторговые сделки, взял убытки на себя. Банк не усмотрел вины клиента в свалившихся на бизнесмена неприятностях. Вкладчики же банка были вынуждены смириться с тем, что в кризисный год не смогут получить доход по своим вкладам.
  В странах Запада, с их развитой правовой культурой и верховенством закона, подобные ситуации невозможны в принципе. Так поступают исламские банки - финансовые институты, функционирующие на принципах мусульманской этики. Полностью на основе принципов шариата банковская система функционирует только в Пакистане, Иране и Судане. Устойчивой тенденцией является увеличение количества исламских банков в странах Персидского залива и в Малайзии.
  Главной особенностью исламских финансов является отказ от ссудного процента. Вознаграждение кредитору не может принимать форму выплаты заранее установленной и гарантированной вне зависимости от доходности предприятия суммы. В исламе праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд, наследство или дар.
  Финансовую деятельность, как и любую другую сферу жизни мусульманина, регламентирует священное писание - Коран, а также свод правовых и религиозных норм - шариат. Согласно шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и недееспособных. Если человек сам не способен пустить деньги в оборот, он должен вложить их в чье-нибудь предприятие и получить долю в его доходах. Финансовые операции, которые совершал более полутора тысяч лет назад основатель ислама Мухаммед, носят те же названия и основаны на тех же принципах, что и финансовые услуги современных исламских банков.
  Вместо процента исламские банки могут предложить вкладчику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. Но, при одном обязательном условии - вкладчик должен разделить и возможные убытки.
  Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов:
  1. Текущий счет, условия открытия которого практически не отличаются от условий открытия аналогичных счетов в западных банках. Проценты по нему не выплачиваются. Клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в любой момент.
  2. Сберегательный счет. Его владелец не имеет права на участие в прибылях, но руководство банка может по своему усмотрению выплачивать премии вкладчикам в зависимости от прибыльности банка. Сберегательный вклад не является срочным. Средства, привлеченные по сберегательным вкладам, банки должны вкладывать в не очень рискованные операции.
  3. Инвестиционный счет. Владелец счета имеет право разделить с банком его прибыль или убытки. Вкладчики получают доход по своим вкладам, который, как правило, сопоставим с процентом в обычных банках. Но, доход этот не гарантирован, как не гарантирован и сам капитал, так как убытки банк компенсирует за счет средств на инвестиционных вкладах. Если банк распорядится средствами клиента не профессионально, то клиент в судебном порядке может потребовать компенсации.
  Ислам настаивает на долевом финансировании (equity finance), как методе мобилизации денежных средств за счет участия инвестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны лежать сделки, касающиеся реально существующих товаров и услуг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капитал должен использоваться в производительных целях.
  На Западе, а также и в России размер ссудного процента, зависит от установленной Центральным банком учетной ставки. В исламской кредитной системе доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил средства вкладчиков. Предполагается, что динамика развития реального сектора будет способствовать установлению благоприятного инвестиционного климата и эффективному распределению финансовых ресурсов. Это позволит покончить с зависимостью реального сектора от интересов банковского капитала, характерной для системы, основанной на ссудном проценте. Денежные активы создаются в ответ на инвестиционные запросы реального сектора. В результате, реальный сектор определяет ставку дохода в финансовой сфере, а не наоборот. Тогда уже не банки будут задавать реальной экономике темп развития, а сам реальный сектор начнет создавать для себя благоприятный инвестиционный климат.
  На практике все выглядит несколько иначе. Многие мелкие и средние предприятия испытывают трудности в получении кредитов на основе разделения прибыли из-за слишком сложного и трудоемкого механизма оценки проекта. Исламские банки принимают решения о предоставлении займов на основе изучения перспектив проекта и деловых качеств клиента. Как правило, от клиента не требуется предоставления залога. Возникает перманентная опасность махинаций, как со стороны клиента, так и со стороны банка. В операциях участия в прибылях клиент может сфальсифицировать отчетность и скрыть от банка реальные доходы проекта, а при финансировании торговой операции по схеме мурабаха (выплата в рассрочку основной суммы займа и наценки «за обслуживание») клиент находится под искушением нажиться за счет задержки платежей.
  Методы нейтрализации банковских рисков мало, чем отличаются от практики западных банков. Главным методом остается аудит всех хозяйственных операций клиента. Если установлено сокрытие доходов, клиента принуждают к выплате недостающей суммы. Банк, как партнер, обладающий всеми правами акционера, может использовать свои права и заменить уличенных в мошенничестве менеджеров предприятия. Наконец, банк может изъять свою долю, а компанию внести в «черный список». В случае просрочки платежей споры решает суд.
  Переход на исламскую модель провоцирует проблемы с государственным кредитом, поскольку выпуск процентных облигаций становится невозможен. Приходится изыскивать приемлемые способы государственных заимствований, которые значительно усложняют ситуацию. Так в Иране, после перехода к беспроцентному кредиту финансирование государственного долга продолжалось за счет кредитов, которые центральный банк предоставлял национализированным коммерческим банкам по фиксированной процентной ставке. Коммерческие банки, в свою очередь, на льготных условиях предоставляли займы предприятиям госсектора. Правительство президента Хатами, проводя экономические реформы, выпускало специальные исламские облигации, которые в ходе приватизации обращались в акции бывших государственных предприятий. Мобилизованные посредством займа средства должны использоваться для реформирования и модернизации предприятий. При этом, доходность облигаций должна определяться прибылями компаний, включенных в фонд обеспечения государственного займа.
  Хотя наиболее приемлемым видом операций для исламских банков является долевое финансирование проектов, на практике большая часть банковских активов приходится на краткосрочное финансирование торговых сделок. Краткосрочные инструменты предлагаются с доходностью 5 - 6 %. Банк, при этом, получает прибыль за счет наценки за обслуживание (мурабаха). А это не вполне приемлемо с религиозной точки зрения: принцип мурабаха более напоминает ссудный процент.
  Безусловно, позитивным аспектом исламской экономической мысли, по мнению специалистов, является отрицательное отношение к спекулятивной сверхприбыли.

 
© www.textb.net