Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


§ 4. Походы и путешествия средневековья

  Начало средневековья ознаменовалось «великим переселением народов». Северные европейские народы также пришли в движение в необычайных размерах. Римская империя пыталась регулировать этот процесс. С некоторыми народами заключали договоры, позволявшие им селиться на территории империи, где для них выделялись казенные или отторгнутые от больших поместий земли. Это были бургунды, вестготы. Всё больше Римская империя узнает о варварах, живущих около ее границ. В трудах Феофана «Хронография», Маврикия «Стратегикон», Иордана «О происхождении и деянии гетов» появляются описания жизни славянских народов.
  В раннее средневековье регулярное дорожное сообщение существовало благодаря римским дорогам. С IV в. их начинают восстанавливать, и они приобретают «вторую жизнь». В Центральной Европе первая дорога государственного значения была построена между Майнцем и Кобленцем. Всю Центральную Европу пересекала грунтовая дорога - «Виндобонская стрела» - из Прибалтики до Виндобоны (Вены). По ней доставляли янтарь. Лучшие дороги в Византийской империи были на Балканах.
  Широкое распространение в средние века получило паломничество. Покровителями паломников в средневековье становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие странствие для поклонения Младенцу Иисусу. Они стали почитаться христианами со II века.
  Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III - IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности Храм «Гроба Господня». Мать Константина, царица Елена, предприняла странствие в Иерусалим, где содействовала открытию «Древа Креста Господня» в одной из пещер, недалеко от Голгофы. К этому времени восходят имена таких известных паломников, как св. Порфирия, впоследствии ставшим епископом Газским; Евсевия Кремонского; св. Иеронима, изучавшего в Вифлееме Святое Писание апостола Павла; дочь Иеронима - Евстахия из знаменитого рода Гракхов, которая похоронена недалеко от места рождения Иисуса Христа.
  По мере распространения христианства, в Европе все больше появлялось желающих посетить Палестину. В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Уже в V в. для паломников, следовавших из Галлии, был составлен маршрут, или дорожник, который служил им путеводителем от берегов Роны и Дордоны до реки Иордан. В VI в. из Пьяченцы совершил странствие в Святую Землю св. Антонин с большим количеством своих почитателей. После этого путешествия бы составлен еще один дорожник - «Пьяченский дорожник», обстоятельно описана Святая Земля.
  Но в VII в. при халифе Омаре случилось событие, которое для христиан считается самым большим бедствием со времен рождения Христа. Священный город Иерусалим был захвачен мусульманами. До сих пор не стихают страсти на этой многострадальной земле.
  Однако даже и в этих условиях паломничество к святым местам продолжалось. Наиболее благоприятные условия для паломничества сложились во времена правления халифа из династии Абассидов - Гаруна аль-Рашида (786 - 809). Между ним и императором Карлом Великим (768 - 814) установились полные взаимного уважения отношения. Он послал Карлу Великому ключи от храма Гроба Господня. В это время в Иерусалиме по указу Карла Великого был построен специальный странноприимный дом для паломников.
  Начиная с IX в., паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. А в XI в. католическая церковь заменила паломничеством церковное покаяние.
  Таким образом, паломничество является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым естественным чувствам человека, помноженным на религиозный порыв. В большой чести у паломников были св. Иларий в Пуатье, св. Марциал в Лиможе, св. Сернен в Тулузе, св. Дени в Париже, св. Реми в Реймсе, св. Мартин в Type, которым шли поклоняться за 200 км и более. Со временем объектами поклонения паломников становятся гробницы епископов. Известно паломничество основателя франкского государства Хлодвига к обители Сен-Мартен в Type в 498 г.
  К «местным» паломническим центрам можно отнести Гаргано, знаменитый чудесами св. Михаила, или Кассино, прославленный св. Бенедиктом. Были свои святыни и на Пиренейском полуострове, занятом маврами, куда также шли паломники из Европы. Французский король Робер ездил в Рим поклониться мощам св. Петра и Павла. Одной из христианских святынь, находившихся в Галисии, была могила Святого Иакова.
  Паломничество породило еще один вид путешествий - странствия с миссионерскими целями. Одним из первых миссионеров, распространявших христианство еще в IV в. в европейских странах, был Мартин Турский. Начав проповедническую деятельность в районах северо-западной Галлии, он затем отправился в Британию. Там его деятельность была настолько успешна, что многие бритты, став христианами, в свою очередь занялись миссионерской деятельностью. Они распространили христианство в Ирландии и далее, вплоть до Исландии.
  В IV - VIII вв. ирландская церковь по уровню культуры занимала лидирующее положение в Европе. Многие из ирландских монахов стали основными проповедниками христианства. Наиболее прославленным из них является св. Колумбан, живший на рубеже VI - VII вв. Он знал произведения Вергилия и Горация, читал Сенеку и Ювенала, но главным его желанием было «странствовать за Христа». Подобно Христу, он отправился в путь с двенадцатью товарищами-монахами. Первый монастырь был им создан в 575 г. в пустынных Вогезах. Как миссионер он путешествовал по Галлии, Алеманнии и Лангобардии, основывая монастыри. Наиболее известным и крупным культурным центром становится монастырь недалеко от Генуи - Боббио.
  Другим примером миссионерской деятельности являются странствия Св. Аманда, современника Колумбана.
  Вслед за монахами на Ближний Восток проникали купцы. Наиболее известным из них был александрийский купец Косма. В VI в. он побывал в Эфиопии, Индии и Западной Азии, за что получил прозвище Индокоплов, т.е. «плаватель в Индию». После возвращения он написал сочинение «Христианская топография Вселенной». На первое место Косма ставил авторитет Библии, стараясь согласовать данные физического землеведения с содержанием Священного Писания.
  Наряду с миссионерами и купцами, путешествия совершали пилигримы (странствующие монахи), которые переходили из одного монастыря в другой. Их принимали везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Пилигримы шли и в Египет, где странствовали по пустыням близ древнего Мемфиса, «приобщаясь» к жизни знаменитых пустынников - Павла и Антония. Но, конечно, самым сокровенным желанием было посещение Иерусалима.
  Пилигримов было столь много, что во второй половине VIII в. специально для них были созданы путеводители (итинерарии). Самый ранний из них - «Повесть Епифания Агиополита о Сирии и Св. Граде». В XII в. византийским паломником Иоанном Фокой составляется еще один итинерарий под названием «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины». В нем дается описание Бейрута, Силона, Тира и Назарета, описываются христианские святыни в долине реки Иордан и вблизи Мертвого моря. Иоанн Фока посетил также Вифлеем, Кесарию Палестинскую и откуда отплыл в место своего проживания - остров Крит.
  Но, несмотря на развитую систему паломничества и миссионерства в Европе, доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи Средневековья принадлежит арабским путешественникам.
  В VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали огромную территорию. На востоке - Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии - Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо- западе - Сирию и Палестину, на западе - всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский полуостров.
  Таким образом, к VIII в. арабы владели западным, восточным и южным побережьем Средиземного моря, всем побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем.
  Одним из первых арабских путешественников был купец из Басры Сулейман. В 851 г. он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай. Попутно он посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. Во время путешествия Сулейман вел записи. Впоследствии эти записи были дополнены арабским географом Абу-Зейд- Гассаном и в том виде сохранились до наших дней.
  В начале X в. персидский писатель Ибн-Даст путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе. Результаты своих странствий он изложил в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ». В ней он упоминает о славянах, описывает их быт, нравы, обычаи. О славянах и древних русичах писал в своей книге «Путешествие на Волгу» Ахмед-Ибн- Фодлан. Он в составе посольства багдадского халифа Муктадира отправился к волжским булгарам с целью укрепления их в исламской вере. Посольство прошло через Иранское нагорье и Бухару в Хорезм, пересекло плато Устюг, Прикаспийскую низменность и достигло средней Волги близ устья Камы. Ибн-Фодлан свидетельствует, что видел там много русских купцов. Это говорит о том, что к тому времени торговые пути русских купцов пролегали далеко на восток.
  Из путешественников первой половины X в. можно отметить багдадского историка и географа Массуди. До нас дошли две его книги: Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения». Он посетил все страны Ближнего и Среднего востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, а на юге - Восточную Африку до Мадагаскара.
  В середине X в. по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Индии путешествовал арабский писатель Истахри, который на основании личных наблюдений и литературных материалов написал «Книгу климатов». Побывавший во всех мусульманских странах, другой арабский путешественник Ибн-Хаукаль дополнил труд Истахри, написав книгу «Пути и царства». Последователем Истахри был также палестинский араб Мукаддаси (в другом варианте Мандиси), который 20 лет странствовал по передней Азии и Северной Африке.
  Известным путешественником в X в. был хорезмский ученый-энциклопедист и поэт Абу-Рейхан Бируни (973 - 1048). Во время своих вынужденных странствий он изучил Иранское нагорье и часть Центральной Азии. Не по своей воле ему пришлось сопровождать завоевателя Хорезма афганского султана Махмуда Газневи во время похода на Пенджаб. Бируни собрал материалы по индийской культуре и положил их в основу своего большого труда об Индии, который назвал «Канон Массула». Бируни также написал книги: «История Индии», «Минералогия», «Памятники минувших поколений». В своей книге «Ключ к астрономии» Бируни критиковал мнение о неподвижности Земли и высказал предположение о гелиоцентрическом строении мира. Он указал на постепенное возникновение различных слоев земной поверхности.
  Выдающимся арабским ученым был Идриси (1100 - 1166). Он посети Малую Азию, Англию, Францию, Испанию, а образование получил в Кордове. Идриси был приглашен сицилийским королем Рожером II в Палермо для составления географических карт. В течение 1 5 лет Идриси занимался обработкой доставляемых ему сведений. Итогом работы стали два больших сочинення. Первое - «Развлечения истомленного в странствии по областям», больше известное как «Книга Рожера», снабжено 70 картами. Второе - «Сад приязни и развлечение души» - было снабжено 73 картами. Под руководством Идриси в Палермо был построен макет небесного свода, а также земной диск с нанесенными на нем изображениями семи климатов Земли. Но все это было разрушено в 1160 г. во время беспорядков.
  В XIII в. карты, составленные Идриси, были исправлены и дополнены арабским путешественником Ибн-аль Варди, который написал книгу «Жемчужина чудес».
  В XIII в. все географические познания арабских путешественников были обобщены в многотомном «Географическом словаре», созданном византийским греком, мусульманином по вероисповеданию Якутом. Он использовал не только материалы арабских авторов, но и византийских христианских писателей. Много лет он жил в Старом Мерве и работал в библиотеках этого средневекового культурного и научного центра.
  Самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн Баттута (1304 - 1377). В 1325 г. он отправился из своего родного города Танжера в Александрию. Затем он поднялся вверх по Нилу до первого порога, посетил Сирию, Палестину, Западную Аравию и Ирак. Затем посетил Мекку и пошел берегом на юг Йемена, а оттуда морем до Мозамбикского полива. На обратном пути Ибн Баттута через Занзибар морем добрался до Ормуза, побывал на Бахрейнских островах и в Южном Иране, а затем вернулся в Египет. Из Египта через Сирию и Малую Азию он прошел до города Синопа на Черном море, переплыл к южному берегу Крыма, а оттуда направился в столицу Золотой Орды Сарай-Берке, расположенную в низовьях Волги, на верхней Ахтубе. Далее путешественник пошел на север до города Болгар. Вернувшись в Сарай-Берке, Ибн-Баттута сопровождал татарское посольство в Константинополь. Из Константинополя Ибн Баттута через Прикаспийскую низменность и пустынное плато Устюг дошел до города Ургенч, а оттуда в Бухару. Он посетил Самарканд, затем повернул на юг, пересек Амударью, преодолел Гиндукуш и вышел в долину среднего Инда. Там он через Пенджаб дошел к Дели. Ибн Баттута прожил в Индии несколько лет как чиновник делийского султана. В 1342 г. он был послан султаном в Китай, но по пути в (Южной Индии) был ограблен. Оставшись без средств к существованию, он вынужден был поступить на службу к мусульманскому правителю Мальдивских островов. Раздобыв средства, Ибн Баттута прибыл на Цейлон, оттуда морским путем отправился в Китай, побывал в Пекине. Затем снова отплыл на Цейлон, оттуда через Малабар, Аравию, Сирию и Египет в 1349 г. вернулся в Танжер.
  Закончив свои странствия, Ибн Баттута продиктовал описания своих путешествий. За 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 1 20 тыс. км. Книга «Путешествия Ибн Баттуты» переведена многие европейские языки. Она содержит большой исторический, географический и этнографический материал.
  Таким образом, арабские ученые-путешественники IX - XIV вв. внесли большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций.
  Но арабские завоевания имели и негативный оттенок для Европы. С возникновением арабского халифата для европейцев были закрыты пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Это привело к тому, что в IX в. произошел сдвиг торговых путей на север Европы.
  Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в этот период были норманны. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, жившие на территории современных Бельгии и Голландии; кельты, англосаксы, франки, жившие на территории современных Ирландии, Англии и Франции; викинги, скандинавы, остманы, нордлейды, жившие на территории современных Финляндии, Норвегии и Швеции; даны, аксаматы, гейды, исторлинги, жившие на территории современной Дании, на севере Германии, а также на побережье Балтийского моря. Норманны, т.е. северные люди, было общим названием для этих народов. В Византии их называли варангами, на Руси - вярягами, а арабы называли их мадхусами, что значит «языческие чудовища».
  Субцивилизация норманнов существовала с середины VIII до начала XII вв. Основными занятиями норманнов были скотоводство и рыболовство. Корабли норманнов были построены из дубового и елового дерева. Их корабли отличались от тех, которые плавали по Средиземному морю. Они были с высокими бортами и заостренным дном. Это были суда типа «река - море», длиною не более 30 метров, а в ширину 4,5 метра. На них норманны доходили до Константинополя. Остродонные (килевые) корабли норманнов произвели настоящую революцию в кораблестроении. Впоследствии такие суда были введены на всем побережье Европы.
  Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. Навигационных приборов норманны не знали. В открытом море они ориентировались по звездам и Солнцу. Определить свое местоположение им помогала также глубина и температура воды в океане. Кроме того, они ориентировались по полету птиц. Известно так же, что когда норманны плыли к Гренландии, они ориентировались в пути по движению косяков рыбы - трески и сельди.
  В 985 г. один из кораблей, руководимый Бьярни, плывший из Исландии в Гренландию, был отнесен далеко на запад, но моряки сумели все же приплыть обратно в Гренландию, где рассказали о новой чудесной земле, покрытой густыми лесами. В 1000 г. Лейф Эйриксон открыл Америку. На этот раз открытие новых земель не было случайным. Лейф отправился всего на одном корабле с командой из 35 человек. Они делали остановки на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд - «Лесная страна», и в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, назвав эту землю Винланд - «Земля винограда». В Винланде норвежцы зазимовали. После возвращения в Гренландию было решено колонизировать эти земли. Группа переселенцев, возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже поселилась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки.
  Но дружественные отношения с аборигенами у переселенцев не сложились. Это даже следует из того, что викинги назвали их «скраелингами» - негодяями. Викинги бежали. И хотя были предприняты еще пять экспедиций в Винланд, они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами. Память о великих морских походах норманнов сохранилась в «Саге о гренландцах», «Саге об Эрике Рыжем», «Саге о Гисли» и др.
  Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы, и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и колонизировали Исландию.
  Согласно легенде, Исландия была открыта в 860 г. норвежцем Наддодом, чей корабль сбился с курса и пристал к незнакомым берегам. Вскоре здесь появляются переселенцы из Скандинавии, которые посчитали, что климат южных районов Исландии очень схож с климатом их родины, что позволило им заниматься хорошо известными видами хозяйственной деятельности. Колонисты не теряли связи со Скандинавией и торговали также и с другими народами континентальной Европы и населением Британских островов.
  В 900 г. шторм стал причиной открытия Гренландии. Корабль, возглавляемый Гуннбьёрном и направляющийся из Норвегии в Исландию, был отброшен к незнакомым берегам. Мореплаватель не стал исследовать неизвестный берег и возвратился в Норвегию. Позже Эрик Рыжий нашел эту страну и в течение трех лет исследовал ее побережья. Для того чтобы привлечь переселенцев, он даже назвал эти не очень приветливые земли Зеленой Землей (Гренландией). В 985 г. первая партия переселенцев на 25 кораблях отправилась из Исландии на новые земли. Но лишь 14 кораблей сумели добраться до Гренландии, остальные или затонули во время шторма, или повернули обратно в Исландию. Потомки викингов были вытеснены из Гренландии спустя почти 400 лет коренными жителями этого острова - эскимосами.
  Норманны укрепились на северных и восточных берегах Британии и на востоке Ирландии. На территории нынешней Франции они укрепились в низовьях Сены. Эта территория и до сегодняшнего дня носит название Нормандия.
  Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, проникали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Южную Европу и доходили до Сицилии.
  Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное влияние на подготовку и проведение путешествий последующих мореплавателей. Кроме того, они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей.
  В IX-XI вв. в Европе продолжал развиваться паломнический туризм, который в большей степени совершался с целью замаливания грехов. Начиная с IX в. паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. В 868 г. знатный и богатый бретонец Фротмонд, убивший своего дядю и одного из братьев, был осужден на трехразовое «путешествие» в Святую Землю для получения полного искупления своих грехов. Римский префект Цензий, оскорбивший самого папу в церкви Санта-Мария-Маджоре, пленив его в алтаре и посадив в тюрьму, был вынужден вымаливать себе прощение у подножия Гроба Господня.
  К знаменитым западноевропейским паломникам XI в. относят Фулька Анжуйского, обвиненного в убийстве жены и в других преступлениях, который три раза посещал Святую Землю; Роберта Нормандского, отца Вильгельма Завоевателя, по велению которого был убит его брат Ричард. После поста с молитвами, одетые в саван паломники посещали церковь Гроба Господня. Этот саван сохранялся ими всю оставшуюся жизнь, и, как правило, в нем их и хоронили. Многие старались посетить Вифлеем и брали оттуда с собой на родину пальмовую ветвь.
  Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы - госпитали (hospes). В XI в. особенно славился своим приемом паломников, следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Ценисе.
  В этом же веке в Испании для паломников создаются приюты - альбергерии и оспиталии, где можно было не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь и обменять деньги. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокол и даже выступать в роли проводников.
  Особую услугу для паломников оказывал рыцарский Орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую Землю. Задачей братства была помощь паломникам и купцам, а также их защита от разбоя неверных, что вызвало боевой дух рыцарей этого Ордена. Госпитальерами была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку.
  Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные цели, помощь паломникам оказывали лишь отдельные рыцари Ордена. В 1259 г. папа римский даже специальным указом утверждает три вида членов Ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.
  Несмотря на развитую систему приютов и гостиниц, совершать паломничество к святым местам становится все труднее. Паломники попадали в Иерусалим через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. Перед воротами часто скапливались многотысячные толпы странников в ожидании богатого паломника, который смог бы уплатить за них пошлину. Измученные голодом и нищетой странники вынуждены были месяцами ждать своего часа. Был случаи, когда люди умирали у ворот Иерусалима. Но даже те, кто заплатил налог, не чувствовали себя в безопасности. В городе царила атмосфера вражды и неприязни к христианам. Участились случаи нападения на паломников, идущих к святым местам.
  В Европе забили тревогу. При массовом стечении народа зачитывались письма известных паломников о положении христиан и паломников из европейских стран на Ближнем Востоке. Нагнеталась истерия. В 1095 г. папа Урбан II перед тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных. Экзальтация чувств папы римского во время этой речи, густо пересыпаемой изречениями пророков, была столь велика, что сопровождалась плачем и рыданиями толпы.
  Так началась эпоха крестовых походов. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой Земли от неверных - мусульман - и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу. Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся. Он возник в конце XVII в., когда придворным историком Людовика XIV Луи Мэмбуром был написан научный труд, посвященный этой эпохе. Он назвался «История крестовых походов».
  Каждому, кто желал отправиться в дорогу и постоять за своих братьев по вере, священник выдавал полотно с изображение креста, а одежда окроплялась святой водой. На время отсутствия крестоносцев их имущество и семьи должны были находиться под охраной церкви. Крестоносцы на время походов освобождались от каких-либо долговых обязательств, а также от податей и налогов. Крепостные, пожелавшие принять участие в походе, освобождались от власти своих феодалов. Кроме того, церковь обещала отпущение грехов всем, кто примет крест.
  Весной 1096 г. начался первый поход на Палестину. Этот поход можно разделить на две части. Сначала из Северной и Средней Франции и Западной Германии отправились крестьяне и городские маргиналы со своими семьями. Их было около 30 000 тыс. человек. Они были плохо или совсем не вооруженные. Это был так называемый «поход бедноты». Его возглавляли Петр Пустынник и нищий рыцарь Вальтер Голяк. Двигались они по хорошо известному паломникам пути - по Рейну и Дунаю. Только вели себя эти «паломники» как грабители. Массовое мародерство, разбои настроили против них местное население. С целью защиты своих граждан в некоторых странах (Венгрии, византийской Болгарии) создавались специальные коридоры, не дававшие движущемуся обозу свернуть с дороги.
  Дурная слава о таких горе-паломниках дошла до Малой Азии, где господствовали турки-сельджуки. Турки дали возможность крестоносцам дойти до города Никеи, и, не желая подвергать опасности свое население, перебили почти всех. Лишь отряду в 3 000 человек удалось вернуться обратно.
  Осенью этого же года в поход двинулись хорошо вооруженные рыцарские отряды. Их ополчение состояло из четырех частей. Во главе рыцарей Северной Франции стоял нормандский герцог Роберт; Южной Франции - граф Раймонд Тулузский; Лотарингии - герцог Готфрид Бульонский и его брат Балдуин; Южной Италии - Боэмунд Таренский. За рыцарями тянулись обозы с крестьянами.
  Весной 1097 г. эти отряды соединились в Константинополе. С властями и местными жителями крестоносцы вели себя вызывающе, совершали грабежи и беспорядки. Византийский император Алексей II, с одной стороны, не желая ссориться с крестоносцами, а с другой, стремясь защитить своих граждан, в срочном порядке организовал переправу рыцарских отрядов к берегам Малой Азии.
  Преодолевая сопротивление турок, крестоносцы вторглись в пределы христианского армянского княжества Киликия. Это бывшая римская провинция со столицей городом Эдесса. Несмотря на протесты со стороны Византии, крестоносцы захватили это княжество и на его территории создали Эдесское графство, которое возглавил Балдуин.
  В 1098 г. крестоносцы захватили город Антиохию (ныне Антакия) и создали княжество Антиохийское, во главе которого стал Боэмунд Таренский.
  Весной 1099 г. крестоносцы в составе 20 тыс. рыцарей подошли к Иерусалиму и после длительной осады взяли его штурмом.
  Таким образом, к 1100 г. образовалось четыре государства крестоносцев: графство Эдесское, княжество Антиохийское, графство Триаполи, доставшееся Раймонду Тулузскому, и королевство Иерусалимское, во главе которого стал Готфрид Бульонский. Три первых государства были в вассальной зависимости от последнего. Местное население, по сути, было превращено в крепостных. Церковь получила огромные земли и полное освобождение от налогов. Быстро наращивались объемы торговли, в которой государства крестоносцев стали центрами транзитной торговли между восточными странами и Европой. Европа процветала. Потоком хлынули товары из Египта, Сирии, Персии, стран Аравийского полуострова. Но главное - сбылась вековая мечта: Иерусалим снова стал христианским. Можно сказать, что это был «золотой век» средневековой Европы и, казалось, уже никто не мог поколебать ее могущество.
  Но в 1144 г. эмир Мосула нанес поражение крестоносцам и захватил Эдесское княжество. Обеспокоенные военной активизацией мусульман, в Европе стали организовывать новый крестовый поход.
  Второй поход (1147 - 1149) возглавили французский король Людовик VIII и германский император Конрад III. Духовным вдохновителем этого похода был теолог Бернар Клервосский. В Европе был введен специальный налог на снаряжение крестоносцев. В поход шли и рыцари, и простой народ. Многих знатных рыцарей сопровождали их жены и даже прислуга. Сами рыцари отплыли в Константинополь на кораблях. Простолюдины вынуждены были добираться в этот город по суше, и большинство из них погибло в дороге.
  Феодалы-рыцари рассматривали этот поход не столько как военную акцию, сколько как увеселительное путешествие. Прибыв в Константинополь, они проводили время в праздных застольях и развлечениях и не смогли организовать серьезное наступление на Дамаск, который изначально был целью этого похода.
  У мусульман же в это время было создано объединенное государство. После падения династии Фатимидов в Египте (1171 ) султаном стал полководец Саладин, который объединил Египет, Сирию и некоторые части Месопотамии. Саладин объявил крестоносцам «священную войну» (газават). Его войска отбили у крестоносцев города Сидон, Бейрут и 1187 г. захватили Иерусалим. Это послужило толчком к началу нового крестового похода.
  Третий поход (1189 - 1192) возглавили король Англии Ричард I Львиное сердце, французский король Филипп II и германский император Фридрих I Барбаросса.
  Войска Фридриха I двигались по суше через Софию и Адрианополь. Затем переправились через пролив Дарданел в Малую Азию. Там, при переправе через одну из рек, Фридрих I утонул. Дойдя до города Конья (центральная часть Турции), рыцари повернули назад.
  Войска под предводительством Ричарда I отправились морем из Лондона и Дартмуда, вдоль берегов Франции, Испании и через Гибралтарский пролив вошли в Средиземное море. В Марселе и Генуе к ним присоединились рыцари во главе с Филиппом II. Далее из Лигурийского моря через пролив Бонифачо их корабли вошли в Тирренское море и через Мессинский пролив - в Средиземное море.
  Рыцари Ричарда I захватив острова Крит и Родос, соединились с рыцарями Филиппа II у города Акра, который взяли штурмом, и готовы были идти на Иерусалим. Но, узнав о том, что войска Фридриха I повернули назад, а сам германский император погиб, крестоносцы отложили штурм Иерусалима до следующего крестового похода.
  Четвертый поход (1202 - 1204). За десятилетие после третьего похода в политической жизни Европы произошли большие перемены. Крупные феодалы требовали передела собственности, обострилась борьба за власть, поколебалась вера народных масс в спасительный характер походов на Иерусалим, а сами походы становились завоевательными, хотя по-прежнему проходили под знаменем Христа.
  Примером этому явился четвертый крестовый поход. В нем участвовали французские, итальянские и германские феодалы. Организатор этого похода папа Иннокентий III выступил с инициативой отвоевать у арабов Египет и поделить эти земли. Корабли с крестоносцами должны были отплывать из Венеции. Но венецианским купцам удалось изменить намерения крестоносцев (путем подкупа, обмана и т.д.). В результате чего крестоносцы пошли не в Египет, а, обогнув Балканский полуостров, проплыв через Эгейское и Мраморное моря, вероломно напали на Византию. Византийская империя с XI в. была ослаблена завоеваниями турок-сельджуков, и поэтому не смогла оказать серьезного сопротивления крестоносцам. В 1 204 г. крестоносцы захватили и разрушили Константинополь. На месте Византийской империи крестоносцы создали Латинскую империю, Фессалийское и Ахейское княжества, а также Афинско-Фиванское герцогство.
  В таких условиях поход на Иерусалим становился неактуальным. Внимание феодальной Европы переключилось на вновь созданные государства. Но не все были довольны итогами четвертого похода. Особое недовольство проявляли вновь созданные Ордена доминиканцев и францисканцев. Они считали, что феодалы опорочили благородную миссию крестовых походов и настаивали на очищении от грехов. Они считали, что спасти положение могут только невинные души детей. Так родилась одна из самых грандиозных и трагических авантюр средневековья.
  В 1212 г. состоялся так называемый «детский крестовый поход». Возглавил его мальчик-пастух по имени Стефан, которому внушили, что он посланец Бога и призван вести детей-праведников, чтобы отвоевать Святую Землю у мусульман. По всей Европе на призыв откликнулось около 50 тыс. детей. Их сбор проходил в Марселе. Оттуда на кораблях их должны были отправить в Сирию. Но дети были обмануты работорговцами и вместо Сирии их отвезли в Египет, где продали на невольничьих рынках.
  От такого коварства Европа пришла в уныние. Движение крестоносцев пошло на убыль. Но агитация со стороны греко-католической церкви все же дала свои результаты. Был организован новый крестовый поход.
  Пятый поход (1217 - 1212) возглавил венгерский король Андраш. Это был слабый поход. Западноевропейские феодалы и правители считали венгерского короля выскочкой и не оказывали ему поддержки. Крестоносцы Западной Европы готовили свой поход.
  Шестой поход (1228 - 1229) возглавил отлученный от церкви германский император Фридрих II. Узнав об этом, папа Григорий IX пытался запретить этот поход. Но остановить рыцарей было уже невозможно. Тем более, что Фридрих II пытался искупить свою вину за детей, которые попали в рабство. Поход был достаточно успешным. Рыцари захватили города в Палестине и Египте, вернули часть подростков на родину. Крестоносцам даже удалось взять Иерусалим. Но особого энтузиазма в Европе от этого не испытывали. Через 15 лет, в 1244 г., мусульмане снова захватили Иерусалим. И, хотя после этого крестовые походы еще совершались, но они носили уже чисто завоевательный характер.
  Седьмой поход (1228 -1254) возглавил французский король Людовик IX. Рыцари отправились на завоевание побережья Северной Африки (территория современного Туниса, Марокко и Алжира). Поход закончился провалом, а сам Людовик IX попал в плен, из которого впоследствии был выкуплен за огромные деньги. Более того, крестоносцы лишились всех своих владений.
  В 1261 г. под натиском войск византийского императора Михаила VIII Палеолога перестала существовать Латинская империя крестоносцев. Византийская империя была восстановлена, но от ее былого величия остались лишь воспоминания. В 1268 г. крестоносцы потеряли Антиохию. Череда поражений заставила крестоносцев организовать новый поход.
  Восьмой поход состоялся в 1 270 г. Вопрос об отвоевании Святой Земли у неверных уже и не фигурировал в числе основных задач этого похода. Он не только не улучшил положение, но принес новые потери. В 1289 г. крестоносцы сдали город Триполи, а в 1291г. оставили свой последний оплот в Сирии и на всем Ближнем Востоке - город Акру. За рыцарями-крестоносцами на Востоке сохранились лишь острова Крит, Родос и ряд других островов Средиземного моря.
  На этом была поставлена точка в почти трехсотлетней эпохе крестовых походов.
  Но в историческом и социальном плане крестовые походы имели и позитивные результаты.
  Западные европейцы впервые большими массами поднялись со своих мест, что дало им возможность познакомиться с неизвестными им странами и народами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои.
  Благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями науки и культуры арабского мира. Европейские ученые значительно обогатили свои познания в области астрономии, географии, математики, химии.
  В Европе возникают университеты. Первым университетом можно считать Болонский, основанный в конце XI в. В 1 200 г. возникает Парижский университет, который учредительной грамотой Филиппа II оформляется как «Сорбонна». В XII в. были основаны Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский в Испании и Неаполитанский в Италии.
  Арабские философы перевели на арабский язык и сохранили многие произведения античных авторов, в частности Аристотеля.
  В европейской литературе стали появляться новые сюжеты, заимствованные из произведений восточных авторов.
  Разнообразнее стала пища. Европейцы стали культивировать до этого им неизвестные рис, абрикосы, лимоны, гречиху, арбузы, фисташки, употреблять сахар, получаемый из сахарного тростника. До этого в Европе единственным сладким продуктом был мед.
  В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы. Крестоносцы их увидели в Сирии. Восточного происхождения некоторые ткани, например атлас, что в переводе с арабского означает «красивый». С конца XII в. стали разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы.
  Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям.
  Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале XIII в. монголо-татары создали огромную империю от Дуная до Тихого океана. В результате монгольских завоеваний были созданы пути через восточную Европу в Среднюю Азию и Китай. В европейских кругах считали, что с монголами можно не только торговать, но и использовать их в качестве союзников в борьбе с мусульманами во время крестовых походов.
  В 1245 г. по поручению папы Иннокентия IV для установления дипломатических отношений с монгольскими ханами отправился итальянский монах-францисканец Джиованни дель Плано Карпини. Он выехал из Лиона, где находилась резиденция папы. Затем проследовал через чешские и польские земли и прибыл в Киев. Там он приобрел меха и другие ценные подарки для монгольского хана. Из Киева Карпини дошел до города Данилова, и, переехав в Канев на Днепре, оказался во владениях монголов.
  Посольство Карпини первоначально достигло ставки хана Батыя, которая находилась в устье Волги. Подарки и содержание папской грамоты монголам понравились, и Карпини было разрешено ехать в Каракорум к Великому хану Угэдэю. Но Карпини разрешили взять с собой только одного спутника - монаха-францисканца Бенедикта. Они проехали более восьми тысяч километров за три с половиной месяца. К моменту их прибытия в Каракорум скончался Великий хан Угэдэй. Пока послы ждали, кто станет новым великим ханом, Карпини вел наблюдения за жизнью и бытом монголов. В своей знаменитой книге «История монгалов» Карпини рассказывает об обычаях, нравах, традициях этого народа, дает описание их внешности и даже черт характера. Через месяц Великим ханом был провозглашен сын Угэдэя Куюк. Он отверг предложение послов о военном союзе и даже пригрозил разрушить весь мир от Востока до Запада. Благополучно покинув Каракорум, послы в 1247 г. достигли Киева, а оттуда вернулись в Рим.
  Спустя шесть лет после возвращения Карпини к монголам отправился францисканский монах Гильом де Рубрук. Он был послан Людовиком IX во время седьмого крестового похода. В 1253 г. Рубрук отплыл из Акры (тогда она еще находилась под властью крестоносцев) для того, чтобы уговорить монголов выступить против мусульман и помочь терпящим поражение рыцарям Людовика IX. Рубрук морем добрался к Крымскому полуострову. Далее на повозках доехал до Волги и по маршруту, проложенному Карпини, достиг Каракорума. Там его принял Великий хан Мункэ, который в очередной раз отверг предложения европейцев о каком-либо союзе.
  Но оставленный Рубруком труд - «Путешествие в восточные страны» дал европейцам много ценных сведений о жизни монголов. В 1911 г. книга была переведена на русский язык. В ней описаны Астрахань, Кавказ, города Малой Азии. Обследовав побережье Каспийского моря, Рубрук определил, что это не океанский залив, как это полагали Геродот и Страбон, а озеро. Рубрук также обзначил на карте Центрально-Азиатское нагорье.
  С миссионерскими целями путешествовал по Азии францисканский монах из Чехии Одорико Матиуш. Он начал странствие в 1316 г. от стен Константинополя. Перейдя через Кавказ, он достиг Ирана, где посетил древнюю столицу Персеполь. Затем побывал в Багдаде и оттуда переехал в портовый город Ормуз и морем доплыл до Бомбея. Пройдя на юг по Малабарскому побережью, он посетил остров Цейлон и Мадрас. Из Мадраса он отплыл на большие Зондские острова и оттуда прибыл в Китай. Три года Матиуш жил в Пекине. Возвращался путешественник через Тибет, Афганистан, Северный Иран, Кавказ, а оттуда морским путем в Венецию. В общей сложности его путешествия продолжались 14 лет, и везде где бывал Одорико Матиуш, он пытался обратить местное население в христианскую веру. За свою миссионерскую деятельность он был канонизирован католической церковью.
  И все же самым знаменитым путешественником Средневековья считается венецианский купец Марко Поло.
  В XIII в. в акватории Средиземного моря господствовали венецианские и генуэзские купцы. Именно они пытались составить конкуренцию арабским купцам в борьбе за рынки сбыта Востока, Центральной Азии и Китая. Самыми богатыми купцами Венеции, которых по уровню доходов можно было поставить в один ряд с дворянами, были братья Николо и Маффео Поло. Они жили в Константинополе, где в то время господствовали венецианские купцы, по воле которых крестоносцы и захватили этот город. Оттуда братья с целью установления новых торговых связей отправились на северо-восток, в страну татар. В 1266 г. они прибыли к хану Хубилаю, четвертому сыну Чингисхана. Монголы приняли предложение купцов и решили отправить посольство, поручив братьям Поло быть его представителями перед папой Григорием X. Венецианцы вернулись домой в 1 269 г. В следующее путешествие братья Поло взяли с собой сына Николо Марко.
  Второе путешествие началось в 1271 г. из Акры. Константинополь в то время был уже отвоеван у крестоносцев, и там господствовали византийские и генуэзские купцы - злейшие враги венецианцев. Далее купцы дошли до города Лаяс (порт в Киликии). Затем путь их лежал через города Кайсерию, Сивас, Эрзинджан и Эрзерум в Малой Азии. Через Анатолию они прибывают к подножию горы Арарат и далее через Мосул, Тебриз купцы путешествуют по городам Персии: Тавриз, Сава, Иезд, Керман. Затем из Ормуза они намеревались на корабле отплыть в Китай. Но корабли им показались ненадежными, и они повернули на север в Афганистан. Затем они пересекли Памир и спустились на караванный путь из Средней Азии и Персии в Китай. Но, в отличие от первого путешествия, купцы пошли не к Каракоруму, а повернули на юго-запад и вышли к Желтой реке и добрались до Шанду - летней ставки Великого хана Хубилая. Марко Поло поступил на службу к монгольскому хану и служил при дворе Хубилая 1 7 лет.
  В 1295 г. Марко Поло вернулся в Венецию. К этому времени вражда между венецианскими и генуэзскими купцами достигла своего предела. Это вылилось в открытое противостояние. В 1298 г. генуэзский флот напал на венецианскую республику. Генуэзцы нанесли венецианцам поражение. Среди пленных венецианцев был Марко Поло. Его заточили в крепость, и там он продиктовал свою книгу «Книга М. Поло о разнообразии мира», которую записал товарищ по заключению Рустичиано. В 1299 г. был заключен мир, и Марко Поло вернулся домой.
  Книга Марко Поло, по мнению многих ученых, занимает исключительное место среди произведений средневековых путешественников и географов. В ней содержится множество сведений о Восточной, Южной и западной Азии. М. Поло также собрал сведения о Китае, описал земли от Японии до Мадагаскара. В этой книге содержатся сведения даже о странах, в которых Поло никогда не был. Именно это дало повод некоторым ученым усомниться в достоверности материалов книги.
  Почти одновременно с путешествием Марко Поло проходило странствие двух уйгуров, уроженцев Китая - Саумы и Маркоса. Они принадлежали к христианам несторианского толка. Решив стать пустынниками, Саума и Маркос поселились в вырытой ими пещере недалеко от Ханбалыка. Там и зародилась идея добраться до Иерусалима.
  В 1278 г. они отправились в путь. Через Восточный Туркестан путники достигли ставки монгольского хана, от которого они получили охранную грамоту, дававшую право беспрепятственного проезда по всей средней Азии. Далее были города Ургенч, Хорезм и Хорасан. После непродолжительного отдыха странники пересекли персидскую область Азербайджана и достигли Багдада. В 1280 г. Маркос и Саума в Багдаде были провозглашены руководителями несторианской церкви в Китае. Позже Маркос стал патриархом несторианской церкви.
  В это время монгольский хан Аргун задумал поход на Палестину и Сирию, и решил направить посла к византийцам и Западным европейцам, чтобы заручиться их помощью. Таким послом был назначен Саума. В 1287 г. посольство пересекло Черное море и достигло Константинополя. Далее посольство отправилось в Неаполь, Рим, Геную и Париж. Из Парижа посольство направилось в Бордо, а оттуда в Рим. После десятилетних странствий в 1288 г. Саума возвратился в ставку монгольского хана. Там он составил заметки о своих путешествиях. Заметки эти легли в основу книги «История мар Ябалахи III и раббан Саумы».
  В Средневековье движение народов происходило не только с запада на восток, но и с востока на запад. Немалый вклад в освоение новых стран и территорий внесли путешественники средневекового Китая, труды которых использовали европейские ученые. Например, А. Гумбольт в книге «Центральная Азия», К. Риттер в книге «Сравнительное землевладение Азии» и другие.
  Начиная с IV в. нашей эры, в Китае получает распространение буддизм. Это связано с расширением культурных связей Китая с Индией. Из Китая в Индию направляются паломники, прокладывающие пути к буддийским святыням. Самым выдающимся из них был Фа Сянь.
  В 339 г. он отправился из своего родного города Сиань на северо-запад через Лессовое плато и далее вдоль южного края песчаных пустынь северозападного Китая. Перебравшись через несколько горных хребтов и пройдя пустыню Гоби, путешественник достиг озера Лоб-Нор. Оттуда Фа Сянь направился на северо-запад, перешел Тянь-Шань и достиг реки Или (близ современной границы Китая с Россией). Далее он прибыл в Хотанское царство, где жили татары-буддисты. Там Фа Сянь присутствовал на торжественном буддистском празднике, который впоследствии красочно описал в своей книге. Затем путешественник отправился в Восточный Афганистан, где посетил и описал огромные буддистские статуи, высеченные в скале.
  Переправившись через горы Восточного Афганистана, Фа Сянь прибыл в Северную Индию. Исследовав истоки реки Инд, он прибыл в Пешавар, расположенный между Кабулом и Индом. Затем переправился через хребет Гиндукуш и пришел в Пенджаб, и в 41 4 г. морским путем вернулся на родину.
  В Индии Фа Сянь собирал легенды и сказания о Будде, вел наблюдения за природой, людьми, их обычаями и нравами. Все свои знания Фа Сянь изложил в книге «Описание Буддийских государств». В ней описаны более 30 государств Центральной Азии и Индии, обобщены исторические, географические и этнографические сведения об этих государствах.
  Спустя два столетия после Фа Сяня в Индию совершил путешествие представитель восточного буддизма Сюань Цзан. В 626 г. он вышел из Сианя и первую часть пути прошел по дороге, которой следовал его предшественник. Из города Аньси Сюань Цзан направился к Тянь-Шаню и дошел до озера Лоб-Нор. Затем путешественник повернул на северо-запад и, перебравшись через перевал Бедель (4 284 м), направился на среднеазиатскую территорию. Он прошел по берегам Иссык-Куля, побывал в Чуйской долине, Чимкенте, Ташкенте и Самарканде. Далее он прошел на юго-восток к низовьям реки Вахш и недалеко от ее впадения в Пяндж вступил на территорию Афганистана. Путешественник пересек восточную его часть через Кундуз, Чарикар, Джелалабад и вышел к индийскому городу Пешавар.
  Сюань Цзан странствовал по Индии около 1 7 лет. На обратном пути он снова посетил Афганистан и вышел в Синьцзян по долине Пянджа, вдоль южной окраины Памира. Через Ташкурган, Кашгар и Каргалык он направился в Хотан и далее на восток к озеру Лоб-Нор.
  В 648 г. Сюань Цзан написал свой знаменитый труд «Записки о странах Запада», вошедший в сокровищницу китайской литературы. Книга отличается богатством фактических данных по истории и географии восточных стран. В VIII в. она несколько раз переиздавалась на европейских языках.
  Таким образом, благодаря путешественникам и исследователям Средневековья было исследовано громадное пространство от Норвегии до Китая.
  Изучены берега Атлантического океана, Средиземного и Красного морей, Индийского океана и Китайского моря. Путешественники проникали во внутренние области разных стран - от Египта до Эфиопии, от Малой Азии до Кавказа, от Индии и Китая до Монголии. Корабли хорошо ориентировались в режиме ветров, появились навигационные приборы, что позволяло уже уверенно пускаться в далекие плавания и создавало перспективу для новых открытий.

 
© www.textb.net