Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Глава 1. Государственное управление в Древней Руси (IX - XI вв.)

  Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему современные германские, балтийские, романские, греческие, иранские, кельтские и индийские народы.
  Прародиной славян следует считать Центральную и восточную Европу, где славяне под именем венедов и славен были известны уже в готские и гуннские времена (первая половина II тыс. до н. э.).
  К V веку расселение славян представляло следующую картину: на юге осели балканские славяне, на западе - чехи, моравы, поляки, на востоке - русичи. К числу русских славян относятся поляне, древляне, кривичи, северяне, радимичи, вятичи.
  К числу соседей русских славян относились варяги. Именем "варягов" славяне называли норманнов, выходцев из Скандинавии. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен в виде военных и торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую или византийскую военную службу или же просто искали добычи и занимались грабежом.
  В конце V в. н.э. происходит два взаимосвязанных события, которые отвечают на вопрос древнего летописца монаха Нестора: откуда есть, пошла Русская земля.
  1) Происходит великое расселение славян на юг за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали у Византии половину ее территории.
  2) Огромную роль для создания России сыграло основание Киева на Днепре во время княжения князя Кия. Город играл особую роль в жизни славянского мира, поскольку все крупные реки днепровского бассейна сходились к Киеву, стоящему на высокой горе. Надо сказать, что все славянское расселение проходило по речным системам. Славяне овладели такими реками, как Днепр, Волга, Западная Двина, озеро Ильмень. В их руках оказались чрезвычайно важные пути сообщения к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям.
  Развитая система рек объясняет нам быстрое и широкое расселение славянских племен. В лесах славяне занимались охотой, бортничеством, рыболовством, добывали в лесах пушнину. Леса укрывали славян от кочевников.
  Удобство речных путей послужило тому, что между многочисленными славянскими племенами поддерживались разносторонние связи, что облегчало образование единого государства. Постепенно было подготовлено сплочение всех славян в единый русский народ.
  Имя народа "Русь" или "Рос" появилось впервые в середине VI в. в самый разгар славянского переселения. В то же время употреблялись обе эти формы, которые дожили до сегодняшних дней. Мы живем в России, но называемся русскими.
  Предположительно, что первоначально Русью называли родовую знать славянских племен, торговцев и дружинников. Так, в 907 г. князь Олег окончил свой победный поход на Византию и приказал на русские корабли поднять паруса шелковые, а на славянские - ситцевые, что и было сделано.
  Таким образом, Русь стала именем географическим. Киевское государство объединило разные славянские племена, а все славянство получило название Русь.
  На заре русской государственности существовало множество небольших государств, которые обозначились терминами "земля" или княжение. Эти государства были разбросаны на огромных пространствах Восточной Европы, и население говорило на одном славяно-русском языке.
  Славяне жили сельскими общинами, которые представляли собой многолюдное селение. Границы земли каждой общины были четко определены, а общая территория называлась округ или околица.
  Каждая община отвечала за своих членов. Органом судебной власти общины было народное собрание, называемое "вече" или "громада". В собрании принимали участие только домохозяева, остальные приглашались в качестве совещательного голоса.
  Первые русские государства, в том числе и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств.
  Важной частью ранней русской государственности является полюдье. Это ежегодный объезд светлым князем своей подвластной территории, " сбор одежд", так назывался сбор дани. В полюдье князь отправлялся со своей дружиной, ездовыми с обозом, слугами, кашеварами, шорниками. На всей подвластной территории были установлены становища, где были избы, конюшни, амбары, сеновалы, печи для выпечки хлеба.
  Полюдье стало переходной формой к классовому обществу, к государственности. Процесс этот стал сугубо русским. Появились князья племени, старосты родов. Область, занятая племенем, представляла собой союзы родов. Каждое племя, заняв особую территорию, составляло особое княжение, особое племенное государство. Каждое княжение было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями.
  Территория племени называлась "землею", которая в свою очередь делилась на "волости". В центре каждой из таких земель был город старший или "великий", которому повиновались младшие города.
  Для управления делами своего города вече выбирало старейшин. В их среде одним из самых заметных был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившем название тысячи. Ему были подчинены "сотские" и "десятские". Позже племенные союзы соединяются в одно государство. Племенные князья полностью признали над собой власть киевских князей. Специальной задачей их являлось охрана всей территории и всего населения от неприятеля. Появляются населенные военными людьми города-крепости и множество пограничных военных сторожевых укреплений
  Древнерусское общество в социальном отношении можно разделить на большие группы:
  1) жрецы - гадатели - вещуны - волхвы - знахари - кудесники составляли круг лиц, по народному верованию, обладавших искусством познавать волю богов и передавать ее людям;
  2) князья - бояре - старейшины - лучшие мужи, которые были начальниками земель, волостей, городов;
  3) людьми назывались все свободные общинники;
  4) челядью назывались рабы.
  Источником рабства был военный плен. Славяне держали рабов только в течение определенного времени, по истечению которого пленным представлялся выбор: или вернуться на родину или остаться в качестве свободных людей. Класс рабов не был многочисленным, и раб на Руси никогда не был основной производительной силой. Таким образом, этап рабовладения в чистом классическом виде на Руси отсутствовал.
  По свидетельству современников, славяне управляли демократически, обсуждая и решая дела в народных собраниях, хотя народ призывался "на совет" только по важнейшим государственным делам.
  Постоянными органами власти были князья, бояре, старейшины, старосты. Гражданская власть не была отделена от власти военной.
  Власть избранного князя опиралась на народное доверие, а постоянной его деятельностью было правосудие на основе обычаев.
  Деятельность князя направлялась советом, состоявшим из наиболее влиятельных дружины, народного ополчения и наемников, как правило, из варягов. Князь не расставался с дружиной ни в военное, ни в мирное время. Верхушка дружины получила название "бояре". Боярин - это заслуженный член дружины, получивший особую самостоятельность. К Х в. племенные земли русских славян объединяются над властью киевских князей в Русскую Землю.
  Феодальные отношения в Киевской Руси развивались неравномерно. В Галицкой, Черниговской и Киевской землях они шли быстрее, чем у вятичей и северян. Идет процесс превращения общинников в феодально-зависимое государство.
  Источники возникновения феодальной зависимости:
  1) рабство;
  2) закабаление через закупничество , когда должник "закуп" закладывал самого себя и жил во дворе кредитора, пока не вернет долг;
  3) патронат (феодальная защита). Люди, потерявшие связь с общиной, вынуждены были искать себе защиту у наиболее влиятельных феодалов.
  Захват большинства земель князьями, боярами, монастырями, обнищание рядовых общинников привели к тому, что основная масса свободных общинников оказалась феодально зависимым населением.
  Произошло отделение ремесла и торговли от земледелия, что привело к оживлению торговли и образованию городов.
  Принятие христианства в 988 г. и его распространение по всей Киевской Руси также способствовали усилению процесса феодализации, так как христианство оформило феодальную идеологию
  Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (первоначально их было 5). По всей Руси строились церкви и устраивались монастыри. Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Церковь получила в свое владение село и стала крупным феодалом.
  Во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) Киевская Русь превратилась в огромную феодальную державу с разноплеменным населением, в котором преобладали восточнославянские племена, такие народы как, чудь (эстонцы, коми), меря (финно-угорские племена по реке Клязьме), мурома (финно-угорские племена по Оке), черемисы (марийцы), мордва, коми-пермяки, литва, зимегола (латыши).
  Периметр границы России в ХI в. составлял 4тыс. км. от Вислы до Камы, от Черного моря до Белого.
  После смерти Ярослава в 1054 г. началось ослабление власти киевского князя и рост влияния крупных феодальных землевладельцев.
  Крупными землевладельцами была родоплеменная знать, князья дружинники, духовенство и торговцы. Идет процесс консолидации класса феодалов и оформления для него особых привилегий.
  Классу феодалов присваивается название бояре. Боярство родоплеменное сливается с боярством на основе дружины.
  Между феодалами возникли вассальные отношения. Вассалами князя были дружинники, которые могли переходить от одного князя к другому . Это не считалось изменой. Только на княжеской службе можно было стать боярином-аристократом.
  Соглашение о службе сопровождалось целым рядом условностей. Бояре на административных должностях получали жалованье и корм. Бояре из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет- освобождение от платежа дани и от подсудности княжеского суда.
  У многих бояр была своя дружина. Его дружинники оседали на земле и превращались в вассалов второй очереди (подвассалов), они были обязаны боярину военной службой. Остальная масса киевского общества состояла из свободных людей и рабов.
  С развитием городской жизни и торговой деятельности стали отличать горожан от сельского населения. Горожане назывались "градскими людьми" и делились на "лучших" или "вятших", т.е. зажиточных, и "молодших", "черных", т. е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами и ремесленниками.
  Сельское население носило название смердов, они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство. Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то терял самостоятельность и носил название "закупа". Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если рассчитается с хозяином.
  Смерды жили общинами, носившими название "вервь", или "погост".
  Человек в то время должен был входить в какое-либо сообщество, тогда он пользовался защитой рода. Лишенный покровительства своих близких человек становился беззащитным. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались "изгоями" (от того же корня, как и слово "гой", или гой еси, что значило "будь здоров").
  Часть населения составляли рабы. Рабов-пленников называли "челядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по таким причинам, как закуп, женитьба на рабыне, назывались холопы.
  Государственное устройство феодального Киевского государства образовалось путем объединения мелких княжеств.
  Великий князь Владимир (1113-1125 гг.) ликвидировал "святых князей", а также племенных князей там, где они уже существовали. Вся власть в государстве оказалась в руках великого князя.
  При великом князе в Киеве функционировал совет. Сначала в его состав входили дружинники и "старцы градских" (старейшины). С развитием феодальных отношений советниками князей становятся бояре - верхушка феодалов, осевшая на земле, как правило, вокруг Киева. Со временем в совет стали входить митрополит, епископы, архимандриты.
  Великие князья, а затем и удельные при обсуждении важных вопросов совещались не только с боярами, но и с широким собранием городских жителей - вече. На вече собиралось по звону колокола все взрослое население. Свое мнение вече высказывало криком. Однако в большинстве городов вече собиралось редко. И по мере феодализации общества вече утрачивает свое значение.
  Установилось две системы управления, которые существовали одновременно: 1) численная и 2)дворцово-вотчинная. Численная система опиралась на военное ополчение. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоящие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись, прежде всего, руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функции.
  По мере развития феодальных отношений численная система была вытеснена дворцово-вотчинной. Центром управления становится княжеский двор. Основными административными представителями князя на местах стали княжеские тиуны. Они играли основную роль в административно-финансовой и судебной организации.
  Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг и постепенно превратился в воеводу - начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей. При княжеском дворе возникают ведомства с определенными отраслями управления. Наиболее влиятельными лицами были дворецкий, конюший, чашничий, стольничий, постельничий и т.д.
  Со времени княжения Олега (882-912 гг.) отмечается система "посажения" княжеских мужей по городам (отсюда термин - посадник). Посадники получали 1/9 взимаемых податей на свое содержание и содержание своих дружин. Так начиналась раздача государственных доходов " служилым мужам".
  Развитие феодальных отношений привело к тому, что феодалы получили право управлять населением в своих владениях, судить их и собирать с них дань. Эти права оформлялись иммунитетной грамотой.
  Становление государственного управления в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к документу, называемому "Правды восточных славян", который регулировал государственные и юридические отношения в каждом племени или союзе племен.
  Ко второй половине IX в. в Среднем Поднепровье произошла унификация множества этих документов - Правд в единый Закон Русский. Этим Законом пользовались великие киевские князья, а также княжеские и местные общинные суды.
  Нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями при заключении договоров с Византией в 911 и 944 гг. Закон Русский является примером русского устного судебника.
  В отличие от Закона Русского "Русская Правда" была первым русским писаным сводом законов. До нас дошли 2 редакции этого памятника: одна краткая, а другая пространная. Краткая редакция вышедшая в1017г., составляет первоначальный подлинный вариант Правды. За ней установилось название "Правды Ярослава", поскольку она вышла в период правления Ярослава Мудрого.
  В основу "Правды" были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная редакция - это измененная и дополненная последующими князьями "Правда Ярославичей". Обе эти редакции носят общее название "Суд Ярослава Владимировича".
  Последняя редакция "Пространной Правды" приходится на великое княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.).
  "Русская Правда" широко распространилась во всех землях Древней Руси и стала основой госуправления вплоть до 1497 г., когда на ее смену пришел Судебник, изданный в Московском централизованном государстве.
  По "Русской Правде" все русские земли делились на вотчинные и поместные. Вотчинами назывались земли, закрепленные за боярами и слугами князя в качестве его дара за государственную службу (бенефиций). Эти земли становились для бояр наследственными.
  Земли же, которые давались под условие службы, назывались поместьями. Князья были крупными земельными собственниками. В "Русской Правде" имеется также ряд статей об охране княжеской собственности. Если за убийство коня смерда накладывался штраф 2 гривны, то за убийство княжеского коня - 3 гривны.
  Великие киевские князья признавали русскую землю своим имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. При отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.
  Земля также составляла коллективную собственность общины. Русскую общину составляли жители селения или деревни, владеющие сообща землей. Каждый совершеннолетний поселянин мужского пола имел право на участок земли, равной участкам других жителей селения, практиковался передел земли.
  Все вопросы, связанные со сроками и способами раздела пахотной земли, пользования лесами, водой, сенокосами решались всем миром, т.е. общим собранием домохозяев под руководством старосты - выборного начальника общины.
  В "Русской Правде" имелись также разделы, посвященные правилам купли- продажи, наему, заему и поклаже. Заем мог быть с процентами и без процентов. Поклажей называлась вещь, отданная на хранение на время.
  Закупом в "Русской Правде" именовался свободный человек, получивший ссуду и обязавшийся выплатить ее своею работой.
  Наследство называлось в "Русской Правде" задн'ицей и остатком, оно открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или, если не было завещания, по закону.
  Между законорожденными детьми предпочитались сыновья, но братья, исключившие сестер из наследства, обязались содержать их до выхода замуж, а затем снабдить приданым по своим средствам.
  Браку предшествовало обручение, которое считалось нерастлоржимым. Брак заключался путем венчания в церкви. Условия венчания: возраст - 15 лет жениху, 13 лет невесте, свободное волеизъявление жениха и невесты, согласие родителей. Церковь не допускала вступление в третий брак. Церковь допускала развод, но имела конкретный перечень поводов к разводу (смерть мужа или жены, измена, уход в монастырь, без вести пропавший супруг и т. д.). Принятие христианства внесло существенные изменения в брачно-семейные отношения. Русское язычество допускало многоженство. Так князь Святослав имел двух жен, а князь Владимир - пять жен и 800 наложниц.
  Преследовалось законом похищение девиц. "Русская Правда" запрещала убивать убийцу кому бы то ни было, а требовало суда над ним. Размер княжеского взыскания определялся вирою. Вирой назывался штраф за убийство свободного человека, она равнялась 40 гривен. За убийство княжих мужей - конюшего, старосты и выплачивалось 2 виры. Убийство свободной женщины - полувира - 20 гривен. Тяжелое увечье - полувира. За убийство раба штраф равнялся 12 гривен.
  Тяжкие преступления - конокрадство и поджигательство (коневая татьба). Поджигатель и конокрад выдавался князю на поток и разграбление. Сущность этого наказания - изгнание преступника и членов его семьи из общества с конфискацией имущества.
  Усиленными карами охранялась церковь, ее имущество и церковные служители. Виды церковных преступлений - церковная татьба, разграбление монастыря, посечение крестов, колдовство.
  По "Русской Правде" суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя, как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично или порукам его наместников.
  Местом суда в столице и провинции был княжеский двор, который впоследствии был заменен приказной или воеводской избой. Судебный процесс начинался иском ("поклёп") со стороны истца.
  Кроме истца существовали свидетели (видоки) и (послухи), предметы преступления назывались поличное или лице. Очные ставки назывались " свод" . Своду предшествовал заклич - это когда пострадавший объявляет о пропаже. Гонением следа назывался розыск преступника по его следам. Вервь или община, в которой было совершено преступление должна была сама разыскать преступника или платить огромную виру. Среди доказательств существовали испытания железом и водой, а также присяга, которая сопровождалась целованием креста. Жалобы на решение суда подавались князю.

 
© www.textb.net