Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Приложение №1.

  Мировые религии.
  Религия - мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной - высший, сверхъестественный, священный мир.
  Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во многих богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различают также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае, синтоизм - в Японии, индуизм - в Индии и т.д.) и мировые религии, распространенные в разных странах и среди разных народов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам.
  Идея существования Бога - центральный момент религиозного мировоззрения. Бог рассматривается верующими как творец всего существующего, как всемогущий господин и спаситель.
  Для религии характерно наличие религиозного культа - сложной системы обрядов (молитвы, посты, таинства и т.д.), которые верующие совершают сами или под руководством священников. Главные религии человечества в своей долгой истории создали также религиозные организации, которые объединяют общины верующих, назначают для них священников, следят за единообразием культа, занимаются миссионерской деятельностью. В христианской культуре религиозная организация получила название церковь (от греч. - дом Господний).
  Мировые религии охватывают очень большое число верующих. Считается, что христиан в современном мире около 1 400 миллионов человек (850 млн. католиков, 400 млн. протестантов и 150 млн. православных), приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. В сумме это почти половина жителей Земли. В современной России живут последователи всех трех мировых религий.
  Ученые-религиоведы уже давно ведутся спор о том, как и почему возникли мировые религии. Достаточно распространенной является точка зрения, что происходило объединение различных более древних племенных верований и представлений о божествах в единое вероучение с единым Богом. Немецкий философ К.Ясперс в своей работе «Смысл и назначение истории» отстаивал идею, что крупные религии, в том числе и первые мировые (конфуцианство, буддизм, индуизм, несколько позже христианство) возникли в «осевое время» человеческой истории. Это время от VII в. до н.э. и до начала нашей эры. В осевое время возникли мировые религии, которые сформировали великие древние цивилизации. В этот период человечество перешло рот своего доисторического существования к историческому бытию. Этот период отмечен небывалым ранее духовными явлениями и движениями, которые привели к появлению великих религиозных и философских учений. Их основатели определили пути духовной жизни, которым человечество следует и по сей день.
  Буддизм. Буддизм - наиболее древняя мировая религия. По сравнению с христианством и исламом буддизм имеет меньше сторонников. В настоящее время наибольшее число их живет в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах юго-Восточной Азии. В России буддистов относительно немного, центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и республике Тува. В буддизме нет жесткой церковной организации, это скорее духовное направление.
  Личность Будды. Ядро буддизма - это учение о легендарном, но реально существовавшем человеке, который основал эту религию. Его звали Сиддхарта Гаутама, дата его жизни 623-544 годы до н.э. Он был сыном царя небольшой народности, которая жила на границе Непала и Индии. Соприкоснувшись со страданиями людей, он оставил обеспеченную жизнь и стал вести уединенный аскетический образ жизни. В итоге ему открылся истинный путь жизни. С этого времени он получил имя Будды, что означает Пробужденный, нашедший истину. Затем, Будда стал проповедовать свое учение все возрастающему кругу учеников. В отличие от Магомета он достиг истинной веры не благодаря божественному внушению, а путем собственного опыта и размышления.
  Учение Будды. В основе этого учения лежат четыре основных положения:
  1. все в человеческой жизни есть страдание - рождение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т.п.;
  2. причина страдания заключается в наличии желаний, в том числе желания существовать;
  3. прекращение страдания достигается путем освобождения от желаний; чтобы достичь этой цели, необходимо придерживаться особой строгой морали. Соблюдение этой морали ведет человека к освобождению от всяких желаний - к «нирване». Нирвана - это состояние полного покоя и одновременного высшего блаженства.
  Поскольку ставится цель достичь нирваны, то в буддизме играет большую роль техника, позволяющая человеку овладеть своим телом и духом. Необходимо овладеть своей волей, чтобы подавить любое желание. Нужно также вести полностью бескорыстный образ жизни. Наиболее известная техника буддизма - «йога». Это овладение своим телом и дыханием, чтобы способствовать духовной концентрации - медитации. Главное в буддизме - движение по особому пути, который позволяет прожить совершенную жизнь и приводит к нирване. В полном объеме это возможно в монашеской жизни, но буддизм не требует, чтобы все его последователи стали одновременно монахами (например, в дореволюционной Монголии монахами было около половины мужчин, их очень много в Таиланде и Бирме). Но для простых буддистов достаточно соблюдения морали, участия в обрядах и помощи монахам. Буддизм весьма терпим к различным взглядам и культурам, это очень мирная религия. Буддизм легко входит в сочетание с национальными религиями. Он сосуществует с индуизмом в Индии, в Китае сочетается с даосизмом и конфуцианством, в Японии с синтоизмом.
  Христианство. Христианство является второй во времени возникновения из мировых религий. История христианства теснейшим образом связана с историей народов Европы. Сейчас христианство - самая распространенная религия на земном шаре. Христиане живут главным образом в европейских странах, в Северной и Южной Америке и Австралии. Три главных течения: католичество, православие, протестантизм.
  Происхождение христианств и его источники. Согласно традиционной точке зрения основателем этой религии был богочеловек Иисус Христос, живший в Палестине в первые века нашей эры, в годы царствований римских императоров Августа и Тиберия, и проповедовавший там свое учение. Это учение было затем передано человечеству его учениками - апостолами.
  Основной источник христианства - Библия. Она состоит из Старого Завета и Нового Завета. Старый завет - общий для христианства и иудаизма. Новый завет - основная святая книга христиан. Он состоит из следующих сочинений. Это четыре евангелия (от греч. - благовестие): «от Матфея», «от Марка», «от Луки» и «от Иоанна». В них ученики Христа повествуют о земной жизни Иисуса, о его проповедях, чудесах, распятии и воскресении. В новый завет входят также Послания апостолов, т.е. их письма к разным христианским общинам (14 посланий приписываются Павлу, 7 - другим апостолам) Важным источником является Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Церковь считает все эти сочинения боговдохновенными, т.е. написанными людьми, но по внушению святого духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.
  Распространение христианства пришлось на время заката античной цивилизации. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Христианство предлагало путь внутреннего спасения: уход от грешного мира в себя, любовь к ближним, аскетизм. Сначала на христиан были жестокие гонения, но в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а к концу века, при императоре Константине господствующей религией, поддерживаемой государственной властью.
  В это время стали возникать христианские организации - церкви. Которые объединяли общины верующих. Во главе их стояли митрополиты и патриархи. В общины входили люди разных национальностей, христианство постепенно распространялось поверх национальных и языковых границ. К Х в. почти вся Европа стала христианской. На Востоке христианству, проникшему до Кавказа (армяне, грузины), стал противостоять зародившийся ислам. Из Византии христианство было воспринято в 998 г. Киевской Русью, где стало официальной религией и начало постепенно продвигаться на север и восток. В настоящее время кроме русских. Белорусов и украинцев, православие является религией карелов, коми, мордвы, удмуртов и большинства народов Сибири.
  Начиная с IV века христианская церковь стала периодически собирать высшее духовенства на вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась система вероучения, богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.
  Основные идеи и таинства христианства. Христианство - это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему и заблудившемуся человечеству. Чтобы спасти людей, Бог отдает им своего Сына - Христа. Идея богочеловека-спасителя Христа, принявшего добровольную смерть для избавления человечества от греха, - центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.
  Важное место в христианстве занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Главные из них: крещение - таинство, в котором над погруженным в воду человеком произносят соответствующую молитву, в результате чего он обретает духовное рождение в лоне христианства; причащение этом таинстве верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христа; исповедь - признание своих грехов перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.
  Восточное и западное христианство. Политическое и культурное разделение Римской империи на Западную и Восточную (III-IV вв. н.э.) привело к постепенному обособлению западной и восточной христианских церквей. На Западе в связи с распадом империи в конце У в. заметно вырос авторитет главы церкви - римского епископа, которого стали называть Папой. В восточной церкви такого усиления церковной власти не произошло. Западная и Восточная церкви становились все более независимыми, между ними накапливались организационные и догматические разногласия, что в итоге привело к разрыву между ними в 1054 г.
  Основные расхождения, которые и сейчас разделяют римско- католическую и восточно-христианскую (греко-православную) церкви, состоят в следующем: западная церковь принимает догмат об исхождении Святого духа от Бога-отца и от Бога-сына, восточная церковь признает исхождение святого духа только от Бога-отца; неприятие в православной церкви догмата о непогрешимости Римского Папы в делах веры.
  Реформация и протестантизм. Реформация (лат. - преобразование) - это это широкое религиозное движение в странах северной Европы в ХУ в. которое привело к отделению от католической церкви значительной части христиан. Началось оно в Германии (Лютер), затем распространилось на Швейцарию (Кальвин) и другие страны. В результате возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из под власти Папы. Главными из них являются лютеранство, распространенное в Германии и странах Балтии, кальвинизм - в Швейцарии и Нидерландах, англиканская церковь - в Англии. Протестанты признают Священное писание - библию _ единственным авторитетом в делах религии (в отличие от католицизма и православия, придающих большое значение священному преданию - авторитету церкви). Протестантизм перенес центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм остался строго централизованной религией. В Европе основные католические страны - Италия, Франция, Польша, Австрия, Португалия. Очень много католиков в странах Латинской Америки.
  Несмотря на существование различных церквей внутри христианства, у них всех общая идейная основа. Существует экуменическое движение, стремящееся к диалогу и сближению всех христианских церквей.
  Ислам. Ислам - самая поздняя по времени возникновения и вторая по числу верующих мировая религия. Ислам, или мусульманство, распространен преимущественно в арабских странах (Ближний Восток и Северная Африка), а также в Южной и Юго­Восточной Азии (Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Индонезия и ряд других стран). В России живет много мусульман, это вторая по численности религия после православия.
  Трудно найти религию, которая так всесторонне влияла бы на жизнь человека, как ислам. Эта религия налагает печать на одежду мужчин и женщин, на их культуру и характер образования, на многие стороны личной и общественной жизни.
  Происхождение ислама. Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н.э. там издавна жили кочевые племена, предки нынешних арабов. Аравия была тесно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной и Египтом. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения этих путей был в Мекке. Там образовался религиозный центр арабских плен, и возникло движение за слияние племенных культов и почитание единого верховного бога Аллаха. В Мекке началась деятельность основателя ислама Магомета. Основное в учении Магомета - требование почитать только Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность.
  Значение Корана. Мусульмане верят в то, что единый и всемогущий Бог - Аллах передал через избранного им человека - пророка Магомета всем людям священный текст - Коран (слово Божие). Сам Магомет не является его автором, божий архангел Джебраил по частям в течение 23 лет передавал содержание Корана Магомету. А сам пророк каждый год в месяце Рамадан рассказывал то, что ему было поведано.
  Для мусульманина Коран - это совершенный текст, который является высшей нормой в любой сфере духовной жизни, морали, права, политики и хозяйственной жизни. Почитать Аллаха - значит строго соблюдать предписания Корана. Существует пять главных предписаний Корана, которые должен выполнить каждый мусульманин: Знание символа веры; молитва пять раз в день; соблюдение поста весь месяц Рамадан; милостыня; совершение паломничества в Мекку.
  Коран содержит более ста сур (глав, относящихся ко всем сторонам жизни мусульман. Это наставления морального характера, правовые нормы и запреты. Поэтому раньше (а в некоторых странах и сегодня) уголовное и гражданское право было построено на религиозном законе - шариате.
  Распространение ислама. После своего возникновения ислам стал быстро распространяться. Нормы ислама просты, они понятнее для верующих, чем христианство. Эти особенности мусульманства облегчили его распространение сначала среди арабов, а затем среди других народов. Экспансии этой религии способствовали огромные завоевания арабов, которые шли под знаменен ислама. В покоренных странах арабы облегчали повинности для тех, кто принимал ислам. Поэтому, зародившись как национальная религия арабов, ислам скоро начал превращаться в мировую религию. Уже в VIII-IХ веках ислам стал господствующей религией в странах арабского халифата - от Испании до Средней Азии. В Индонезию ислам проник в ХIV-ХVI вв. через арабских купцов и вытеснил там индуизм и буддизм. В ХIV в. ислам проник в Золотую Орду, затем к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.
  В столкновениях ислама с христианством и другими религиями ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран юга и востока Средиземноморья ислам вытеснил преобладавшее здесь прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы. Ислам вытеснял христианство и буддизм вследствие большей доступности, понятности массам.
  Два основных течения в исламе. Единый священный текст - Коран способствует единству всего ислама. Но, как и в других религиях, в не м существуют различные течения. Два главных: суннизм и шиизм. Сунниты составляют большинство мусульман (около 90%). Главное, что разделяет эти течения, это вопрос о том, кто должен считаться преемником Магомета. Сунниты считают преемниками пророка его соратников. Шииты - потомков пророка Лии его зятя Али. Сунниты также признают законность сунн (Сунна означает «путь», «пример»), т. е. сунниты помимо Корана признают законность и значимость позднейших религиозных текстов и традиции. У шиитов во главе общины верующих стоит имам («тот, кто впереди»). Имам, как потомок пророка, считается обладающим сверхъестественными качествами, а его решения - непогрешимыми. Из 90 млн. шиитов 40 млн. живут в Иране. Это единственная почти полностью шиитская страна. Ислам в ней обладает и религиозными и политическими функциями.
  Ислам занимает очень сильные позиции во всех мусульманских странах. В Турции, Египте и ряде других стран были проведены реформы по ограничению сферы действия религиозных законов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (например, Иране, Афганистане) по-прежнему силе исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Коран и шариата.

Основная литература

  1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Изд. 2-е. - М., 1997.
  2. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1, 2. М., 1993.
  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. Учебник для вузов. - М., 2001.
  4. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. Первая. - М. 1995.
  5. Краткий очерк истории философии/ Под редакцией М. Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Изд. - 3-е. М.: Мысль, 1975. с - 798 с.
  6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
  7. Рассел Б. История западной философии в 2-х тт. М., 1994.
  8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. - М., 1996.
  9. Философия. Учебное пособие / Под редакцией В.И. Лавриненко. - М., 1996.
  10. Шаповалов В.Ф. основы философии. От классики к современности. - М.. 2000.
  11. Философия ХХ века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. - 288 с.
  12. Мельвиль Ю.К.. Пути буржуазной философии ХХ века: (критические очерки). - М.: мысль, 1983. - 247 с.
  13. Философия: Учебник/ Под. Ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В. Разина. - М.: Академический проект, 2003. - 656 с.
  14. Философия (конспект лекций в схемах). - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 256 с.
  15. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 128 с.
  16. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/ Под общей редакцией В.Л.Калашникова. - 2-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.
  17. Кузнецов в.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В.В., Момджян К.Х Философия. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 519 с.
  18. Философия: Учебник для высших учебных заведений/ Под. Ред. д.ф.н. В.П.Кохановского. - Ростов н/Дону.: «Феникс», 1999. - 576 с.
  19. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. - М.: Г ардарики, 2000. - 351 с.
  20. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. - М.: Знание», 1998. - 304 с.
  21. Основы религиоведения: Учебник/ Под редакцией И.Н.Яблокова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000. - 480 с.
  22. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (ХI-ХХ вв.). Изд. 3-е, дополненное и переработанное. - Спб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001. - 398 с.
  23. Философия истории. Учебное пособие/ Под редакцией проф. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 1999. - 432 с.
  24. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа. 1981. - 374 с.
  25. Дополнительная литература:
  26. Бубер М. Проблемы человека. - М., 1993.
  27. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.. 1988.
  28. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфер земли. - М., 1993.
  29. Гадамер Г.-Х. Истина и метод. - М., 1988
  30. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983.
  31. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.. 1990.
  32. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.
  33. ГорфункельА.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
  34. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М. 1991.
  35. Момджян Х.Н. Французское просвещение ХVIII в. - М., 1983.
  36. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - М., 1997.
  37. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.
  38. В.Губин, Е.Некрасова. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; Спб.: Университетская книга, 2000. - 240 с.
  39. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  40. Герменевтика: история и современность. М., 1985.
  41. Данилевский Н. Россия и Европа. М., 1998.
  42. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991, т. 1, 2.
  43. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.
  44. Леонтьев А. С. Человек. Деятельность. Сознание. М., 1980.
  45. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
  46. Нарский И.С. Западноевропейская философия 17 века. М.. 1974.
  47. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.. 1992.
  48. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. - т.1.
  49. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
  50. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
  51. ПригожинИ.. Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.. 1994.
  52. Проблема человека в западной философии. - М. 1988.
  53. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1984.
  54. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
  55. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
  56. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  57. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.
  58. Фукуяма Ф. Конец истории// Вопросы философии. 1990. N° 3.
  59. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.. 1991.
  60. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. Спб., 1994.
  61. Юнг К. Архетип и символ. М.1991.
  62. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Вперед
 
© www.textb.net