Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2.1. Метафора в рекламном тексте

  Итак, одним из образных средств рекламы является метафора.
  Сейчас в связи с экспансией метафоры, ее проникновением практически во все языковые сферы и стили внимание исследователей особенно обращено к изучению метафорической категории в разного рода терминологических системах. Возможно, этот неподдельный интерес обусловлен и тем, что метафора — не просто фигура речи, метафоры существуют в понятийной системе человека, определяя его мышление и сознание.
  Возвращаясь к теме экспансии метафор, отметим: метафорического вторжения на свою территорию разве что избежал научный язык, что объясняется отсутствием признака аргументированности у метафор. Некоторые ученые вообще приравнивают «совершение метафоры» в научном тексте к совершению преступления (сравните англ. to commit a metafor c to commit a crime). Еще французский грамматист Сезар Шено Дюмарсе отмечает: «... в базарный день на Парижском рынке можно услышать больше фигур, нежели за долгие часы академических собраний». Возможно, это идет от того, что многие не воспринимают метафорическое высказывание как истинное из-за некоторой доли вымысла, лежащей в его основе. Однако, если вспомнить строки Кардуччи, создается совсем иное впечатление:
  Царить в стихе метафора должна,
  Ее владенье радостно и сторойно.
  И вымыслом рожденная она
  Прозванья высшей истины достойна.
  Несмотря на неуместность, неудобство и даже недопустимость метафоры в целом ряде функциональных стилей (языке телеграмм, разных видах делового дискурса, прескриптивных и комиссивных (связанных с обязательствами) текстах), она снискала с ебе уважение и славу благодаря своим утилитарным преимуществам. Исследователь феномена метафоры Р. Хофман писал: «Метафора исключительно практична. Она может быть применена в качестве орудия описания и объяснения в любой сфере: в психотерапевтических беседах и в разговорах между пилотами авиалиний, в ритуальных танцах и в языке программирования, в художественном воспитании и в квантовой механике. Метафора, где бы она нам ни встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка» [3].
  Вообще, изучение этого наиболее популярного средства создания образа имеет многовековую традицию. Загадочность метафоры привлекала к себе внимание многих мыслителей. Вот имена лишь некоторый из них: Аристотель, Т. Гоббс, Дж. Локк, Х. Ортега-и-Гассет. Возможно, такое внимание к феномену метафоры еще обусловлено и тем, что наше сознание отчасти метафорично. Вот как об истории формирования метафорического сознания говорит исследователь риторики Е. Н. Зарецкая: «Метафора возникла в эпоху распада мифологического сознания. Возникновение метафоры становится началом процесса абстрагирования и конкретных представлений, рождения художественного образа. Средневековое искусство и книжность, основанные на монотеистическом сознании, когда человеческая жизнь осмысливается как «предстояние» Богу и все в мире исполняется тайного, символического смысла... создают сложную, но единую и цельную символическую систему, которая насквозь метафорична. Народное же сознание (в отличие от книжного), с его календарем и приметами, знамениями и предсказаниями, создает свой вариант метафорической символики. В начале ХХ века происходит своеобразная метафоризация мира: метафора становится преобладающим средством необыиайно интенсивного расширения творческой воли и свободы художника; гипертрофия воспринимающего мир «я» разрушает самодовлеющую суверенность мира, обращая его в субъективное инобытие, в «мнимость». Это подтверждается словами О. Мандельштама «Только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения.» Осмысленная таким образом метафора перерастает функции тропа».
  Изучение метафоры — не просто традиция, но и дань уважения той интенсивности, с которой она все сильнее захватывает разные области знания: от герменевтики до языжа рекламы.
  Многие ученые рассматривали феномен метафоры как некую неизбежность, без которой не может обойтись не только мысль как продукт мышления, но и само мышление. Например, Ф. Ницше пишет: «Вещь в себе» (ею быта бы именно чистая, беспоследственная истина) совершенно недостижима. для творца языка и в его глазах совершенно не заслуживает того, чтобы ее искать. Он обозначает только отношения вещей к людям и для выражения их пользуется самыми смелыми метафорами. Возбуждение нерва становится изображением! Первая метафора. Изображение становится звуком. Вторая метафора. И каждый раз полный прыжок в совершенно другую и чуждую область. Мы думаем, что знаем кое-что о самих вещах, когда говорим о деревьях, красках, снеге и цветах; на самом же деле мы обладаем лишь метафорами вещей, которые совершенно не соответсвуют их первоначальным сущностям». И далее: «Что такое истина? Движущаяся толпа метафор. истины — аллюзии, о которых позабыли, что они таковы, метафоры, которые уже истрепались и стали чувственно бессильными. Между субъектом и объектом, следовательно, возможно только эстетическое отношение, выражаемое метафорой. Поэтому побуждение человека к созданию метафор неискоренимо . Сама метафора не вторична, а первична по отношению к значению слова: всякое значение исходно метафора» [4]. С Ницше полностью согласны лингвисты А. Н. Баранов и Е. Г. Казакевич. Они склонны считать метафору «не просто «языковым украшением». Это инструмент познания действительности, — считают они, — средство организации опыта взаимодействия человека с внешним миром. «Скажи мне, какие метафоры ты используешь, и я скажу тебе, кто ты», — так можно было бы переформулировать известную сентенцию. Мир метафор — это мир нашего мышления, мир наших желаний, намерений, чувств: это «вторая (не по порядку, а количественно) действительность». Эту мысль развивает А. Потебня, направляя ее в лингвистическое русло: «Метафоричность есть всегдашнее свойство языка, и переводить мы можем только с метафоры на метафору» [5].
  Таким образом, Ф. Ницше приходит к выводу, что сам процесс познания метафоричен.
  В дальнейшем известный философ Ж. Лакан вообще приходит к заключению такого рода: реальность не мыслима без метафор, и обнаружить ее (реальность) возможно лишь через анализ ряда дискурсивных параметров, к числу которых прежде других относится метафора. Она представляет собой своеобразную «метку» присутствия реальности. Мысли Лакана развивает А. Д. Шоркин, рассматривая метафоры в качестве значимых «маркеров», узловых точек сочленения реальности с ее моделью.
  X. Ортега-и-Гассет полагает, что метафоризация — практически единственный способ опредметить абстрактное представление, сделать отвлеченное зримым. Метафора у него вездесуща: она «обозначает одновременно и процесс, и результат, то есть форму мыслительной деятельности, и предмет, полученный посредством этой деятельности»[6]. Рассматривая метафору в качестве первоосновы любой мыслительной деятельности, Ортега-и-Гассет считал: «От наших представлений о сознании зависит наша концепция мира, а она в свою очередь предопределяет нашу мораль, нашу политику, наше искусство. Получается, что все огромное здание Вселенной, преисполненное жизни, покоится на крохотном и воздушном тельце метафоры»[7].
  Еще один исследователь феномена метафоризации Э. Кассирер не сводит к метафоре все формы мышления в отличие от своих предшественников. Он различает два вида ментальной деятельности: метафорическое (мифопоэтическое) и дискурсивно-логическое мышление. Если путь дискурсивно-логического мышления лежит в переходе от частного к общему, то метафорическое мышление движется в обратном направлении: оно стремится свести концепт в точку, единый фокус. Разграничительная черта между двумя видами мышления проводится еще по параметрам «экстенсивность — интенсивность», «количественность — качественность». В результате своих исследований Кассирер приходит к выводу о том, что «метафора — не продукт рационально-рассудочной деятельности, а греза, сон языка» [8]. Таким образом, философ старается рассмотреть метафору с лингвистической точки зрения, метафору как одну из функций языка. Слова у него как продукты воображения выполняют все функции метафор и являются «метафорическими символами». При этом последние чаще всего воспринимаются не как экспрессивные формы, а просто как реальные объекты, правдивые рассказы, эффективные обряды. Они же составляют уже не часть языка, а всю его целостность, так как paene quidquid loquimur figura est.
  Существует мнение и о том, что когнитивные модели мира являются метафорами, «основанными на наблюдениях и выводах, сделанных из этих наблюдений, и, описывающие, как обнаруживается, хранится и используется информация».
  В результате выведенных постулатов «было обращено пристальное внимание к моделирующей функции метафор (метафора не только формирует представления об объекте, но и предопределяет способ и стиль мышления о нем) ». Именно это свойство метафоры играет ключевую роль в создании рекламного образа.
  Помимо этого, в рекламе нередко используется качественный анализ эмоционального содержания иррациональных образов, который выявляет необходимость профилактических мер для того или иного рекламного образа. Анализ был разработан исследователем из Московского университета Е. Ю. Артемьевой и имеет метафорическую природу. Суть такого анализа — в предложении опрашиваемым набора шкал, образованных парами антонимичных прилагательных (например, быстрый — медленный, приятный — противный, прагматичный — романтичный, тихий — громкий и т. д.) с просьбой отметить, к какому из полюсов, по их непосредственному ощущению, ближе предложенный им для оценки объект (существующий или даже только проецируемый для раскрутки товар: вкус кофе, запах духов, упаковка, марка товара и т. д.). Главное — то, что такая метафорическая оценка оказывается доступной практически любому человеку и применима практически ко всему. Это относится даже к тем, кто ничего не знает о рекламируемом товаре, не имеет никакого осознанного представления о его характерных качествах. То есть здесь наблюдается ситуация, когда «о вкусе банана нередко спорят с теми, кто его и не пробовал». Полученные таким образом метафорические «проекции» позволяют сделать ряд очень важных для диагностики рекламного образа вещей: во-первых, выделить из исходного набора шкал те прилагательные, которые закономерно приписываются оцениваемому объекту, во-вторых, определить общую глубину или интенсивность воздействия образа, которая коррелирует со степенью единодушия оценок, в-третьих, сравнить между собой семантические коды объектов различной природы, вычислить условные расстояния между ними. Вычисление условного расстояния наиболее важно в случае одновременного вывода на рынок нескольких товаров и размещения упоминания о них в одном рекламном обращении. Безусловно, появление малосвязанных между собой товаров и услуг для явно разного круга потребителей в одном сообщении — результат неправильного вышисления такого показателя. С помощью данного теста также можно сопоставить образы, которые несут названия фирм и их же графические логотипы, оценить общее подсознательное впечатление, складывающееся у людей от самых разных рекламируемых объектов и общих идей, таких, как названия, брэнды, радиоролики, музыкальные позышные — все, вплоть до запаха, — переведя их в одну общую систему координат.
  Метафора в рекламе нацелена и на адекватное восприятие информации потенциальным потребителем. В доказательство своих слов приведу исторический пример:
  Демосфен говорит перед собранием афинян, которые слушают невнимательно, обсуждают цены на мясо. И тогда оратор восклицает: «Граждане афиняне, я расскажу вам анекдот». Моментально все превращаются во внимание, а Демосфен рассказышает байки, в образах и метафорах формулируя те же самые идеи.
  Исходя из вышесказанного, с помощью метафор можно представить сухую и неинтересную информацию в очень выгодном свете. А это, согласитесь, немаловажно для рекламы. Вот пример удачного использования метафоры. В городе открышается новый магазин дорогой сантехники. Магазин большой, красивый, современный. На пресс-конференции журналисты задают руководству вопрос: «Чем вы хотите удивить людей? Просто высокими ценами в нищем районе?»
  Ответ в форме развернутой метафоры: «Вы знаете, когда-то я изучал историю педагогики. Быт такой великий педагог Станислав Теофилович Шацкий, он еще в начале нашего века в очень запущенном районе Москвы — в Марьиной роще — сумел на собранные деньги построить великолепный дворец, который быш отдан детям рабочих. Какое-то время там успешно обучали детей. Но в результате доносов черносотенцев дворец быш закрыт. В одной из черносотенных газет задавался вопрос: «К чему призышает детей рабочих г-н Шацкий, показышая им недоступную роскошь?» Шацкий отвечал на это: «Мы прививаем культуру». Так вот, мы считаем миссией нашего магазина не просто продажу сантехники, а привитие определенной культуры домашнего быта. Я бы так ответил на ваш вопрос».
  Так, с помощью развернутой метафоры во-первык, снимается негатив заданного вопроса, во-вторык, создается положительный ореол вокруг достаточно напряженной ситуации.
  Но несмотря на все представленные преимущества метафоры стоит сказать несколько слов и о том, что нередко она не упрощает процесс восприятия, а, наоборот, усложняет его. Многие исследователи когнитивной психологии утверждают, что для понимания метафоры зачастую требуется провести немало дополнительных умозаключений, так как осознание метафорического (переносного) смысла в основном осуществляется на более поздней стадии переработки информации, следующей за осознанием прямого значения. Но этот недостаток вряд ли может противостоять немалым достоинствам метафоры, которая является украшением любого текста, в том числе и рекламного.
  Теперь попробуем вывести определение «рекламной» метафоры. Оно близко метафоре поэтической и все-таки несколько отличается от него. «Рекламная» метафора «дает возможность осмысления одних объектов через свойства или качества других» и нацелена на создание оригинального рекламного образа и/или привнесение какого-либо оценочного эффекта в рекламный текст. «Рекламная» метафора носит моделированный характер, то есть строится по уже существующим моделям, привычным для метафоры поэтической. Нельзя не отметить роль журналистики и рекламы в процессе конвенци- онализации метафор. Будучи активными поставщиками метафор, СМИ и реклама способствуют более широкому использованию и модифицированию метафор.
  Сейчас, как правильно заметили в названии своей книги Дж. Лакофф и М. Джонсон, мы живем метафорами. И уже давно перестали причислять их лишь к области высокой поэзии. Метафоризируют сейчас совершенно различные области. Не отстает в этом плане и реклама, создавая все новые и новые метафоры в своих текстах. С каждым днем их становится все больше, и сегодня для учета «рекламных» метафор уже требуется специальная классификация. Среди существующих можно выделить такие типы метафор:
  Так называемые метафори организма. Обычно создаются на основе слов: «жизнь», «здоровье». Эти метафоры часто появляются в рекламе косметики, парфюмерии, лекарств. Например, «Вдохните жизнь в ваши ноги» («Вени- тан-гель»), «Аромат жизни» (дезодорант 8X4). А о «жизненной силе», наполняющей кожу после применения крема, говорят создатели рекламы и лаборатории Gamier, и компании «Черный жемчуг». Реклама крема «Синержи» в своем слогане: «СИНЕРЖИ. Чтобы кожа сияла здоровьем» тоже содержит такую метафору.
  Сюда же можно отнести следующий слоган: «Теперь у здоровья два вкуса: свежая мята и лимон» (зубная паста Blend-a-med).
  Архитектурные метафори относятся к ключевым и строятся с использованием слов: «дом», «окно», «перестройка», «фундамент». Такой тип метафор распространен со времен К. Маркса, разделявшего общество на базис (фундамент), различные структуры (надстройки), несущие опоры, блоки и иерархические лестницы. Когда же речь заходит о некотором переустройстве общества, изменениях в социуме, мы активно используем термин «перестройка». Особенно в рекламе популярна метафора «Окно в Европу». Так называются многие фирмы, реализующие отделочные материалы, мебельные компании. Реже встречаются подобные следующим строки с использованием данной метафоры:
  ... Мало прорубить окно в Европу,
  Нужно ещё поставить
  Приличествующий стеклопакет,
  Дабы служил он верой и правдой
  Многие годы Вам и детям Вашим...
  (реклама « АВА-ПЛАСТ»)
  Помимо метафоры здесь используется аллюзия, соотносящая реципиента с временами Петра 1.
  Менее популярны, но встречаются другие архитектурные метафоры. Такие как «Фундамент ваших новых побед!» (копиры и компьютеры от фирмы «Прог-текс»),
  Использование архитектурных метафор не всегда удачно. Например, слоган масложирового брэнда «Слобода» «Построй теплом души будущее» достаточно неряшливо использует архитектурную метафору (тепло души — не строительный материал). Помимо этого, он неудачно выражает УТП (уникальное торговое предложение). Масло, майонез, маргарин вряд ли могут выступать в качестве кирпичиков для закладки фундамента будущего (уж очень скользким он получается).
  Транспортные метафоры связаны со словами «путь», «шаги», «движение», «стремление». Данный вид весьма распространен в рекламе различных товаров и услуг. Например:
  «Идеальный путь к комфорту и отдыху» (кондиционеры фирмы «Аттис»),
  «Путь к новым возможностям Интернет» (процессор Pentium 3).
  «Легкий путь к красоте!» (косметика «Орифлейм»),
  «Ваш путь к совершенству» (приборы французской фирмы «Жезанн»),
  «Мюсли-батончики Corny — ваш путь к здоровому образу жизни!»
  «Орифлейм. Легкий путь к красоте».
  «Мужской путь к успеху» (журнал «Men ’ s Fitness»).
  «Стремиться к совершенству. Всегда». Этот слоган для рекламы фитнес-центра «Марк Аврелий» напрямую перекликается с широко известным лозунгом «Нескафе Голд» «Стремление к совершенству».
  «Движение к лучшему» (автомобили «Opel Vectra»).
  Весьма часто встречаются такие транспортные метафоры: «путь к успеху», «первый шаг на пути к богатству», «движение к цели» и другие. Они уже настолько стёрты, что напоминают собой клише. Хотя, если вспомнить слова Дж. Серля «мертвые метафоры—это те, которые выжили» [9], можно выделить их парадоксальные достоинства. Одно из них заключается в том, что устойчивые метафоры легко минуют барьеры внешних слоев сознания, мгновенно отыскивая себе соответствующее место в глубинной структуре человеческого восприятия окружающей действительности. Это обеспечивает более легкую их усваиваемость, практически доведенную до автоматизма. Например,
  «Шаг вперед в терапии боли» (обезболивающий препарат «Раптен»).
  «Один шаг до мечты!» («Мозаика интерьера»).
  «Шаг к вечному двигателю» (косметика для автомобилей «Chevron»).
  Метафоры, связанные со средствами передвижения.
  «Наш паровоз вперед летит!» (региональный сервисный центр железнодорожной техники ООО «Капелла»).
  «Новейшее средство против старения... Вашей машины. Для здоровья мотора» (моторноемасло «U-Tech»). Вторая часть слогана представляет собой метафору организма.
  Начально-конечные метафоры. С помощью слов «старт», «финиш», «увертюра», «прелюдия», «источник», «вершина» оценочно передают идею начала, конца, реже середины какого-либо процесса.
  «Золотая середина на рынке сотовой связи» («Вотек Мобайл»).
  «Вершина парфюмерного искусства» (туалетная вода «Лучший аромат 2001 года»).
  «Синержи с лабораторией Гарнье — новый источник энергии для Вашей кожи» (крем «Синержи»).
  «Источник здоровья кожи» (косметика «Vichy»).
  «Источник здоровой информации» («Газета с улицы Лизюкова»).
  «Источник вдохновения» (мобильные телефоны «Siemens»).
  «Источник энергии для активной деятельности Бориса!» (корм «KiteKat»).
  «Золотой источник вкуса» (сливочное масло «Смоленское»).
  К этому же типу метафор можно отнести образные выражения, созданные на основе слов «эра», «этап», «век», которые в основном служат для обозначения и характеризации того или иного периода времени:
  «Новая эра хорошего самочувствия!» (фирма «Партия»).
  «Три века любви к пиву» (пиво «Kronenburg»).
  Магические метафоры, использующие слова «магия», «сказка», «волшебство», создают соответствующую атмосферу вокруг предлагаемого товара или услуги. Обычно встречаются в рекламных проспектах в канун Нового года, Рождества, юбилейной даты фирмы-рекламодателя. Именно они наиболее приближены к реализации одной из главных функций метафор: созданию символической реальности, при освоении которой человек нередко может пережить то, чего он еще по самым разным причинам не ощущал в обычной жизни. Это немало способствует упорядочиванию окружающего предметного мира, а также служит целям осуществления желаемых реципиентом изменений.
  Данный вид метафоры сближает ее с эпитетом, в результате чего появляются следующие метафоричные эпитеты: «чудотворные духи» (духи «NOA» фирмы «Л’Эскаль»), «волшебная мебель», «Кристина. Просто сказка!» (мебель фирмы «Кристина»), «Зимняя сказка для Ваших волос» (шампунь «Сансилк»), «Зимняя сказка» (порошок «Дени» с ароматом хвои и мандаринов), «Белоснежная сказка» (прокладки «Bella»), «Исполнение желаний» (косметика «Ворожея»). Мотив волшебства ясно прослеживается в рекламе «Магги» (вспомним фразу: «А теперь немного волшебства!»), в рекламе кофе «Черная карта» («Тайна. Доступная всем»).
  Особой популярностью пользуется слово «магия»:
  «Черная магия, магия духов, магия ночи» («Magie noir. Magie noir, magie dunparfum, magie de la nuit») — реклама французских духов «Черная магия».
  «Магия цвета» (краска «Londa»).
  «Магия кофе» (кофеварка «De Longi»).
  «Магия Lenor» (реклама бальзама для стирки).
  «Кристальная чистота — магия воды BRITA» (фильтры для воды).
  «Поговорим о магии косметики Avon?»
  Нередко используется в рекламных текстах и «волшебное» слово «превращение»:
  «Стойкая крем-краска «Софи» — природа Ваших превращений!»
  «Гости превращаются в хозяев!» (агентство недвижимости «Трансферт»).
  Оценочные метафоры. Обычно создают ореол легкости, свежести или, наоборот, прочности и выносливости вокруг определенного вида товара или услуги, вынося при этом какую-либо оценку (чаще положительную) рекламируемому объекту. Такая метафора также близка эпитету, что подтверждается следующими примерами: «необычайно выносливый телевизор» (телевизоры «Рубин»), «легкие (! не облегченные) сигареты «Кент»). В данном виде встречаются и чистые метафоры:
  «Легкость, опережающая время» (те же сигареты «Кент»).
  Абстрактные метафоры. Сейчас злоупотребление абстрактными словами характерно для отечественной рекламы несмотря на то, что запоминаемость таких фраз гораздо ниже нейтральных. Одна из причин такой дешевой популярности абстрактных слов кроется в незнании рекламистами одного из так называемых запретительных приемов, существенно ухудшающих стилистику рекламы. К важнейшим из них относится запрет на абстрактные понятия, которые, как доказано специалистами, не способствуют выработке нужных ассоциаций у потребителя. Рекламистов же привлекает красочная оболочка и внешний «блеск» таких понятий. В рекламной метафорике в основном они связаны с использованием ярких, зачастую абстрактных иноязычных слов типа: «симфония», «фейерверк», «гармония», «революция» и других. Например:
  «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»).
  «Фейерверкуникальных предложений!» (реклама сотовой связи «Вотек Мобайл» в преддверии Нового года).
  «Симфония VIPLAST»(окна «VIPLAST»).
  «Гармония цены и качества» («Вотек Мобайл»).
  «Гармония жизни» (чай «Чайная долина»).
  «Гармония движения» (масло «Castrol»).
  С такими метафорами нужно быть осторожным: необходимо точно знать значения и лексические возможности сочетаемости основного слова. Иногда погоня за внешне красивым звучанием оборачивается появлением незапланированных каламбуров, острот и даже ошибок.
  Аква-метафоры. Связаны с использованием слов водной тематики: море, океан, капля, водопад и т. д. Такой тип метафор наиболее характерен для рекламы товаров или услуг, каким-либо образом связанных с представленными основами метафорических выражений (торговля морскими продуктами, рыболовными приспособлениями, водной техникой и т. д.). Но это отнюдь не обязательное условие, что подтверждается следующими примерами:
  «Ваша пристань в океане мебели!» (мебель «Калипсо»).
  «Море блаженства для тебя!» (гели для душа «Fa» с морскими минералами).
  «На волне удовольствия» (напиток «Кока-Кола»).
  «Зеленая волна свежести для длинного дня и сумасшедшей ночи» (мужской дезодорант 8X4).
  «Вместе на волне успеха!» (единая пейджинговая система «Коминформ»).
  «Кафе «Регата» желает Вам хорошего времяпрепровождения на волнах удовольствия»
  Метафоры, связанные с природными явлениями. Используют в качестве основы для потенциального метафорического высказывания слова, обозначающие явления природы: дождь, ветер, ураган, вулкан и т. д.
  «Он накроет тебя ураганом улетной свежести» (рекламное обращение шампуня «Head&Shoulders»).
  «Разбуди вулкан удачи!» (клуб игровых автоматов).
  «В животе ураган? Принимай «Эспумизан!» (лекарственный препарат).
  «Наш солнечный удар по ценам!» (летние скидки в сети магазинов «Эльдорадо»).
  Масштабные метафоры. Связаны со словами «мир», «вселенная», «планета».
  «Планета детства» (компания, производящая товары для детей).
  «Ваш спутник в мире металла» (ОАО «Инпром»).
  «Мир желаний, мир возможностей» (соки и нектары J7).
  «Окунитесь в мир SPA» (гель для душа «Palmolive Thermal SPA»).
  «Мир света и тепла (фирма «TRIVE»).
  «Солнечный мир здоровья» (витамины «Сана-Сол»).
  Акустические (звуковые) метафоры. Включают в себя слова, представляющие любые проявления голосовой активности человека или животного (шепот, зов, крик и т. д.):
  «Зов свежести!» (дезодоранты «Fa»).
  «Поговорим о цвете ярком, как крик, нежном, как шепот», — так выглядит метафорическое сравнение в рекламе помады от фирмы Ауоп.
  Сенсорные метафоры. Основаны на словах, содержащих прямую или косвенную оценку вкусовых, тактильных, осязательных и других ощущений. Спектр базисных слов для данного типа метафор достаточно широк: вкус, аромат, запах, прикосновение и т. д. Заметим, что слово «вкус» особенно популярно в рекламе продуктов питания:
  «Чай со вкусом лета» (прохладительный напиток «Найс Ти»).
  «Вкус желаний» (шоколад «Каруна»).
  «Вкус природы в каждом леденце» (леденцы «Sula»).
  «Почувствуйте вкус страны фараонов» (кафе «Пирамида»).
  «Прикоснись к легенде» (сигареты «Montecristo»).
  «Прикоснись к искушению» (сотовый телефон «Samsung X-100»).
  «Почувствуйте силу цвета» (копиры «Xerox»).
  «Окунись в прохладу Lipton Ice Tea».
  Это, конечно же, не все, но основные типы метафор, которые нам удалось вышести, исходя из анализа большого количества рекламных текстов. Как мы видим, метафоры привлекают к себе внимание, зачастую вызывая положительные эмоции у реципиента. Эти стилистические фигуры «экономят речь, более точно называя понятие, действие». Кроме простых метафор, в рекламе еще существуют некие метафорические образы, вызывающие в воображении человека целые живые картинки. Например, метафоры «атмосфера престижа» (мобильные телесистемы «МТС») и «олицетворение неизменного качества» (чай «Дилма») способствуют возникновению таких живых картинок.
  Метафора зачастую как бы приглашает своего адресата к особому видению мира через иную, игровую реальность. Именно этот факт, объясняющий тесное сближение категорий «метафоры» и «игры», возможно, привел к возникновению такого понятия как «метафорика игры».

 
© www.textb.net