Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


1.1. Средства массовой информации: функции и классификация

  Средства массовой информации - это система учреждений, созданных в обществе для открытой, публичной передачи информации с помощью специальных технических средств.
  СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, осуществляются через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу, превращения их в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.
  Средства массовой информации являются одним из наиболее ёмких и эффективных каналов связи между органами государственной власти и обществом. Это объясняется широким диапазоном тех функций, которые выполняют СМИ, взаимодействуя с окружающей средой. Выделим основные.
  Информационная функция
  В качестве важнейшей следует назвать информационную функцию современных СМИ. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.
  Это вовсе не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должна быть лишена какой-либо тональности и окраски, как вовсе не значит, что журналисты не должны иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Все дело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую информационную функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний.
  Программа «Время» первого канала, или «Вести» Российского телеканала, или ежедневные выпуски программы «Сегодня» НТВ - это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию. Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию о событиях текущего дня. Задача выпусков - максимально точно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день, сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этих фактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определение перспектив и тенденций - задача других передач (например, «Вести за неделю» РТР, «Итоги» НТВ) и других журналистов. Не возможно видеть в репортере роботизированного субъекта, равнодушного к добру и злу, благородству и подлости. При всей репортерской беспристрастности читатель, радиослушатель или телезритель видит событие глазами журналиста, следит за событием при помощи средства массовой информации, и точку зрения, ракурс, детали, наконец их отбор, определяет отнюдь не потребитель информации. Равно как и сами события и факты, которые станут достоянием информационного выпуска, отбирают журналисты. Стало быть, говорить об их полной отстраненности от процесса информирования аудитории не приходится. Другое дело, что подлинный профессионализм не позволит уважающему себя органу массовой информации навязывать аудитории свое мнение. А у читателя, радиослушателя, телезрителя никто не может отнять право выбора источника информации. И выбирает он этот источник, как правило, по критериям профессионализма журналистов.
  Пропагандистская функция
  Основная суть пропагандистской функции СМИ понимается как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политических и духовнонравственных ценностей. Пропагандистская функция в такой трактовке пронизывает всю деятельность журналистской системы . И суть ее не меняется, когда некоторые исследователи предлагают другое название, например социально-педагогическая функция. Надо помнить, что политические, экономические и прочие условия существования общества постоянно меняются, видоизменяется даже среда обитания человека, и помочь аудитории адаптироваться к этим изменениям - важнейшая социально-педагогическая задача СМИ.
  Социально-педагогическая функция
  Фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается в пропагандистскую, управленческая - в социально-педагогическую. И все же представляется рациональным выделить социально-педагогическую как самостоятельную функцию, хотя речь, конечно, идет не о буквальном регулировании государственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждого гражданина страны общеобязательные нормативные акты, принимаемые властными структурами, разъяснить существующие законы и предписания, мобилизовать население на их исполнение, воспитывать в гражданах за- конопослушание, а в случае несоответствия действующих законов международным нормам, правам человека или просто неэффективности тех или иных статей - привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиваться приведения законов в соответствие с современными требованиями. Одним словом, выполнение функции социального управления предполагает пропаганду образа жизни, соответствующего правовым нормам данного общества. Таким образом, СМИ, информируя общество, одновременно берут на себя труд поучать людей. Не случайно девиз Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си) звучит так: «Информировать. Поучать. Развлекать». Сообщение так относится к поучению, как новость - к ее комментированию. Хрестоматийная истина мировой журналистики: факт неприкосновенен, комментарий свободен. Это естественное разделение отделения фактов от мнений и соответственно, информационной функции от пропагандистской.
  Было бы самым простым заменить идеологически устаревшую формулу печати как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора на универсальный девиз Би-Би-Си. Но лучше из каждой «триады» извлечь рациональное зерно. СМИ должны развлекать, но никто не может лишить их организаторской функции.
  Организаторская функция
  Организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнении других «обязанностей» журналистики. Скажем, телевидение и радио сообщили (информационная функция) о жертвах землетрясения в Армении и нехватке донорской крови в больницах и передвижных госпиталях - и тысячи людей по всей стране выстроились в очереди у станций переливания крови, чтобы безвозмездно помочь пострадавшим. Это ли не результативность организаторской деятельности СМИ.
  Организаторские возможности СМИ демонстрируют при проведении пропагандистских кампаний или распространении правовых знаний (социально-педагогическая функция). Но кроме таких форм проявления организаторской функции СМИ, есть все основания говорить о непосредственно-организаторской деятельности СМИ. Например, настойчивая работа редакции журнала «Огонек» привела к созданию массового движения «АнтиСПИД». Велика роль прессы в борьбе за экологию: за сохранение уникальной чистоты озера Байкал, спасение Аральского моря, решительный протест против поворота вспять течения сибирских рек, запрет на производство аэрозолей (к сожалению, повсюду, кроме России), из-за которых, как полагают, появляются озоновые дыры. Непосредственно организаторская функция СМИ проявляется при выполнении чисто журналистских задач: при проведении «круглых столов» в печатной периодике, радиоперекличек и радиомитингов, телевизионных программ с привлечением массовой аудитории (от телемостов до ток- шоу). Сюда же можно отнести внедрение в повседневную жизнь чисто журналистских находок: массовое распространение викторин, придуманных еще в «Огоньке» Михаилом Кольцовым; перешедшие границы России интеллектуальные телевизионные игры «КВН», «Что? Где? Когда?»; полюбившиеся аудитории «Голубые огоньки», давно ушедшие с экрана, но все еще живущие в учреждениях и учебных заведениях.
  Рекреативная функция
  Рекреация (от лат. recreatio - восстановление) - отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности.
  Отношение к этому роду деятельности СМИ было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. И тем не менее нельзя идти на поводу у определенной части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению, как это делают некоторые новые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохих рейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся в годы моноидеологии и тотальной пропаганды. Вполне объяснимо, почему функция развлечения слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать - это работа. Читать прекрасную литературу - это наслаждение. Но одновременно - напряженный труд мысли, интеллекта, чувств. Конечно, и в литературе есть чтение и чтиво. Есть серьезная литература и развлекательная: детективы, дамские романы, юмористика. Появление в газете произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и пр.
  Радио - слушают. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов - развлечение. Телевизор - смотрят. Смотреть многочисленные развлекательные программы - отдых.
  В любом случае, поскольку развлекательные публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, рекреативная функция имеет непосредственное отношение к журналистике. Однако развлечение и развлечению рознь. Даже «Поле чудес» имеет некий познавательный оттенок. Чрезвычайно важно, когда функция развлечения «перетекает» в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма, которые целиком посвящены соответствующей тематике.
  Культурно-просветительская функция
  Общеизвестна просветительская деятельность российского радио, где большой популярностью пользуются передачи, содержащие полезные сведения, советы и рекомендации в области медицины, права, садоводства, коллекционирования и т. д. На телевидении особым долголетием отмечены просветительские передачи: «В мире животных», «В поисках приключений». Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. Не случайно телекритика в газетах и журналах забила тревогу при появлении на экране множества малокультурных, маргинальных ведущих - самодовольных, высокомерных, бесцеремонно перебивающих собеседника. К счастью, протест зрителей и критиков оказался так силен, что телекомпании стали требовать от своих работников следования элементарным нормам вежливости, правильного употребления слов.
  Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы, в том числе особый канал «Культура» на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е гг. создавались и дидактические циклы, цель которых - систематическое образование.
  Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами журналистики и, следовательно, за пределами нашего рассмотрения. Вместе с тем использование образных возможностей экрана (как в целом в тележурналистике, так и в передачах культурнопросветительского направления в особенности) есть важнейший признак профессионализма.
  Образовательная функция
  Важно не путать культурно-просветительскую функцию с образовательной функцией, поскольку к последней относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом, например: изучение английского языка при помощи публикаций в журналах «Англия» и «Америка»; инструктивные публикации в газетах на темы: «Как стать рекламным агентом», «Как работать секретарем- диспетчером на домашнем телефоне».
  Интегративная функция
  В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. Подобное мнение представляется справедливым, поскольку в современном обществе, разобщенном государственными границами, национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни один идеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция должна решаться всей совокупностью газетно-журнальных, радио- и телевизионных материалов, разделов и направлений журналистской работы в каждом органе массовой информации и всей системе средств массовой информации. Эта функция - главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов. Каждая редакция в полной мере должна осознавать собственную ответственность при использовании материалов, рассказывающих о национальном противостоянии, различных разногласиях, межгосударственных и межрегиональных проблемах, религиозной нетерпимости и т. д.
  Как видим, современным СМИ присущ широкий спектр различных функций, каждая из которых в тот или иной период исторического развития либо увеличивает свою значимость, либо приглушает ее, либо вообще исчезает. Именно в силу подвижности, динамизма функционирования журналистики мы наблюдаем некоторые разночтения у разных авторов, излагающих теорию общественных функций СМИ. Так, нередко называются: функция выражения и формирования общественного мнения, общения, эстетическая функция. Это не совсем справедливо, поскольку во всех этих случаях речь идет о природных, сущностных свойствах, качествах, характеристиках СМИ, без которых журналистика попросту не существовала бы как отдельный род человеческой деятельности. Ведь журналистика как раз и есть средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации), а в ряде случаев - способ эстетического осмысления реальной действительности. Не стоит выделять в особую функцию СМИ - воспитательную, как это делается в некоторых учебниках. Да, журналистика воспитывает на положительных (и отрицательных) примерах, на сумме знаний, которую содержат ее материалы. Но это, так сказать, побочный, хоть и очень важный и, безусловно, полезный эффект. В конце концов, сама жизнь, накопленный опыт воспитывают каждого из нас, а СМИ - часть современной жизни.
  Таким образом, можно сделать вывод, что знание функций СМИ, их потенциальных возможностей необходимо для того, чтобы точнее определять цель работы специалиста по связям с общественностью. В перечне профессиональных качеств PR-специалиста важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов воздействия СМИ на массы людей.
  Отличительными чертами СМИ являются:
  - публичность, т. е. массовый, практически неограниченный круг потребителей информации;
  - наличие специальных технических приспособлений, аппаратуры для передачи информации;
  - наличие специалистов, готовящих и осуществляющих выпуск информации (журналисты, редакторы, издатели и др.);
  - непрямое, разделенное во времени и пространстве взаимодействие коммуникационных партнеров;
  - однонаправленность информационного воздействия, невозможность перемены ролей коммуникатора и реципиента;
  - непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.
  Функционирование СМИ подчиняется законам рыночной экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в своих публикациях и программах. Они затрагивают интересы различных слоев и групп. По мере увеличения экономической мощи и социокультурного влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны государства и крупнейших корпораций- рекламодателей. Естественно, реклама, будучи одним из важнейших источников финансирования и прибылей СМИ, служила и продолжает служить существенным препятствием для их моральной и политической независимости. Коммерческое начало, которое лежит в основе большинства органов и организаций СМИ, в принципе индифферентно к содержанию, оно предполагает рыночное использование информации для продажи как можно более широкой публике.
  Средства массовой информации можно классифицировать по такой типологии: телевидение, радио, пресса.
  PR-специалист при работе со СМИ должен принимать во внимание организационно-количественный фактор: типы и возможности телеканала, радиостанции, газеты при охвате своим влиянием зрителей, слушателей и читателей.
  Телевидение
  В советский период телевидение делилось на центральное и местное вещание, а с середины 90-х гг. XX в. российское телевидение классифицировалось по разнообразным и сложным категориям:
  1. По способу трансляции:
  1) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала - от телевышки до телесистемы потребителя);
  2) спутниковое;
  3) кабельное.
  2. По типу деятельности:
  1) вещательные компании, осуществляющие телетрансляцию программ;
  2) программопроизводящие компании (продюсерские фирмы);
  3) дистрибьюторы.
  3. По охвату аудитории:
  1) общероссийские;
  2) региональные;
  3) местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
  4. По форме собственности:
  1) государственные;
  2) негосударственные;
  3) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.
  Также произошло разделение и профилирование телевизионных каналов:
  1) по тематическому признаку (отечественный кинематограф; «Мир кино» - зарубежные фильмы; «Спорт», «Футбол» - спортивные программы; «Детский мир» - программы для детей и т. п.);
  2) по аудиторному признаку - для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т. д.;
  3) по учредителю (президентский канал, канал творческих союзов);
  4) по национальному признаку (республиканская программа, программа для национальных групп населения);
  5) по территориальному признаку - общегосударственная, местная, межгосударственная;
  6) по источнику финансирования:
  а) государственный (бюджетный) телеканал;
  б) платный (функционирует за счет абонентской платы телезрителей либо подписной по аналогии с печатной периодикой);
  в) общественный;
  г) коммерческий - самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;
  д) арендный (политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендуют время у вещательной организации).
  Но пользоваться такими услугами может в основном городская аудитория.
  Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент современной жизни очень короткий, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения.
  Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. Появление телевидения на политической арене вызвало среди специалистов эйфорию по поводу всемогущего нового средства массовой информации. В 70-80-х гг. ХХ в. телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации. Телевидение в индустриально развитых странах в наши дни обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и манипулирования в интересах тех или иных групп людей.
  Главное преимущество телевидения состоит в самой его природе: это наличие «картинки», демонстрация движущегося видеоряда. Именно это уникальное свойство придает телевизионному воздействию ни с чем несравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, движении, телевидение оказывается наиболее заразительным средством во всей системе современной массовой коммуникации.
  Г.Г. Почепцов подчеркивает: людям удается увидеть по телевидению гораздо больше, чем это позволяет сделать газета. По его данным, 69 % получаемой с телеэкрана информации не дублируется словами.
  Конечно, телевидение имеет объективные недостатки. Оно не столь оперативно, как радио, - телевизионная съемка, транспортировка кассет, монтаж требуют времени. В техническом плане телевидение менее доступно, также в территориальном, и в финансовом отношении. Обратную сторону имеет и суперэмоциональность телевидения: обычно она идет в ущерб аналитичности, осмысленности его программ.
  С появлением телевидения произошла очередная смена основного канала политической коммуникации. Изначально таким каналом был визуальный (личные контакты политиков с людьми), затем его сменил звуковой (радио).
  Радио
  Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом и навсегда изменило механизм распространения информации, сделав возможным передачу информации через государственные границы и на дальние расстояния. К началу и в период Второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран. По своей значимости радио постепенно стало уступать только стремительно набиравшему силу телевидению.
  Преимущество радиовоздействия заключается в максимальной оперативности, а также технической простоте формирования и распространения информационных сообщений. В связи с этим радио неизбежно опережает все иные средства массовой коммуникации. Оно выигрывает в оперативности донесения сообщений до аудитории.
  Однако специфика радио связана не только с его достоинствами, но и с некоторыми объективными недостатками. Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух. Значит, большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие. К радиопередаче невозможно «возвратиться». Нельзя «переспросить» радиоприемник, если чего-то недослышал или недопонял. Также недостатком радио является и тот факт, что радиостанции редко имеют постоянную аудиторию - она меняется даже в течение дня.
  Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, которые позволяют делать его вездесущим и общедоступным. Люди могут заниматься одновременно другими делами и слушать радиопередачи, получая информацию о происходящих событиях и за рубежом, и в стране, и в родном городе, и даже на предприятии.
  Однако отсутствие зрелищности радио проигрывает телевидению, но есть определенные преимущества. Телевидение по причине зрелищности, требующей концентрации внимания, больше утомляет человека. Радиопередача, особенно музыкальная, напротив, не требует абсолютного сосредоточения слушателя у приемника.
  Но самое главное заключается в том, что изображение ограничивает меру использования слова, заставляет принципиально по-иному употреблять его. В отсутствие «картинки», при использовании только звука, радиовещание способно сильнее приковывать внимание к содержанию программ.
  Радио в PR-целях используется в меньшей степени, чем телевидение, хотя потенциал для такого использования довольно высокий.
  Радийные форматы материалов определялись во многом техническими факторами :
  1. Тип вещания (радиоприема): радиотрансляционная сеть, диапазон длинноволнового вещания, диапазон средневолнового вещания, диапазон ультракоротковолнового вещания, диапазон FM-вещания.
  2. Тип радиоприемников: обычный нестационарный, стационарный однопрограммный, стационарный многопрограммный, автомобильный.
  Для PR-специалиста важно знание этих факторов, потому что само наличие у населения тех или иных приемников служит основанием для его сегментирования по целевым группам. Так, стационарный однопрограммный радиоприемник принимает одну волну радиотрансляционной сети - государственную радиостанцию «Радио России». Стационарный многопрограммный приемник транслирует три канала государственного вещания: «Радио России»; «Маяк»; местное региональное радио государственной телерадиокомпании субъекта РФ или городское радио. Это каналы так называемого уверенного приема.
  Однако радиоканалы «уверенного приема» не являлись самыми популярными. Лидирующие места в рейтинге радиочастот занимали радиостанции FM-диапазона: «Русское радио», «Радио шансон», «Европа плюс», «Love-радио», радио «Монте-карло», «Ностальжи», «Авторадио», «Милицейская волна», «Серебряный дождь», «Хит-FM», «Ультра», «Радио-2000», «Наше радио», «Радио-7», «Радио для взрослых».
  Содержание информации на этих каналах:
  • популярная музыка разных стилей и направлений;
  • городские справки и прогноз погоды;
  • новостные программы;
  • радиореклама;
  • комментарии ди-джеев с приглашением в эфир популярных лиц.
  Исследования показывают, что основными слушателями государственных радиостанций являются пенсионеры (80 %) и домохозяйки (60 %). Среди этих категорий особенно популярен «Маяк», который еще с советских времен вел круглосуточное вещание на всей территории России. Молодежь преимущественно является целевой аудиторией радиостанции FM-диапазона, таких как «Хит-FM», «Ультра», «Радио-2000» и др. FM-диапазон постоянно слушают автовладельцы.
  Пресса
  Все СМИ объединяет способность к прямой связи с общественностью, как бы минуя традиционные институты связи, такие как церковь, школа, семья. Как раз эта способность и используется рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар; политическим деятелем и политической партией для мобилизации массовой поддержки своей программы и т. п. В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса - газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс.
  Во всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что они предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя также материалы развлекательного характера и местные новости, они приучали простых людей рассматривать себя в качестве части более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события.
  Газета еще больше уступает в оперативности радиосообщению, чем телевидение. Поэтому обычно радио первым, хотя и в самой краткой форме, сообщает о том, что случилось. Несколько отставая по времени, телевидение демонстрирует, как именно это произошло. И только на следующий день, а то и позже читатель получит газету, в которой прочтет комментарий, логически разъясняющий, почему произошло именно то, а не совершенно иное. Аналитичность - основное преимущество прессы. Если телевидение работает «для всех», радио - для «ленивых и торопливых», то газета - исключительно «для умных» или желающих выглядеть таковыми: в большинстве случаев постоянно читают газеты люди с высшим образованием. Хотя аналитичность прессы также имеет оборотную сторону: любая газета уступает и радио, и телевидению в эмоциональности воздействия.
  Пресса имеет ряд других преимуществ. К печатному слову можно вернуться, подумать над ним. Можно передать газету друзьям и знакомым, а потом обсудить прочитанное. Можно вести газетное досье, делая из нее вырезки. Важным преимуществом является и то, что газеты имеют стабильную аудиторию в силу возможности подписки на них. Это обеспечивает регулярность воздействия прессы на «свою», целевую аудиторию.
  Таким образом, уступая в оперативности, эмоциональности, доступности и ряде других моментов, печатня пресса выигрывает в аналитичности. Это обеспечивает прочность и углубленность ее воздействия на сознание аудитории. Теле- и радиосообщения захватывающи, но быстро забываемы. Газетная статья остается в памяти надолго.
  Газеты различны по тематике и могут быть официальными, общеполитическими, деловыми, отраслевыми, рекламно-информационными, развлекательными. По периодичности газеты бывают ежедневными и еженедельными. Они выходят форматом А2, А3, А4. В зависимости от использования красок газеты могут быть черно-белыми, цветными и с цветными вставками.
  Газеты имеют такие преимущества перед другими средствами массовой информации:
  • массовость (газеты читает почти все население);
  • постоянство (газеты сохраняют длительное время, особенно в библиотеках, и к ним можно обратиться в любой момент);
  • избирательность (определенные категории населения читают определенные газеты и ищут определенные материалы).
  Журналы также отличаются тематикой, характером подачи материала и, хотя уступают газетам в оперативности, имеют больше возможностей для анализа.
  Средства массовой информации распространяют информацию, нормы, ценности, усвоение которых необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества. СМИ создают два потока информации - «сверху» и «снизу». Информация «сверху» несет данные о государственных и административных решениях («прямая связь»), а информация «снизу» («обратная связь») - о том, как эти решения воспринимаются, каковы нужды управляемых. Так, СМИ закономерно включены в систему государственного управления и наряду с властью законодательной, исполнительной и судебной, обретают, статус «четвертой власти».
  По времени выхода газетно-журнальных изданий и их периодичности печатные СМИ делятся :
  • на ежедневные газеты;
  • еженедельные газеты и журналы;
  • ежемесячные журналы.
  С точки зрения PR-воздействия ежедневные газеты эффективны для представления целевым аудиториям оперативных информационных сообщений, еженедельные газеты и журналы - для аналитических и публицистических материалов. Ежемесячные журналы требуют еще большей основательности и глубины анализа, лучшего иллюстративного материала.
  Другое основание для классификации изданий - территория выхода и распространения. Здесь выделяются следующие типы изданий:
  1) центральные, общенациональные (федеральные);
  2) республиканские;
  3) областные;
  4) краевые;
  5) городские;
  6) районные;
  7) ведомственные (корпоративные).
  Широко используются различного рода PR-комбинации. Так, известно, что даже федеральные издания с большим тиражом, будучи авторитетными и влиятельными, имеют сравнительно небольшое число подписчиков в регионах. Отсюда реализуется следующая модель: материал печатается в федеральном издании, а потом со ссылкой на него перепечатывается в местных.
  Также имеет смысл классифицировать СМИ и по другим показателям: целевым группам и интересам читателей, например:
  • женские;
  • семейные;
  • медицинские;
  • спортивные;
  • культурологические;
  • модные;
  • развлекательные и др.
  Издания, ориентированные главным образом на указанные градации, называются специализированными. Работающие в них журналисты зачастую объединяются в профессиональные ассоциации и клубы (финансовый пресс-клуб; клуб журналистов, пишущих о туризме, и пр.).
  Наибольший PR-эффект достигается в случае, когда в работе:
  • с печатными СМИ упор делается на логические аспекты;
  • с радио - на звуковые;
  • с телевидением - на визуально-образные.
  Резюмируя всё вышенаписанное о технических средствах (каналах) массовой коммуникации, подчеркнем главное. Все они имеют как достоинства, так и недостатки. Поэтому в PR-воздействии никогда нельзя выбрать один-единственный канал и ограничиться исключительно только им. Только совокупное использование всех или максимально возможного числа существующих средств коммуникации позволяет PR-воздействию стать наиболее эффективным.

 
© www.textb.net