Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


1. Метод и методика журналистского труда

  Термин «метод» впервые стали употреблять мыслители Древней Греции. В античной философии этим термином характеризовали - путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов.
  В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.
  В понятие метода, употребляемое в журналистском обиходе вкладывается аналогичное содержание. Журналистскому методу, как и любому другому присуща строгая определенность, однозначность. Опора журналиста на научно обоснованные методы является главным условием получения им новых, оригинальных знаний, необходимых для постижения объектов действительности в целях их изменения, преобразования.
  В одном ряду с термином «метод» стоит другой, производный от него - «методика». Словом «методика» обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем для репортажа. Общую совокупность этих приемов как раз и называют методикой работы над материалом, репортажем, например.
  Какие же есть методы журналистской деятельности?
  Факультеты и отделения журналистики России обучают студентов методам:
  1) познания,
  2) отражения,
  3) преобразования.
  Приведенная выше схема - это своего рода модель, миниатюра журналистского образования. Из этой схемы мы сможем наглядно себе представить, с какими методами имеют дело в журналистике.
  Но, можно и нужно выделить еще один метод - 4) психология индивидуального творчества. К примеру, Оноре де Бальзак имел обыкновение писать по ночам, при свечах, за чашкой кофе. И. А. Бунин, наоборот, старался себя не возбуждать, чтобы не писать, как он выражался, «на нервах» . А. П. Чехов работал в самой лучшей своей одежде. А. И. Куприн любил писать одетым небрежно. Эрнест Хемингуэй работал. в прихожей своей виллы, стоя босиком перед старым, видавшим виды бюро.
  Писатель Л. Леонов о своем труде: «Я пишу карандашом, пишу медленно и мелким почерком, чтобы видеть всю конструкцию абзаца, страницы в целом. Пишу и стираю до тех пор, пока страница не выйдет чистой, без помарок». А. Н. Толстой, наоборот, любил писать хорошими легкими авторучками. Он говорил: «Карандаши ненавижу», а потому у него на столе, в футляре всегда было несколько авторучек.
  Примеры психологии творчества интересны, но процесс нашего приобщения к журналистскому мастерству вряд ли ускорят. Творчество - процесс сугубо индивидуальный.
  Методы в журналистике имеют самостоятельное, автономное значение. И тем не менее органически теснейшим образом они связаны между собой. В сущности, каждый из них имеет свой аналог в другом. Использование нами того или иного приема, скажем, в познании жизни, требует от нас адекватного этому приему ее отражения. Итак, материал, собранный журналистом с помощью наблюдения, интервью почти всегда предназначается для выступления в жанрах заметки, корреспонденции, репортажа.
  Обращение журналиста к документам, официальной статистике обычно свидетельствует о том, что он работает над проблемным, постановочным, пропагандистским материалом.
  Журналист меняет профессию - метод включенного наблюдения стал излюбленным в работе журналистов-расследователей.
  Подача материала методом контраста или диалога бывает более эффективной, чем простой описательный метод. Методы журналистского творчества взаимосвязаны, взаимодействуют между собой.

 
© www.textb.net