Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Творчество Татьяны Сазоновой

«Беда нашей прессы - дурновкусие...»

Юрий Рост

  Юрий Михайлович РОСТ родился в 1939 году в городе Киеве. В 1961-м окончил Киевский институт физкультуры по специальности плавание и водное поло. Поработав некоторое время тренером, пошел снова учиться сразу по двум специальностям: днем не факультете журналистики, вечером - на английском отделении филфака Ленинградского университета. Юрий еще был студентом, когда его пригласили работать в ленинградский корпункт «Комсомольской правды», потом в редакцию этой же газеты в Москву, откуда он, поработав несколько лет и завоевав довольно солидное имя, перешел в «Литературную газету».
  Юрий Рост очень интересный человек. Чтобы полнее раскрыть его натуру, Юрия Михайловича попросили ответить на вопросы традиционной анкеты журнала «Журналист» «Профессия - журналист», и вот что из этого получилось:
  «Возраст. 65 лет.
  Родители. Папа был прекрасным актером и смелым солдатом Второй мировой войны. Мама красавица.
  Образование. Киевский институт физкультуры. Ленинградский государственный университет (факультет журналистики - окончил. Английская филология - три курса).
  Послужной список. Не служил. Работал в «Комсомолке», «Литера- турке», на REN-TV («Конюшня Роста»), в «Общей газете». Теперь обозреватель «Новой газеты».
  Когда и о чем была самая первая ваша публикация? 22 июня 1966 года в «Комсомолке» про архитектора, которому не хватило самого длинного дня. С карточкой.
  Самое недавнее достижение. Нырнул на 30 метров по настоянию моего друга Виктора Такнова.
  Самая недавняя неудача (потеря). Все человеческие потери (а их накопилось немало) срока давности для меня не имеют.
  Самый ценный совет, который вы получили в своей жизни. Мама говорила, что акушер, приняв меня, дал ладонью по заднице и посоветовал: «Живи!»
  Самое неприятное решение, которое приходилось принимать (по работе или в жизни). Оправдываться.
  Какую цель вы ставите перед собой в своем нынешнем положении? Следовать советам акушера.
  Политическая ориентация. Основатель ПН(б) - Партии наивных беспартийных.
  Отношение к религии. Бог есть.
  Работа, о которой мечтаете. Я имею такую работу.
  Одним словом, каким вы видитесь окружающему миру. Об этом надо и спросить окружающий мир, одним словом.
  Влияние кого из современников испытываете в наибольшей мере? Друзей.
  Самая серьезная болезнь нашей журналистики. Дурновкусие.
  Автор в журналистике, который вам наиболее интересен. Их немало.
  Любимое время года. Весна, лето, осень (ранняя). Когда светло.
  Историческая личность, которая вас особенно интересует. Одна? Вы ее не узнаете.
  Любимый праздник. Пасха.
  Особенно почитаемый политический деятель. Бывший, может быть, и почитаем.
  Любимая песня. «В островах охотник».
  Ваш девиз (философия, которой, придерживаетесь в жизни). Так вам и скажи. Читайте.
  Человек (герой журналистского материала), знакомство с которым повлияло на ваше мировоззрение. Я о них все время писал. И снимал их.
  Любимая цитата. «Худших всегда большинство».
  Самое поразительное впечатление во время зарубежной поездки. Улыбаются.
  Любимое блюдо. Деруны.
  Любимый словарь. Словарь Даля и словарь Пушкина.
  Любимое слово в русском языке. Я знаю несколько слов.
  Любимое слово в иностранном языке, который вы знаете. «Хист» (укр.)
  Самый дорогой вам автограф из домашнего архива. У меня их два на фотографиях А. Д. Сахарова и Анны Маньяни. На книгах, дороги все - это слова моих друзей.
  Любимое место отдыха. Около воды.
  Любимое здание в городе, где вы живете. Где я живу.
  Любимый город. Питер, Москва, Киев, Тбилиси, Русса, Карпогорн.
  Увлечение (хобби). Работа.
  Любимое спортивное занятие. Бег. Велосипед. Плавание (надоело).
  Любимый вид одежды. Джинсы.
  Газета, которая является для вас наиболее полным источником информации. «Новая газета».
  Любимый журнал. «Нейшнел джиографик».
  Любимый фильм. «Не горюй!», «Жил певчий дрозд».
  Любимая радиостанция. «Эхо Москвы».
  Книга, которую сейчас читаете. «Последний старец» об отце Павле Груздеве, которого знал.
  Допустим, вы могли бы получить свой портрет от любого художника (всех времен). Кого бы вы выбрали? Мне было интересней сделать их портреты.
  Самый интересный философ. Очень интересный вопрос».
  (Журналист. - 2003. - № 5. - С. 30).
  Судьба журналиста Юрия Роста интересная и любопытная. Свое журналистское кредо он выразил так: «Журналист может быть ленивым, но он должен быть любопытным».
  «Юрий Рост ритмичный, звучный, с органичным вкусом во всем, включая фамилию, человек. Есть в нем что-то стилизованное гусарское и настоящее мужское - в умении держать трубку, накидывать шарф, носить свитера и назвать свою мастерскую «конюшней». Это разносторонний человек - он и публицист, и фотожурналист, и писатель, и актер, и телеве- дутий. Свое понимание жизни в ее красоте и трагедии как проявлений той же красоты, благодаря таланту, перу и глазу. он показал и рассказал нам».
  Именно в городе Санкт-Петербурге Юрий Рост стал журналистом. Всю свою сознательную журналистскую деятельность, по словам Юрия Михайловича, он отлынивал от работы. Его лень защищала от серьезных ошибок. Если не успеваешь сделать что-то хорошее, то не успеваешь сделать и что-то плохое.
  Юрий Рост пришел в журналистику поздно. Свою первую заметку он опубликовал в «Комсомольской правде» в возрасте 27 лет. Она называлась «Голубые города», была снабжена фотографией, слабой, плохой. Но это уже был жанр, который предопределил его дальнейшую судьбу.
  Окончив Киевский институт физкультуры, он как-то заскочил к одному замечательному футбольному телекомментатору, чтобы спросить, как стать журналистом, что для этого нужно - писать, снимать? Комментатор ответил, что снимать легче, и если хочешь быть богатым человеком, то снимай, а если хочешь быть знаменитым - пиши. На самом же деле, это было ошибкой: ни богатство, ни знаменитость не связаны с жанром. Богатый журналист - это уже другая профессия. Конечно, журналисты должны жить хорошо, лучше, чем они живут, чтобы не испытывать неловкости. Они могут превратиться в очень богатых людей, но тогда они перестают быть журналистами. Это как писатель-сатирик. Если он стал очень богатым, то автоматически перестает понимать тех людей, которых он, якобы, защищает. Юрий Рост три раза ходил на митинги защищать канал НТВ. Уже в первый раз его смутила некая «тусовочность» происходящего. Во второй раз он понял, что происходит какой-то обман.
  Рост очень долго не мог определить, что главное для журналиста, пока не поговорил с одним своим хорошим другой Мишей Чавчавадзе, который и наставил его на «правильный путь». «Главным для журналиста является - не дружить с плохими людьми» - сказал Михаил. Именно эти слова определили дальнейшую судьбу Юрия Михайловича, они стали для него определенным табу в выборе друзей. С этого момента он старался, чтобы в его кругу не было нехороших людей. Еще Рост считал, что не нужно любить начальников, идеи, а надо любить своих маму и папу, любимых.
  Рост всегда думает о тех людях, о которых пишет, и о том, что пишет, не испытывает ли читатель неловкость, когда прочтет заметку. «Тогда я пользуюсь психологическим способом - читаю свои готовые заметки вслух, и те фразы, которые проглатываю, чувствуя, что по каким-либо причинам мне неудобно их произнести, потом просто выбрасываю. Если написанное слово не выдерживает произнесение его вслух, то с ним можно легко расстаться», - говорит Юрий Михайлович.
  «Раньше люди читали статьи Соловейчика, Зюзюкина, Аграновского и за словами видели смысл того, что журналист сказал, и даже то, о чем он, в силу обстоятельств, промолчал. Человек читал и понимал: плоховато дело. Что происходит сейчас? Пожалуй, вершиной того, что происходит сейчас в журналистике, я бы назвал фразу, услышанную недавно: «фактов у меня нет, но вы же знаете меня и поэтому должны мне верить - этот человек вор». Вот и все, вот такая аргументация. Я думаю, что журналистика постепенно вернется к тому состоянию, когда главным было Письмо, Фраза, Текст, а не только информация», - считает Юрий Рост.
  Он всю свою жизнь прожил в газетах, стал свидетелем многих разрушений - на его глазах разрушились «Комсомольская правда», «Литературная газета» и «Общая газета», в любом случае газеты должны умирать или видоизменяться, как умирают или видоизменяются театры.
  Юрий Рост удачен во всем: и в журналистике, и в фотографии, и в кино. Он не ограничивает себя никакими рамками и больше всего в жизни ценит свободу. Всегда почитатели его творчества, фотографий, публикаций, телепрограмм относились к нему как к свободному художнику, не привязанному к месту службы. А когда перестала существовать «Общая газета», он стал свободным художником по факту. Несмотря ни на что, Рост всегда придерживался постулата: не омрачать свою жизнь ни одним трудовым днем, такая вот жизненная позиция.
  В одном из интервью Юрий Рост признался, что ему никогда ничего не хотелось делать, да и сейчас не хочется, и только обстоятельства заставляли его чем-то заниматься. Поэтому он старался делать только то, что делает и сейчас - готовит две книжки. Первая книга называется «Групповой портрет на фоне века», охарактеризованная писателем: «в которой то ли фотографии и текст, то ли текст и фотографии». И вторая книга - «Другая жизнь Сахарова», которая должна стать открытием не какого-то совершенно незнакомого человека, а человека, которого знают все. При том, что о жизни Сахарова известно мало, но она очень интересна. Будет ли она для кого-то примером, автор не знает, потому что повторить его человеческий и жизненный подвиг тяжело, для этого надо быть и таким одаренным, и таким безусловным. «Но, возможно, после этой книжки выяснится, что он был еще более человеком, чем мы все», - признался Юрий Михайлович.
  С именем Роста обычно связывают способность открывать человека в необычной или, наоборот, очень простой ситуации. Основной ответственностью для Юрия Михайловича является ответственность перед человеком, о котором он пишет. Материал он собирает на протяжении долгих лет, влюбляется в своих героев, влюбляет их в себя, поэтому несет за это ответственность и потери. И, зачастую, знает о них больше, чем может написать. Текст - это, по существу, тост во славу человека, в которого автор в этот момент влюблен или который ему интересен. Он населяет этот мир и мир читателя своими друзьями, втягивает его в круг, в котором читатель становится равным. Журналист должен быть наделен способностью смотреть и видеть, делиться собственными соображениями и впечатлениями, неназойливо иронизируя над собой. Рост вдумчиво пишет, очень тонко подмечает все плюсы и убедительно их излагает. Автор обладает ценной чертой - умением перевоплощаться, «влезать в шкуру» своих героев, понимать их и думать за них и смотреть на мир их глазами. Читатель же воспринимает героя опытом жизни Роста, и потому его личное участие в процессе изображения, если оно не назойливо, уместно. «Я считаю, что ирония и самоирония позволяют сказать о человеке и о ситуации очень многое. Это как в тосте - ты можешь произнести о человеке весело такие слова, которые всерьез ты бы сказать не мог...», - говорит Юрий Рост.
  «Журналистика ближе к театру, чем кино, в ней есть четвертая стена, которая учитывает существование зрителя, незнакомого тебе. И есть некая граница, которую ты не должен и не можешь перейти. Знания, которые ты используешь, должны быть легальными, щадящими, даже если ты пишешь о человеке вещи, которые ему не очень нравятся. И еще вопрос в том, каким взглядом на него смотреть. Поскольку я сам обладаю огромным количеством негативных качеств, никогда не делаюсь судьей. Может быть, я и неплохой человек, но и не настолько хороший, чтобы судить человека с неких высот. Ведь слово материально, это вещь, она ранит, и потом никакие объяснения, извинения не годятся - ты уже сказал.», - считает автор.
  Телепрограмму «Конюшня Роста» сам Юрий Михайлович считает замечательной затеей. Он сам придумывал каждую программу, продумывал сюжет, неожиданные повороты. Она была нужна зрителю, но «погибла» не от старости, а была «убита». Просто это канал такой, где то горячего хотят, то холодного. В настоящее время телевидение превратилось в прибыльный бизнес, и сейчас нет такого канала который для человека был бы отдушиной. Рост: «В Америке такая же ситуация, телевидение тоже, как и у нас, отвратительное, но там такой канал все же есть, PBS, который делает некоммерческие вещи. Со временем таким могла бы стать наша «Культура».
  Первым фотоаппаратом Юрия Роста был обычный «Цейс Экон», весьма примитивный, привезенный дядей с фронта, с войны. А первую свою фотовыставку, самую любимую, он устроил в городе Таллин. «Теперь это уже заграница, так что считайте я начал выставляться за рубежом», - рассказывает фотограф. Город этот он любит до сих пор, потому что там у него никогда не было ощущения отчужденности, он полностью принимает присущую жителям города манеру и способ жизни. «Я же везде гость и потому везде всегда с большим уважением отношусь к хозяевам, даже к хозяевам жизни в моей родной Москве я отношусь не то чтобы с пиететом, но терпимо. Место под солнцем есть всем», - признался Рост.
  Журналист - это призвание. Журналистом надо родиться, но научиться журналистскому мастерству тоже можно, если прислушиваться к советам, которые дает мастер своего дела. Юрий Рост делится секретами своего мастерства:
  «Правило пишуще-снимающего журналиста.
  - Одно из моих правил - это всякий раз, когда приезжаешь в незнакомое место, обойти все вокруг. Просто для того, чтобы, когда понадобится, точно знать куда идти.
  На какую пленку фотографировать людей и природу.
  - Людей я снимаю на черно-белую пленку, а природу - на цветную. Почему? Пусть мир на фотографиях будет таким, каким его создал Господь. Поскольку он создал его цветным, то и снимать его нужно на цветную пленку. А человек создал свой мир, с его историей, зданиями, интеллектом, войнами, не очень хорошими деяниями. Поэтому лучше, если человек на фотографиях будет черно-белый.
  Чем цветная фотография отличается от черно-белой.
  - Прежде чем заняться цветной фотографией, я занимался чернобелой. Думаю, что начинать нужно с черно-белой фотографии, ведь в ней необходимо острее и точнее понимать композицию и построение кадра. А к цветной фотографии, к цветному пейзажу, надо относиться, как к чернобелой фотографии, и рассматривать цвета лишь как часть сюжета. Можно провести такой эксперимент: берете цветную карточку и печатаете ее черно-белой. Вы увидите, сколько там окажется мусора и глупостей. Их как раз быть не должно.
  Цифра и пленка - разные вещи.
  - Они не заменяют друг друга. Это надо понимать. Работая с цифрой, поддаешься соблазну - щелкнул, не понравилось, затер. А любая фотография с годами обретает совершенно иную ценность. Ценность знака. Поэтому самый продуктивный метод - снимать на пленку, а потом переводить в цифру, и с ней работать на компьютере. Кроме того, все электронные носители имеют свойство устаревать, и через 30 лет вы, возможно днем с огнем не найдете проигрывателя CD или DVD.
  Кроме умения писать журналисту неплохо бы уметь и снимать.
  - Фотографиями я иллюстрирую свои тексты. Маленькие и большие. Симбиоз такой. Иногда фотография является отправной точкой для написания текста. В другом случае - подбираю фотографию под текст.
  Чем хороший редактор отличается от плохого.
  - Представьте яблоко и отрезанную от него дольку. Долька - это «нельзя», а все остальное яблоко - это «можно». Так вот. Плохой редактор знает, что можно, но не знает, чего нельзя. Хороший же знает, чего нельзя, и знает, что все остальное - можно. Если перед хорошим редактором стоит какое-нибудь нестандартное решение, то он сначала спохватывается, а потом думает: «Для чего, собственно.». Так рождаются самобытные вещи.
  Как выучиться на хорошего журналиста.
  - Необходимо читать классические тексты. Я бы на вашем месте читал «Повести Белкина» и смотрел, как Пушкин выстраивает фразы. Ведь простыми фразами Пушкин достигает совершенной прозрачности! И Николая Васильевича Гоголя читать надо. Вот, собственно, и все журналистское образование. Достоевского, Толстого можно почитать, но по ним не научишься писать. Из XX века можно почитать Платонова. У него огромное количество слов с первоначальным смыслом.
  Как узнать, хороший ли текст вы написали.
  - После того как написали текст, прочтите его вслух человеку, к которому хорошо относитесь, которому хотите похвастаться. Естественно, этот человек должен уметь слушать. И в тех местах, где вы будете проглатывать слова и говорить: «Так, сейчас, вот дальше.», вот это спокойно все можете выбрасывать. Ваше собственное ощущение должно быть ощущением слитности текста. Вам не должно быть стыдно за написанное.
  Проблемы первого абзаца не существует.
  - Начинайте писать текст так, как одна умная женщина, редактор, говорила мне: «Выброси первый абзац». Я ей: «Как, ты же еще не читала!» А она: «Ты выброси, выброси.»
  В журналистике есть сложные вещи.
  - Самое сложное - написать плотный текст. Когда в страницу нужно затолкать не просто идею, а текст, такой, чтобы он читался. Такой текст, как кубик-рубик. Его можно вертеть сколько угодно, но в итоге сложится одно из немногих. Когда сложится - все, готово. Кроме того, в тексте должна быть какая-то музыкальная тема.
  Пишите от первого лица.
  - Не стесняйтесь себя вводить. Единственное «но» - относитесь к себе с иронией. Как только становитесь «молодцами», которые все знают, все умеют, вы начинаете вызывать раздражение у читателей. И еще. Никакие собственные переживания в тексте не нужны, если только они не помогают раскрытию текста. Важны не впечатления (был в кино, мне так понравилось!). Это никого не интересует, это - личное дело. Дело журналиста - объяснить, что именно понравилось или нет.
  Внимание - каждому слову.
  - Все слова в тексте должны быть стопроцентно выверены. Если чувствуешь и понимаешь, что вот нужно это слово, нужно, и никак без него нельзя, то это хорошо. А вообще к слову надо относиться, как к самому себе, потому что оно и есть твое».
  (Журналист. - 2001. - № 10. - С. 15).
  Итак, главное в журналистике - это язык и стиль. Берите девушку, которая спешит на тусовку, и читайте ей. Если из-за написанного вами она приостанавливает свои сборы хоть на чуть-чуть, то вы на правильном пути.
  Юрия Роста знают все. Его великолепные работы (в том числе фотоработы) были не раз отмечены различными премиями и представлены на персональных выставках. Он журналист уникальный. Не просто великолепно снимает и великолепно пишет, но - и это главное! - великолепно чувствует Время. Время, в котором существуют его современники. Разные. С разными судьбами. Ближние и дальние. Счастливые и несчастные. Известные и никому неведомые. Вот так остановить мгновение, чтобы оно врезалось в память и сердце тысяч людей, только большому мастеру под силу.
  Круг друзей Роста очень широк. Это писатели, журналисты, кровельщики, художники, артисты, крестьяне - люди всех профессий.
  Его программа «Конюшня Роста», наряду с программой Леонида Парфенова «Намедни», в 1994 году признана телекритиками лучшей программой года. Юрий Рост стал обладателем огромного количества премий: это и независимая премия «Триумф-2000», и государственная премия в области литературы и искусства, которой отмечена выставка его фоторабот «Групповой портрет на фоне века». Одной из чрезвычайно дорогих премий для Роста является премия Театра-студии Табакова, за то, что пишет и изображает, то есть в номинации «прозовизуальное искусство». Самой же первой премией явился «Золотой Остап».
  Легендарный Тонино Гуэрра - друг и многолетний соавтор классика мирового кинематографа Федерико Феллини вручил единственную в своем роде премию «Амуркорд» российскому журналисту. Сам Гуэрра сказал: «Эта странная премия, и я вручаю ее, когда мне хочется и кому хочется» Медаль «Амаркорд» была вручена в рамках церемонии награждения журналистской премией «Элита», учрежденной фондом содействия СМИ «Пресса». Церемония была приурочена к завершающемуся празднованию 300-летия российской прессы.
  Юрий Михайлович даже снялся в нескольких фильмах Георгия Данелия «Орел и решка» (1995 г.) и «Фортуна» (2000 г.). Вот такая у него разносторонняя биография.
  В целом же звания и награды Юрия Роста перечислять - пустое дело. Он достиг того, что «Юрий Рост» - уже звание, и даже жанр, придуманный и блестяще воплощенный им самим. Он любим, читаем и почитаем за интеллигентный почерк и ярко индивидуальный взгляд на мир.
  Считаю необходимым показать творчество Юрия Роста, а потому включаю в пособие три его материала.
  Собака как государство
  Ну да! Она охраняет дом, защищает хозяина, хранит верность. У нее и конституция поведения есть, неизменная и выполняемая. Собаке как государству все равно, какой веры человек, богат он или беден, знаменит или безвестен. Она друг человеку и не нападает на него, если не бешеная.
  Похоже, похоже на идеальное, то есть нормальное, государство. А нашему уступает. В цинизме, вероломстве и способности быстро и выгодно приспособиться к новому хозяину. Что поделаешь - животное все- таки. Бескорыстно привязывается. И навсегда.
  Ровно тридцать лет назад, осенью 74-го года, некий человек покинул на взлетном поле Внуковского аэропорта товарища (овчарку), потому что был воспитан в таком государстве. И улетел.
  А она осталась ждать.
  Два года зимой и летом, и в дождь подходила она к трапу прилетавших самолетов Ил-18, на котором убыл ее подданный, и встречала его.
  Она соблюдала нравственный закон, хотя человек его нарушил. Не важно. Это был ее закон.
  Я написал об этой истории в той еще «Комсомолке». И миллионы читателей у нас и в мире всплакнули над судьбой Пальмы (как ее звали аэродромные работники и пилоты), и тысячи прислали деньги на поддержание жизни собаки, и тысячи хотели улучшить судьбу овчарки, враз ставшей мировой знаменитостью. Очень хотелось присоединиться к истории чужой любви и верности. Похвально.
  Между тем эти тьмы сочувствующих драматической жизни и желающих принять в ней немедленное участие могли бы удовлетворить свой гуманизм, обратив взор на жизнь тем, кто окружает их повседневно и нуждается в помощи.
  Но там необходимо было поведение, а они готовы были лишь к поступку.
  Вскрикнуть-то мы всегда в состоянии. Вскрикнуть и затихнуть до следующей остановки. Не готовы к проявлению чувств на протяжении всего пути.
  Посмотрите на собаку, на животное, исполненное достоинства, постоянства и верности. Этому государству с умными глазами мы нужны. А тому, с холодными, зачем? Зачем и они нам, верные Русланы, натасканные на тех, кто выходит из организованной колонны? Они и своих порвут за власть и богатую хавку.
  Пальма ждет на аэродроме, а мы бросили ее и боимся вернуться. Вернись, вернись, гражданин в свою страну - она нуждается в тебе! Не бросай ее на произвол.
  Вы, что так переживали, сострадали и надеялись, остановите тех с петлями, крючьями и клетками. Пока можно.
  Найдитесь, как нашлась Вера Котляревская, терпением и любовью завоевавшая доверие овчарки, аэродромные техники и пилоты, спасшие тридцать лет назад собаку - как государство.
  Ей-богу, между государством и собакой есть общее: охранять дом, защищать хозяина и не воровать со стола».
  Сахаров
  «Первое сентября», 27 августа 1999 года.
  Найдутся люди поумнее, которые объяснят, как этот высокий сутуловатый человек, грассирующий и запинающийся, смог повернуть сознание сограждан от готовности к незрячему повиновению все равно какой власти к осознанию своего человеческого достоинства.
  Я и не берусь за эту задачу. Расскажу лучше притчу.
  Приехав из Горького, увидели они, что телефоны отключены, а дом пришел в запустение, ибо жили они не в нем, но он в них жил.
  Пришел тогда академик в академический магазин и спросил ванну в метр семьдесят, как просила его жена, и унитаз с косым впуском, как того требовала система водоснабжения и канализации, и торговцы продали ему.
  Когда это принесли в дом, то увидела жена, что ванна ободрана, и попеняла ему за то, что обманули его. Он же ответил: «Новое не всегда доброе. Человек платит за то, что покупает, а не за то, что уже купил». И она поняла и сказала: «Хорошая покупка. Спасибо, что не течет».
  Тогда из туалета вышли два сантехника. Николай и Колька, и, приступивши, стали выговаривать ему: «Ты академик, а не знаешь, что есть две системы: с прямым впуском и с косым, и они несовместимы. Тебе обманом дали вместо одного унитаза другой. И теперь, если его поставить, выбирай: или дверь не откроется, и мы ,поставив его, будем в туалете вечно, либо не закроется никогда».
  Он ответил: «Есть и третья система, которая вовсе не дает выбора, но это не значит, что из нее нет выхода».
  Но не поняли сантехники его и ушли курить надолго, а он стал работать.
  Тогда жена его сказала мне: «Иди к ним. Ты знаешь язык их», - и дала ему бутылку аргумента. Они отвечали: «Попробуем». И, не устояв против того аргумента, работали, как привыкли.
  И он, как привык, думал.
  Когда же настал вечер, вышли они, не отмыв рук от трудов своих, и сказали с гордостью честного человека: «Мы сделали все, что позволяет система».
  И я подивился, узнав метафору, ибо услышал в их гордости свою гордость, а в их словах - свои и многих, кто почитал себя вполне честным человеком.
  Придя в туалет, увидел, что и дверь закрывается, и унитаз стоит, но воспользоваться им можно с трудом и неудобствами.
  Возвратясь в кухню, я рассказал ему, но он метафоры не узнал, ибо не было у него опыта совмещения с системами, который был у сантехников Николая, Кольки и у меня.
  И подумал я, что он скажет: «Они сделали то, что могли, а ты сделай то, что ты можешь. Не укоряй другого за непонимание и неумение. Но себя за понимание и неумение кори».
  Но он сказал: «Спасибо!» И продолжал думать».
  Уланова
  «... Когда же это было? Как будто недавно. Во всяком случае, я помню себя рядом с Галиной Сергеевной Улановой на сцене Большого театра. С фотоаппаратом. Хотелось снять ее без притворства. Без моего притворства. Ибо для Улановой высокое притворство, то есть претворение, и было смыслом жизни. Или смыслом жизни для нее было то, что меряет время? Движение! Впрочем, в нашем случае это одно и то же, потому что оно и было ее искусством. Время стало мерой искусства Улановой.
  Балетный театр, как театр вообще, не существует ни до, ни после действия. Плоская бумага и плоский экран бессильны запечатлеть трехмерный мир сцены. Но будь даже придумана некая голографическая хитрость, все равно - мимо. Великий актер обладает талантом создавать четвертое измерение. Сидя в зале в момент события, ты его чувствуешь. Уланова владела этим даром.
  ...Мы стояли на сцене, и Галина Сергеевна рассказывал о позорном эпизоде в русской культуре, что произошел на ее и наших глазах. Прах великого русского певца Федора Шаляпина перед перезахоронением на Новодевичьем кладбище партия и правительство запретили отпеть в зале Большого театра: «За что такие почести эмигранту?»
  - Стыдно! - говорила Уланова. - Даже хор не пригласили, обошлись пластинкой.
  Плоская, как граммофонный диск, жизнь окружала ее и нас.
  Времена Шаляпина, времена Улановой. Времена Ежова и Сталина, Хрущева и Брежнева, Ельцина и кого там еще - это одни и те же времена. Наше время.
  Параллельные движения мертвых (пусть они и дышат) правителей и живых людей не пересекаются. «Пока», - пишу я для оптимизма.
  Галина Уланова на фоне зала Большого театра. Случайный снимок. Один-единственный негатив (потерянный и чудом найденный в день ее кончины) на всю засвеченную пленку, но как будто только этого снимка я и ждал. Здесь, кажется, Уланова похожа на наше представление о ней и на себя самое.
  Публичный образ, который несет человек, актер в особенности, не всякий раз совмещается с реальным. Возникает некоторое несовпадение красок, какое бывает в скверной печати, и контуры размываются.
  Здесь же все четко. Она действительно такая. Как на монете. (Я бы и выпустил монету с ее изображением). Строгая, аскетичная, твердо определившая, что ей назначено в жизни и как это назначение осуществить. Точнее, осуществлять, потому что, зная направление движения, она не видела его конца. И в этом была Художником. А непрерывность движения была гарантирована тем, что она Профессионал.
  Ее жизнь вся была подчинена балету. Даже дома подарки и памятные вещи не раскладывались по полкам, а лежали как попало, чтобы потом, когда балет уйдет из ее жизни в воспоминания, заняться приведением предметов в ожидаемый ими порядок. До них так и не дошла очередь.
  На месте лишь гигантское зеркало, необходимое для работы, диван, необходимый для отдыха, автопортрет Анна Павловой как символ предтечи и фотография Греты Гарбо - актрисы, которая привлекла Уланову своим искусством и образом.
  Они с Гарбо хотели познакомиться, видимо, чтобы совместить краски, и однажды приблизились настолько, что смотрели друг другу в глаза, но не обменялись ни единым словом. Толпа восторженных поклонников, окружившая дом, где жила Уланова, не дала окруженной своими поклонниками Гарбо приблизиться к двери. Они увидели друг друга через окно. Две большие актрисы не смогли преодолеть препятствие, которое создали своим искусством, и навсегда остались наедине с собственными представлениями о мимолетном визави.
  Охраняя себя от чрезмерного общения, они, наверное, испытывали дефицит теплоты. Всемирная любовь через стекло ее не компенсирует.
  Эта фотография Улановой - тоже изображение через стекло. Очень чистое, оптическое, ловко сработанное японцами, которые ее боготворили, но все-таки через стекло. Я, бродивший с ней по Большому театру в поисках этого изображения, свидетельствую, что за ним живой человек. Небольшая великая женщина, всей громадной силой таланта охранявшая свое право на слабость».
  ТВОРЧЕСТВО ТАТЬЯНЫ САЗОНОВОЙ
  «Я чувствую ответственность за сохранение традиций».
  Татьяна Сазонова
  На иркутском областном радио Татьяна Михайловна Сазонова возглавляет отдел литературно-художественных и детских программ. Собеседниками журналистки чаще всего становятся писатели и поэты, художники, фольклористы, одним словом, люди творческие - а объединяет всех этих людей беспокойство за судьбу России, за народ.
  - Я очень люблю слушать радио, - признается Татьяна Сазонова. - Хотя раньше, пока сама не стала здесь работать, не осознавала этого и, более того, считала радио каким-то анахронизмом.
  В журналистику она пришла сознательно, «потому что в школе, в Енисейске, был очень сильный преподаватель литературы и русского языка, а в Иркутском государственном университете замечательная секция литературных критиков, которой руководил Николай Петрович Антипьев». На радио работается легко, «потому что в России чаще всего открытые, откровенные люди - разговорить их радиожурналистке несложно, потому что в Иркутске сильная писательская организация и писатели, так же как и режиссеры, фольклористы, художники, искусствоведы, библиотекари любят радио, никогда не отказываются принять участие в передаче». С гордостью Татьяна подчеркивает, что литературно-художественное вещание Иркутского радио она приняла «от таких талантливых и глубоких журналистов, как Лариса Гайдай, Елена Маякова, Зоя Горенко».
  Передача «Отчий край» Татьяны Сазоновой более десяти лет знакома иркутским радиослушателям. Программа эта рассказывает о событиях культурной и духовной жизни Приангарья. Ее героями становятся писатели, художники, артисты, режиссеры, искусствоведы, библиотекари, фольклористы и люди духовного звания, прихожане храмов.
  Почему же программа носит такое название - «Отчий край»? На этот вопрос ее ведущая ответила:
  - Я понимаю, что «Отчий край» - старомодное по нынешним временам название для передачи об искусстве. Надо бы что-то вроде «Когда не все дома» или «Писательские жены», одним словом, чтобы пополз вверх рейтинг. Я знаю, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда» (Анна Ахматова), но выносить этот сор на люди не в традициях русского литературоведения, да и не на пользу слушателям. Почему пришло такое название - «Отчий край»? Ведь оно совершенно не экстравагантное, простое, но на мой взгляд, глубокое. Во-первых, у нас в Иркутске жил и работал писатель Константин Седых. Его перу принадлежит знаменитый роман «Даурия», который повествует о гражданской войне в Сибири, а продолжение «Дау- рии» - книга «Отчий край». Второй смысл в том, что я освещаю жизнь и творчество сибирских писателей, художников, фольклористов. Ну и, конечно, более глубинный смысл передачи состоит в том, что... Обращусь к словам писателя В. Крупина: «У нас нет запасной Родины. Только Россия». Все герои моих передач то же самое могут сказать о себе. «Отчий край» - это еще и желание защитить русские традиции, идеалы, святыни нашего народа.
  Т. М. Сазонова очень интересуется фольклором. Героями ее передач очень часто становятся известные фольклористы, да и сама она как потом поняла, приехала в областной центр из самой гущи живого бытования фольклора.
  Первые статьи Татьяны были опубликованы в альманахе «Сибирь». После окончания университета Татьяну Сазонову «легко взяли на телевидение» в литературно-художественную редакцию. Ее передача называлась «Литературная Сибирь». И уже тогда журналистка прочла практически все книги сибирских писателей и поэтов.
  - Тогда в библиотеке приходилось пропадать. Мы на встречи с писателями ходили, т.е. это живое общение. Поэтому я не могу сказать, что литература или живопись - это что-то такое, что мне приходилось изучать. Просто это было самой жизнью.
  Татьяна Сазонова отмечает, что в то время, когда она работала на телевидении, журналистика была совсем другая - не лучше, не хуже, но другая. Журналист писал сценарий, но на экран не выходил. На иркутском телевидении Татьяна Сазонова проработала пять лет. Потом из журналистики Татьяна надолго ушла, по семейным причинам. Но литературную критику не оставила - писала статьи. За это время Татьяна сменила немало профессий.
  - Я была мастером по содержанию улиц, чем очень горжусь - пятнадцатью метельщиками я тогда руководила. В ту пору и была написана статья о Михаиле Трофимове, которая опубликована в журнале «Сибирь». Работала и на турбазе в качестве культмассовика - тогда я обращалась и к литературному, и к песенному творчеству. Там же изучила театр Петрушки, чтобы людей развлекать. Водила экскурсии по Байкалу, хотя костра и сейчас не разожгу. Тогда же мне опостылели бардовские песни.
  В 1991 году Татьяна пришла работать на радио в литературнохудожественную редакцию. Передача «Отчий край» до появления Татьяны называлась «Визит». Журналистка говорит, что сегодняшнее «имя» программы менять не собирается, оно очень важно для понимания самой сути и тематики передачи.
  Сегодня журналисты областного радио в командировки, к сожалению, ездят очень редко. Но Татьяна признается, что очень любит сибирские деревни.
  - Больше всего я любила записывать простых людей в деревнях. Вот уж где слово такое сочное, колоритное, мякоть такая в нем, плоть. Когда слушаешь простого человека на берегах Лены, в Качугском районе, вот там-то испытываешь настоящую журналистскую радость и даже зависть. Поражаешься образности языка. Мы-то сейчас очень худосочно говорим, а уж мы, журналисты, тем более. Я стремлюсь в передачах к слову мягкому, народному.
  В статье «Я пью зарю, что пахнет молоком.» о поэзии Михаила Трофимова, опубликованной в альманахе «Сибирь», Татьяна рассуждает о прелести русского народного языка. В частности, она отмечает особую певучесть слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  - Эти уменьшительно-ласкательные суффиксы - характерная принадлежность русской народной речи. Не говорим мы сейчас так, слишком распорядительными и холодными стали наши слова к ребенку, потом и жалуемся на отсутствие в детях настоящей любви. Но наши потери еще горестнее ощутит он сам. Мы научим ребенка бороться за жизнь, но будет вечно ускользать от него самый смысл земного бытия, «сладость бытия» (Пришвин).
  Нет, не случайно народное поэтическое слово даже смерть и врага ласково называло - «смертушка», «злодеюшка».
  Самые интересные для Татьяны Сазоновой передачи с участием Валентина Григорьевича Распутина. В перспективе материал о произведении Распутина «Мать Ивана, дочь Ивана», встречи с критиком из Пскова Валентином Курбатовым.
  Все чаще Татьяна Сазонова ведет программы в «прямом эфире».
  - Мне казалось, что «прямой эфир» - это очень страшно. Сейчас я «прямой эфир» люблю. Во-первых, это ситуация экстремальная. И я поняла, что мне это нравится - надо вовремя найти слово, сориентироваться, как ответить. И тут, конечно, надо «быть в материале». Для «прямого эфира», самое главное, нужна подготовка. Тогда ты спокойно, с удовольствием беседуешь с человеком.
  «Для журналиста, - говорит Татьяна Сазонова, - самое главное найти свою тему, вникнуть в нее, полюбить. Но одновременно журналист просто обязан расширять свой кругозор».
  - Мне, конечно, приходится параллельно разные темы разрабатывать. Сейчас я делаю передачи о работе санэпиднадзора, каждый год готовлю концерт работникам сельского хозяйства - делаю это с удовольствием, в охотку, потому что это редко мною делается. Самое главное, на мой взгляд, для журналиста, иметь свое мировоззрение.
  В 2004 году Иркутское областное радио отметило юбилей - 75-летие. Татьяна Сазонова посмотрела некоторые старые, теперь уже исторические, материалы, документы. И еще раз убедилась, что сегодняшний творческий коллектив следует лучшим традициям областного радио - в том числе традиции просвещения, которую она считает главной - заложенной еще до официального рождения областного комитета по радиовещанию, то есть до 1929 года.
  - Оказывается, у официальной истории нашего радио есть длинная предыстория. В 1924 году уже было иркутское радиовещание, только вело его не государство, а общество друзей радио. Сергей Иванович Медведев, историк наш, мне рассказал, что 29 января 1928 года в эфире звучала семидесятая, юбилейная, лекция-концерт «Музыкальная пятница», посвященная творчеству Шопена. И писатели уже тогда участвовали в любительских сеансах радиовещания. Традиции, они же незримы. Они не передаются из рук в руки, как папка с документами. Но они живы. Значит, передавались от неофициального журналиста-учителя к неофициальному журналисту-ученику каким-то естественным, незаметным, неосознанным способом. И я чувствую личную ответственность за сохранение этих традиций.
  Татьяна Михайловна Сазонова еще раз заметила, что «разговорить» собеседника совсем нетрудно, ведь «человек русский по своей природе исповедален», надо только показать, что ты разбираешься в обсуждаемой теме, поддержать человека, и тогда - «потечет поток слов». И поэтому русского человека не очень сложно интервьюировать - «его только надо расположить к себе».

 
© www.textb.net