Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Феноменология Эдмунда Гуссерля

  Жизнь
  Основоположник феноменологии Эдмунд Гуссерль родился в 1859 году в Моравии - одной из областей Австро-Венгерской империи. После окончания гимназии в Вене учился в Лейпцигском и Берлинском университетах, где глубоко изучил математику и физику.
  С 1887 года вёл преподавательскую деятельность в университетах: в Гальском (1887-1901), в Геттингенском (1901-1916) во Фрайбургском (1916-1928). Первая научная работа - Логические исследования. Книга имела успех. Но самый громкий успех имели книги, в которых он разработал новый философский взгляд на мир, получивший название феноменологии: «Философия как строгая наука» (1910), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Введение в феноменологию» (1913).
  В 1928 году Гуссерль ушёл на пенсию, передав кафедру Хайдеггеру.
  После прихода фашистов к власти в Германии положение Гуссерля резко ухудшилось, так как он имел еврейское происхождение. Его стали преследовать. В 1938 году Гуссерль скончался. Его друзья тайно вывезли все его работы. Его рукописное наследство составило 45000 страниц.
  Учение
  Гуссерль был творческим философом. Он обладал огромной эрудицией. Критикуя современную философию, утверждал, что она еще не существует как наука. Острие критики направлено в адрес психологизма и историцизма; оба течения пытаются, по Гуссерлю, обосновать свою, якобы абсолютную, ценность на том, что этой ценностью не обладает, - на фактах. Гуссерль разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию строгой и точной наукой. Феноменология - наука о феноменах. Феномен есть то, что проявляется, поскольку оно проявляется. Человеческое «Я» и все вещи, окружающие его, есть феномены. Основа познания - принцип феноменологической редукции - заключается в воздержании (эпохе) от веры в реальность окружающего мира. Таким образом, мы получаем эйдос мира, его идеальную ценность. С этой точки зрения редукция является эйдетической. Поскольку феномен проявляется в сознании и только посредством акта сознания, то есть субъективное сознание определяет положение вещей в реальности, редукция является также и трансцендентальной. Вместе с тем сознание не создает объект (Кант), но обладает объектом как «чем-либо проявляющимся во мне, и больше ничем». В двойном - эйдетическом и трансцендентальном - измерении феномен, равно как и его явленность сознанию, представляет собой нечто абсолютное. Это сущность вещи, ее бытие. Осуществляющее редукцию сознание самодостаточно. Таким образом, по Гуссерлю, нам открывается единственное абсолютное бытие. Сознание обладает интенцией, направленностью на объект. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Интуиция в феноменологии имеет следующий смысл: видеть все проявляющееся подлинно проявившимся, и только как проявившееся. Задача философии и есть достижение очевидности, основанное на объективной апелляции к интуиции, а не на чьих-либо точках зрения. Для завершения своей теории он вводит понятие «конституирования». Сознание есть конституирующий поток. Формой конституирования является феноменологическая темпоральность - единство прошлого, будущего и настоящего в одном интенциональном акте сознания. Посредством конституирования в форме темпоральности сознание «Я» обладает окружающим миром и самим собой. По мнению Гуссерля, философия и есть высшая попытка Разума конституировать с подлинной очевидностью «Я» и то, чем является мир этого «Я». Феноменология Гуссерля оказала непосредственное влияние на М. Хайдеггера и весь последующий экзистенциализм, М Шелера, Н. Гартмана и др.

 
© www.textb.net