Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Гуманизм Достоевского

  Жизнь
  При изучении творчества Достоевского возникает чувство гордости за русскую культуру XIX века. Достоевский - гигант мысли. Все его творчество - это острое ощущение противоречивой действительности России. Проблемы, которые поднял Достоевский, получили международный резонанс.
  Федор Михайлович Достоевский, второй сын в семье, родился 30 октября 1821 в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаблекарем. Семеро детей воспитывались по традициям старины: в страхе и повиновении. Летом семья проводила в небольшом имении Тульской губернии. Дети пользовались почти полной свободой. Учиться Федор начал довольно рано. В шестнадцать лет он лишился матери и был определен в инженерное училище, где приобрел —репутацию нелюдимого чудака”. В 1843 г. по окончании училища, работал в чертежном инженерном департаменте. Осенью 1844 г. подает в отставку, решив жить только литературным трудом и “адски работать”. Свою первую повесть “Бедные люди” (1845 г.) он отдает Некрасову в —Петербургский Сборник”. Достоевский был принят в кружок Белинского, который горячо приветствовал новоявленного писателя как одного из будущих великих художников гоголевской школы, но хорошие отношения с кружком скоро испортились.
  В 1847 г. Достоевский стал посещать собрания революционного общества Петрашевского. В ночь на 23 апреля 1849 г. Достоевский был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость, где пробыл 8 месяцев. 22 декабря он был привезен на Семеновский плац, где над ними проделали церемонию объявления приговора о смертной казни через расстрел, и лишь в последнее мгновение объявили, как особую милость, настоящий приговор: сослать на каторгу. В ночь с 24 на 25 декабря он был закован в кандалы и отправлен в Сибирь.
  15 февраля 1854 г., по окончании срока каторжных работ, был определен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске, где пробыл до 1859 и где под свое покровительство его взял барон А.Е. Врангель. 6 февраля 1857 г., в Кузнецке, женится на Марии Дмитриевне Исаевой, вдове надзирателя, которую полюбил еще при жизни ее первого мужа. 18 апреля 1857 г. Достоевский был восстановлен в прежних правах и 15 августа получил чин прапорщика. Вскоре подал прошение об отставке и 18 марта 1859 г. был уволен, с разрешением жительства в Твери. Вскоре получает разрешение жить в столице. Жизнь на каторге, страдания народа Достоевский изобразил в «Записках из Мертвого дома» (1861-1862).
  С 1861 г. вместе с братом начинает издавать журнал «Время» и «Эпоха». Летом 1862 г. посещает Париж, Лондон, Женеву.
  Зимой 1862-1863 года в Петербурге Достоевский страстно влюбился в молодую писательницу А.П. Суслову. Она ответила взаимностью. Летом 1863 года они вдвоем совершили заграничную поездку. Образ Сусловой воплотился в героине романа «Игрок».
  16 апреля 1864 г. умерла жена, болевшая чахоткой более 4 лет, а 10 июня неожиданно скончался родной брат - Михаил. Удар за ударом, масса долгов (15000 рублей), нравственная обязанность содержать семью покойного брата и сына жены от первого мужа поставили Достоевского в тяжелейшее положение.
  15 февраля 1867 г. его женой стала Анна Григорьевна Сниткина, приглашенная Достоевским осенью 1866 г. для стенографирования “Игрока”. Она была женщиной красивой, умной, деловой, волевой и понимала хорошо творческие замыслы Достоевского. Через два месяца, сбежав от кредиторов, они уехали за границу, где пробыли более 4 лет (до июля 1871 г.).
  Достоевский в Баден-Бадене проиграл все: и деньги, и свой костюм и даже платья жены. Раздражительность, вызванная нищетой, доходит до крайней степени, чем и объясняется тон и характер его произведений за этот период (—Бесы”, отчасти и —Идиот”).
  Самый светлый период в жизни начинается по возвращении в Петербург, когда денежные дела взяла в свои руки умная и энергичная Анна Григорьевна. У Достоевского новый творческий подъем. Он завершает романы «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазова» (1879-1880) и публикует свой знаменитый «Дневник писателя». В мае 1880 года Достоевский выступил с очень яркой и содержательной речью на «Пушкинском празднике», провозгласив свою «общечеловеческую идею объединения народов».
  В расцвете своего таланта Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года от эпилепсии. В похоронной процессии участвовали 72 депутации. Похоронен 31 января 1881 в Александро-Невской лавре Санкт- Петербурга.
  Учение
  В творчестве Достоевского доминирует проблематика, связанная с духовно-нравственными исканиями личности: смысл жизни, свобода и ответственность, человек и Бог, добро и зло, влечение и долг, рассудок и мораль. Видя в человеке не объект манипуляций, а личность, обладающую свободной волей и ответственностью за свершённые деяния, Достоевский требует в любой жизненной ситуации руководствоваться высоким и суровым этическим принципом: “Быть человеком между людьми и оставаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть”.
  Достоевский был противником той философской доктрины, которая утверждала, что все поступки человека детерминированы обстоятельствами и что каждый индивид руководствуется рассудком в соответствии с необходимостью. Почему при одних и тех же обстоятельствах один человек творит людям добро, а другой - зло? Это зависит от степени нравственной ответственности личности, от характера функционирования совести, как внутреннего цензора наших действий. В каждом человеке, в его свободной воле заложены источники добра и зла. И только от его позиции, от понимания идеала, от его самоконтроля зависит характер поступка. Но Душа человеческая - фокус взаимодействий и взаимного борения веления ума, устремлений сердца, императивов людской мысли, догматов веры - переживает так же и давление внешних обстоятельств.
  Беспредельная свобода, принцип вседозволенности, аморальный эгоизм, отсутствие совести и заботы о другом человеке - всё это, считал Достоевский, неизбежно ведёт общество к деспотизму, к разъединению людей, к моральному краху личности. Как же ограничить свободу? Какое общество должен создать человек, чтобы свобода личности не вышла из берегов? Только такое общество, в котором господствуют нравственные принципы христианства, которые с молоком матери впитывались бы личностью. Достоевский во всех своих произведениях пропагандировал идею, что путь к гармоничному, совершенному обществу лежит через смирение и страдание, помогающие человеку изучить нравственный кризис и свободно выбрать идеал единения во Христе, идеал богочеловечества. Жизнь без Бога - безнравственная жизнь, жизнь, когда всё дозволено, а это ведёт к произволу, хаосу, насилию, убийству, к уничтожению человеческого в человеке.
  В творчестве Достоевского удивительным образом сочетаются элементы реального и мистического, придавая создаваемым произведениям неповторимый художественный, эстетическо-философский колорит. Великий мыслитель задумывался не только над проблемой человека. Его в равной степени волновала судьба России и всего человечества. Все нации равны. Все народы должны жить мире. Люди должны любить друг друга. Каждый должен нести ответственность за каждого. В современном мире человеку живётся неуютно. И только нравственная красота, пронизанная верой, спасёт человечество.
  Достоевский оказал влияние на различные направления философской мысли - экзистенционализм, персонализм, ницшеанство, христианский социализм и ряда других. Его произведения являются современными и в наши дни.

 
© www.textb.net