Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


«Благородный муж» Конфуция

  Жизнь
  Древний Китай времен Конфуция состоял из множества самостоятельных и враждующих между собой царств. Родиной Конфуция является царство Лу. Его отец принадлежал к среде аристократов-чиновников, но порядком разорившейся. Отец был человеком необычайной силы и воли. Он имел от первой жены девять дочерей и ни одного сына. На рубеже восьмого десятка он взял в жены молодую девушку. Она в 551 г. до н.э. родила ему будущего философа.
  Отец скончался, когда Конфуцию было три года. Его воспитывала мать. Семья жила замкнуто и бедно. Конфуцию пришлось в детстве и юности заниматься тяжелым физическим трудом. Мать скончалась, когда ему не было семнадцати лет. Обладая природным умом и крепким здоровьем, он с 15 лет увлеченно занялся самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере. В Древнем Китае условием карьеры было владение «шестью искусствами»: умение выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, хорошо читать и считать.
  С 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавали четыре дисциплины: мораль, язык, политику, литературу. В 50 лет Конфуций начал свою политическую деятельность, став высоким сановником в царстве Лу.
  Он был советником при государе Дин-Гуне. У трона царили интриги. Конфуций внушал царю нравственные нормы управления. После того, как Дин-Гун ударился в разгул с молодыми девицами, возник конфликт между Конфуцием и царем. Идеалы Конфуция были отвергнуты. Противники торжествовали.
  Уйдя со службы вследствие интриг, он в течение 13 лет путешествовал по другим китайским государствам, не найдя однако в них применения своим идеям. Вернувшись в Лу, Конфуций, помимо преподавания, занимался собиранием материала по истории Китая.
  Главным источником сведений об учении Конфуция является «Лунь юй» («Беседы и суждения») - записи высказываний и бесед Конфуция, сделанные его учениками и их последователями. Текст «Лунь юй» имеет долгую историю. Во времена династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) началась комментаторская работа с текстом. При династии Тан текст «Лунь юй» вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных стелах.
  Конфуций похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей. Его дом был превращен в Храм Конфуция и стал местом паломничества.
  Учение
  Философию Конфуция пронизывают этико-политические мотивы.
  Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь - цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный прежде всего должен обладать жень - гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявления жень - справедливость, верность, искренность и т. д. Благородный муж должен внимательно следить за своими поступками, мыслями, эмоциями.
  Особое место занимает концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Конфуций пропагандирует патриархальность: «Молодые люди должны проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми». «Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью».
  Конфуций считал сяо основой жень и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной. Страна - это большая семья, в которой четко разделены функции и господствует ритуал и этикет: «Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном». Человек должен поступать в соответствии с моральными законом Дао, который требует установления идеальных отношений между людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
  Конфуций придавал большое значение тое - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев. Главенствующую роль он отводил ли - этикету, т. е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях.
  Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжа-мин - выпрямление (исправление) имен, т. е. приведение вещей в соответствие с их назначением.
  Чтобы сохранить высокое звание человека, необходимо постоянно учиться, постоянно развивать свой ум. Учеба при этом понимается не как зубрежка, а как - постоянное развитие творческих способностей: «Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно».

 
© www.textb.net