Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Философия жизни Шопенгауэра

  Жизнь
  Артур Шопенгауэр родился в Данциге 22 февраля 1788 в семье знатного коммерсанта. Ещё мальчиком отец послал сына во Францию к знакомому купцу. Несколько лет он обучался у лучших учителей Гавра. Вернувшись домой, он поступил в одиннадцать лет в частную гимназию. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, семья отправилась в путешествие по Бельгии, Англии, Швейцарии, Франции. Во Франции они были представлены Наполеону.
  По воле отца в 1805 году Артур занялся коммерцией. Весной 1805 года трагически погиб отец. Мать посылает Артура учиться в Геттингенский университет (1809-1811) и в университете и позже Шопенгауэр глубоко изучает цикл естественных и гуманитарных наук.
  В 1811 году приехал в Берлин, где стал посещать лекции Фихте. Начальное восхищение сменилось насмешкой. В конце года он прислал диссертацию в Иенский университет, который присудил ему докторскую степень.
  В двадцать четыре года Шопенгауэр увлёкся актрисой Ягеман. Почти наметившийся брак расстроился. Так и остался философ на всю жизнь холостым. Более того, он возненавидел женщин и в своих позднейших сочинениях всячески принижал их умственные способности.
  В 1813 году он опубликовал свой первый труд - “О четверояком корне закона достаточного основания”. Успех. Похвальные отзывы. Через пять лет он написал свой главный труд - “Мир как воля и представление”. Популярность Шопенгауэра взмахнула ввысь. Он стал признанным мыслителем. Этому способствовали его философские эссе: “Афоризмы житейской мудрости”, “Максимы”.
  Шопенгауэр мечтал затмить всех своими лекциями. Он начал читать лекции в Берлинском университете. Здесь Гегель был в зените славы. Шопенгауэр решил его посрамить своими выступлениями. Он назначил лекции в те же часы, в которые читал Гегель, надеясь сманить слушателей Гегеля в свою аудиторию. План провалился. На Шопенгауэра не обратили внимания. На почве тщеславия и зависти, он возненавидел Гегеля.
  В последующие годы Шопенгауэр принимал неоднократные попытки в преподавательской деятельности. Но они всегда заканчивались провалом. И Шопенгауэр отказался от лекционный работы, сосредоточив свой талант на творческой работе и на переводах философских трудов классиков и поэтов различных стран.
  Шопенгауэр был нелюдим, замкнут, угрюм. Он был бережлив расчетлив в денежных делах. Жил скромно, не любил роскошь. Зато любил книги, собрал богатую библиотеку. Умел ценить искусство. Увлекался буддизмом. Его любимыми философами были Сенека и Кант. Он с уважением относился к поэзии Шекспира, Гёте, Байрона.
  Умер Шопенгауэр 21 сентября 1860 года от паралича, оставив о себе противоречивую память.
  Учение
  В своей основной работе «Мир как воля и представление» (1818 г.) Шопенгауэр сформулировал свое кредо.
  Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть «воля». Волю надо понимать широко - не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе. Например, в мире животных есть «порыв» - стремление к сохранению жизни. В физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм. В обществе существует воля государств, рас, народов и отдельных людей. Воля «разлита» в природе и обществе. Но эта воля «слепа», она не имеет разумной цели, она иррациональна. «Воля, - пишет Шопенгауэр, - сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, - такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни». Воля порождает все явления и процессы в мире, но она безос- новна и беспричинна. Она (воля) выступает как бесцельная потребность выжить, сохраниться. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д. Если основа мира - «воля» - неразумна, то и мир, по сути дела, - неразумен. Человек испытывает гордость оттого, что создал государство, орудия труда, технику, наука, произведения искусства, язык, т.е. то, что есть космос культуры. Однако история лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир, исходя из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последнее становится большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии мы пытаемся победить время, признавая бессмертие души. Но это - иллюзия. Пространство враждебно человеку, оно разделяет людей. Причинность отбрасывает людей к разным состояниям жизни (к богатству и бедности, здоровью и болезни и т. д.)
  Шопенгауэр, конечно, противоречив: сам видел свой смысл жизни в творчестве, а пропагандировал иной взгляд. В целом жизнь людей - это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир - это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей жизни смысл - он в избавлении от «воли к жизни». Не надо бояться смерти. Человек имеет право распоряжаться своей жизнью. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию бессмысленности мира, к стремлению к покою, к «нирване». Разделяя такую идею, Шопенгауэр приходит к «пессимизму», к характеристике человека как существа, живущего не по законам общества и морального прогресса, к отрицанию возможности познать мир (так как у воли, разлитой в мире, нет законов), к отрицанию возможности построения счастливого и разумного государства. Он - сторонник полицейского государства. Государство способствует искоренению вредных привычек человека.
  Эти идеи А. Шопенгауэра получили развитие в философии экзистенциализма, «философии жизни» и других течениях.

 
© www.textb.net