Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Диалектическая виртуозность Гегеля

  Жизнь
  Георг Вильгем Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) крупнейший представитель немецкой классической философии. Родился в Штутгарте (Германия), в семье чиновника. В гимназии учился прилежно. В 1788 - 1793 гг. учился на теологическом факультете Тюбингенского университета. По окончании, защитив богословскую диссертацию, работал домашним учителем во Франкфурте-на-Майне (1797 - 1800 гг.). В 1800 г. Гегель переехал в Иену. Шесть лет он работал в Иенском университете, читая лекции по логике, метафизике, истории философии, математике. В это время в университете продолжали работать Фихте, Шеллинг. Гегель пишет ряд работ, в которых критикует философию Фихте и Шеллинга. В Иене Гегель написал свою знаменитую работу «Феноменология духа».
  В 1808 г. Гегель переехал в Нюрнберг, где проработал до 1816 г. директором гимназии. В гимназии он с большим успехом читал лекции и занимался научной работой. Здесь он написал свой главный труд «Науку логики».
  В 1811 г. Гегель женился на двадцатилетней красавице Марии фон Тухер. Брак был счастливым. В год свадьбы Гегель писал другу Нитгаммеру: «Моя земная цель достигнута, так как человек, получивший должность и привлекательную жену, вполне закончен; это главные статьи, составляющие цель стремлений в личной жизни, остальное уже не настоящие главы, а лишь параграфы и примечания». В 1816 г. он стал профессором в Гейдельберге, где выпустил «Энциклопедию философских наук». В 1818 г. был приглашен в Берлинский университет, где проработал до конца жизни. Лекции Гегеля отличались глубиной анализа, четкостью построения и диалектической виртуозностью. Его философия оказала влияние на целую эпоху.
  Учение
  В философии Гегеля принято выделять идеалистическую систему и диалектический метод. Система Гегеля грандиозна. Она охватывает все формы бытия. Основой бытия является Абсолютная идея, которая проходит три стадии развития: стадию логики, стадию природы, стадию духа.
  Гегель сумел обобщить все диалектические идеи прошлого и создать всестороннюю диалектическую концепцию. Ее суть заключается в следующем.
  Все существующее находится во взаимосвязи, в изменении и развитии как проявление развивающейся Абсолютной идеи. Бытие проходит процесс становления. Ничто, пребывающее в состоянии возможности, превращается в реальное бытие, в действительность. Наличное бытие всегда противоречиво, так как в нем обнаруживается не только то, что существует как наличность, но и то, что бродит как потенция, как множественность возможностей, из которых одна реализуется в новую действительность в результате действия необходимости. Она, в свою очередь, проявляется в форме многообразных случайностей. В этом диалектическом процессе идут постоянные количественные изменения, которые ведут к возникновению новых качественных определенностей через нарушение меры. Носителем изменений является сущность, которая реализуется только в своей противоположности - в форме многообразных, чувственно воспринимаемых явлений.
  Следовательно, действительность, наличное бытие есть в то же время единство сущности и явления.
  В мире все взаимосвязано: сущность и явление, возможность и действительность, случайность и необходимость, причина и следствие, содержание и форма, единичное и общее. Эти и другие парные категории выражают многообразие связей в мире.
  Процесс познания, по Гегелю, есть сложный исторический противоречивый процесс восхождения наших знаний от относительной истины (неполной, контурной, приближенной, временами искаженной) к истине абсолютной (полной, завершенной, исчерпывающей). Этот процесс бесконечен, так как объект познания неисчерпаем. Понятия истины и заблуждения относительны. Так как истина есть исторический процесс восхождения от относительной истины к истине абсолютной, то, следовательно, за игрой случайных открытий необходимо видеть неизбежную, закономерную поступь расширения наших знаний через зигзаги теоретических заблуждений и личные трагедии исследователей. Результаты познания человек фиксирует в понятиях. Понятия не мертвы, они подвижны, их содержание и глубина возрастает с каждым новым успехом в познании. Здесь идет процесс восхождения от абстрактных, односторонних знаний к знаниям конкретным, всесторонним.
  Абсолютная идея на стадии духа живет и действует через человека, через общество. Дух есть мыслящее существо, а мыслящее существо - это «Я», личность. Дух просыпается в человеке в виде речи, мышления. Индивидуальное сознание тоже проходит свой путь восхождения. Кроме индивидуального духа, возникает объективный дух как сознание, как совокупные идеи общества. Объективный дух развертывается в различные формы: право, мораль, нравственность, искусство, философию, религию. Развитие объективного духа идет в направлении от царства необходимости в царство свободы. Общество через действие своих индивидов, через их успехи и трагедии, через смех и слезы постепенно карабкается к высотам прогресса, где будут господствовать Истина, Добро, Красота.

 
© www.textb.net