Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Сомнения Юма

  Жизнь
  Дэвид Юм (1711 - 1776 гг.), английский философ и историк. По национальности шотландец, родившийся в Эдинбурге, в семье небогатого дворянина. С успехом изучив элементарный курс наук, Юм с юных лет увлекся изучением философии, литературной деятельностью. В 1734 - 1737 гг. жил во Франции. В Париж он уехал разочарованным в жизни. Причиной тому был отказ одной красавицы от предложения Юма выйти за него замуж. В Париже Юм имел большой успех у женщин, хотя вовсе не был красавцем. Успеху он был обязан графине Буфлер, с которой перед тем находился в переписке и которая ввела его в лучшие дома Парижа. Переписку с нею он поддерживал до самой смерти. В одном из его писем мы находим: «Не прошло еще и трех месяцев, как я вас оставил, и уже жду не дождусь, когда же я буду иметь счастье снова увидеться с вами. Мне бы хотелось не покидать Парижа и быть в стороне от всяких обязанностей, кроме одной, исполнение которой мне было столь сладко и приятно, - культивирования вашей дружбы и пользования вашим обществом ... Вы спасли меня от полного равнодушия к миру и людям».
  За период пребывания во Франции Юм написал (на английском языке, как и все свои произведения) самое объемное из своих философских сочинений - «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам». В этом произведении были сформулированы все основные идеи юмовского скептицизма и агностицизма. Большую роль в развитии идей европейского Просвещения сыграло произведение Юма «Естественная история религии», написанное в 1752 - 1755 гг. и впервые изданное в 1757 г. Несколько особняком стоят «Эссе» («Опыты») Юма на морально-философские, политические и экономические темы. В 1752 - 1757 гг. Юм занимал должность библиотекаря при Эдинбургском обществе адвокатов и работал над давно задуманной «Историей Англии», восемь томов которой были опубликованы в 1754 - 1778 гг. В течение нескольких лет Юм занимался также дипломатической деятельностью, будучи секретарем английского посольства в Париже (1763 - 1765 гг.). Здесь английский мыслитель находился в дружеских отношениях с кружком энциклопедистов. Умер Юм в Эдинбурге.
  Учение
  Философия Юма примыкает к сенсуализму. Наши знания рождаются из ощущений, хотя мы ничего не можем сказать об источнике ощущений. Поэтому мы анализируем не источник ощущений, а лишь их содержание. У человека возникают два вида восприятий: «впечатления» и «идеи». Впечатления разделяются на первичные (впечатления внешнего опыта) и вторичные (впечатления внутреннего опыта - желания, страсти). На основе впечатлений возникают простые идеи, которые, в свою очередь, соединяясь, могут дать бесконечное многообразие идей. Это многообразие ассоциаций Юм разделяет на три типа: 1) ассоциации по сходству; 2) ассоциации по смежности в пространстве; 3) ассоциации по причинности.
  Юм считал, что никаких объективных причин не существует. Когда мы говорим: «по причине того-то», то это не означает признание причины. Это скорее всего вера в причинность. На самом деле это лишь ассоциации наших идей. Юм - скептик. Он считал, что разум ограничен в познании действительности. Разуму многое недоступно. «Нам может показаться очень странным, - писал Юм, - что скептики пытаются подорвать авторитет Разума..., а между тем... Разум видит яркий свет, освещающий некоторые пункты, но свет этот граничит с самой глубокой тьмой; а сам он, находясь посередине, так ослеплен, что уже не может судить о чем-либо с уверенностью и достоверностью». Скептицизм позволил Юму сделать утверждение, что мы не можем доказать бытие Бога и не можем опровергнуть его существование.
  Человек стремится к знаниям. Задачу знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни.
  Свои этические взгляды Юм оформлял в духе утилитаризма: нравственно все то, что выгодно. В то же время Юм пропагандировал альтруизм: надо делать людям добро, надо быть всегда благожелательным.

 
© www.textb.net