Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Республика Руссо

  Жизнь
  Жан Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) родился в Женеве, в семье часовщика. Систематического образования не получил. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он бежал из Женевы во Францию, найдя приют у богатой женщины, мадам Варенс. Она подарила ему дружбу и кров. У нее он основательно занимался самообразованием. Он изучал труды Декарта, Монтеня, Лейбница, Мальбранша, Локка, Ньютона, повышал знания по физике, химии, астрономии, брал уроки музыки. Впоследствии сам сочинял музыкальные произведения. В 1742 г. Руссо прибыл в Париж. Здесь он вступил в близкие отношения с Дидро, Даламбером и другими просветителями, сотрудничая с ними в «Энциклопедии». Широкую известность Руссо получил после выхода «Рассуждения о науках и искусствах» - небольшого произведения, выдвинутого на конкурс, объявленный Дижонской академией, где был поставлен вопрос, способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? Слава оригинального мыслителя утвердилась за Руссо после выхода других его произведений, в частности «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.)
  Личная жизнь Руссо была тяжелой. Не было счастья в интимной, семейной жизни. Из «Исповеди» мы знаем, что в 1745 г. он познакомился с Терезой ле Вассер, ставшей его неофициальной женой. Она была бедна, уродлива, невежественна, скандальна, безнравственна. Мучаясь, Руссо все же жил с ней. От нее он имел пятерых детей, которые были отданы в сиротский приют.
  Самое знаменитое произведение Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.), выдержавшее множество изданий во Франции и переведенное уже вскоре после его выхода на ряд европейских языков. Во Франции оно было сразу запрещено и осуждено на сожжение. Был даже отдан приказ об аресте Руссо, и мыслитель был вынужден бежать в Швейцарию. Женева приняла его враждебно. Власти приняли решение сжечь его произведения. Руссо бежит вначале в Пруссию, а затем по приглашению философа Юма в Англию. Поссорившись с Юмом, Руссо возвращается в Париж. Здесь он почти закончил свою «Исповедь». К этому времени он отошел от основной группы французских просветителей (особенно ожесточенную полемику Руссо вел с Вольтером). Последние годы жизни провел в уединении и бедности. Умер в 1778 г.
  Учение
  Главная тема всех сочинений Руссо - учение об обществе и человеке. «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах», - утверждал он. Почему так происходит? Руссо исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Главную причину перехода от равенства, которое он считал естественным состоянием, к неравенству Руссо искал в экономической сфере, в возникновении частной собственности. Руссо остался на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех людей относительно равной частной собственностью.
  Согласно Руссо, государство возникло на основе договора. «Общественный договор, - писал Руссо, - устанавливает между всеми гражданами такое равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами». Люди договорились между собой, учредив государство для обеспечения общественной безопасности и охраны свободы граждан. Если представители власти нарушают договор, если они используют власть в своих корыстных интересах, то народ имеет право расторгнуть договор.
  Руссо защищал мысль о неправомерности власти, которая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революционное низвержение всякой антинародной власти. Идеалом Руссо была республика. Только при республиканском государстве можно добиться Свободы, Равенства, Братства. Форма управления зависит, считал Руссо, от размеров государства. В малых государствах желательна и более приемлема демократическая республика, а в более крупных, как, например, Франция, - «избирательная аристократия», то есть осуществление исполнительных функций небольшой группой лиц, строго подчиненной народу. В самых крупных государствах руководство целесообразно передавать в одни руки, но глава государства должен полностью подчиняться установленному общественному договору и закону. В идеальном государстве Руссо существует гражданская свобода и право частной собственности.
  В художественных произведениях («Юлия, или Новая Элоиза» и др.) Руссо утвердил прогрессивное для своего времени направление сентиментализма, описывая труд простых людей, их мысли и чувства. Заметный след Руссо оставил и в музыке: писал оперы, музыкальные комедии и романсы.
  Педагогические взгляды Руссо противостояли нормам феодальной педагогики. Человек по природе своей добр. Общество - причина развращенности и порока. Отвергая элитарные представления, Руссо исходил из того, что все появившиеся на свет дети свободны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение человека человеком, деспотическая власть, которая желает отнять ум и совесть у подчиненных. Это утверждение сопровождалось у Руссо рекомендациями: если общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать на лоне природы, соответственно требованиям их естества. Руссо отмечал, что воспитатель должен возможно более полно учитывать способности, наклонности и интересы воспитанников, с уважением относиться к личности подростка, находить дифференцированный подход к ученикам, научить их самостоятельно мыслить и т. п.

 
© www.textb.net