Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


НЕУВЯДАЕМЫЕ ЦВЕТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

  Культура Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай и другие государства) поражает нас своей многоликостью и яркостью. До сих пор народы всех стран изумляются красотой философской мысли Древней Индии, представленной многообразием философских школ: ортодоксальными - вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса, веданта и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.
  Школа Вайшешика. Школа основана мудрецом Канадой. Он учил, что весь мир состоит из субстанций, качества, действия, всеобщности. Существует девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. «Ум» и «душа» - вечные субстанции. Индивидуальная душа сознается внутренне, умом индивида. Есть Верховная душа или Бог - Творец всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Бог перемешивает атомы по закону Кармы. Любая личность должна стремиться к избавлению от тел. Освобождение от цепи перерождений означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий. Можно достичь блаженного состояния, став на правильный путь познания. Блаженство не есть избавление от страданий, а не удовольствие. Человек имея свободу воли, дарованную ему Богом, может идти к счастью или несчастью. Все индивиды рано или поздно могут достичь истинного познания самих себя и мира и тем самым окончательно освободиться от всех страданий Только под любящим руководством Бога.
  Школа Ньяя. Основателем является Готама. Он учил, что Бог сотворил мир не из ничего, а из вечных атомов, пространства и времени, эфира, умов и души. Человек в реальном мире может жить счастливо или страдать в соответствии со своим поведением в этом мире и в других мирах. Существование Бога Готама доказывал следующим образом. Все на свете имеет причину, следовательно, и мир имеет причину - Бога. Все вещи мира состоят из частей, но не из целого, значит, где-то есть целое этих частей, т.е. - Бог. Школа имела развитую теорию познания, опирающуюся на законы формальной логики и исходящую из признания равного значения эмпирических источников познания (ощущения, восприятия) и рациональных источников (свидетельства, сравнения, доказательства).
  Школа Санкхья. Основателем считается мудрец Капила. Он утверждал: есть два источника мира и две независимые первичные реальности. 1) Пуруша - разумное начало, начало вне мира объектов, вечное сознание, недействующее и неизменяю щееся. 2) Пракрити - первичная материя, основа всех имеющихся материальных вещей. Пракрити - вечное бессознательное начало. Сначала Пракрити существовала в аморфной, нерасчлененной форме, а её превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (гун): 1) раджас (стремление); 2) та мае (тьма); 3) саттва (ясность). Гуны вызывают удовольствие, страдание, безразличие, а также активность и пассивность. Эволюция мира начинается с соединения двух первоначал, возникает великий зародыш вселенной - «махат». «Махат» обладает интеллектом, который дальше развивает мир. Затем возникает множество элементов, как вещественных, так и духовных. Всего элементов-начал - двадцать пять. Человеческое «я» свободно и бессмертно, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом. Итог такого смешения - горести и страдания. Если мы осознаем, что наше тело и «я» - разные субстанции, если мы будем стремиться освободиться от телесного, искать покой в себе, мы сможем достичь состояния свободы от страданий. Освободиться можно при жизни в этом мире или после смерти в другом мире. Достижение свободы и покоя предполагает отрешение от мирской суеты.
  Школа йога. Основателем считается мудрец Патанджали. Философия йоги, делающая акцент на исследование психологических категорий и на практическое психологическое обучение, исходит во многом из положений о медитации различных ранее существовавших систем.
  Йога более известна своей практикой достижения избавления от страданий и просветления. Есть восемь ступеней совершенствования:
  1. «Обуздание». Здесь человек воздерживается от лжи, воровства, жадности и т. д. Главное - не нанести вреда чьей-либо жизни.
  2. «Культура этики». Здесь воспитываются хорошие привычки, изучаются тексты «Веды»; человек думает о Боге.
  3. «Положения» - выработка устойчивых и удобных положений тела при размышлении.
  4. «Контроль над дыханием». Комментарии здесь излишни. Некоторые «Йоги» могут замедлить и на короткое время прекращать физиологически нормальное дыхание.
  5. «Контроль над чувствами» - на этой ступени чувства как бы отделяются от объектов.
  6. «Внимание». При этом внимание сосредоточивается на отдельном объекте (например, на собственном пупке).
  7. «Созерцание» - продолжение внимания, когда мышление неуклонно и непрерывно сосредоточено на объекте.
  8. «Сосредоточенность» - состояние, когда созерцающее предмет сознание не просто проникает в предмет, но и сливается с ним, перестает сознавать самое себя.
  Школа Миманса. Школа была основана Джаймини примерно в 200 г. до н. э. Ее основная задача - продолжить традиции Вед, особенно ритуальной их стороны.
  Веды - наиболее древнее литературно-философское произведение индийской мысли и основа религии индуизма. Древнейшую часть Вед составляют четыре сборника (самхиты):
  1. Ригведа (гимны в честь богов);
  2. Яджурведа (жертвенные формулы и гимны);
  3. Сававеда (религиозные песнопения);
  4. Атхарваведа (заклинания);
  Веды вечны и существуют самостоятельно, иногда они позволяют обнаружить себя для людей через избранных пророков.
  Авторитет Вед непререкаем, абсолютен. Долг каждого человека исполнять законы Вед. Исполняющий эти законы человек способен достичь блаженства через прекращение рождений, а значит, прекращение Кармы. Реальность мира и его воспринимаемость позволяет говорить о реалистической направленности философии Миманса. Душа человека реальна, но верховной души в виде единого Бога нет. Мир образовался из материи в соответствии с законом Кармы. Закон Кармы - космический моральный закон, которому подчиняется все, даже пантеон божков. Ритуалы и добрые поступки помогают человеку облегчить свою Карму.
  Позже главной задачей стало исследование познания. Миманса утверждает достоверность всякого познания при наличии нормальных условий (здоровые чувства, наличие объектов и пр.). Особое значение придается соединению знания с верой и отсутствию сомнения. Среди источников познания называются восприятие, логический вывод, сравнение, свидетельство (или авторитет), постулирование, невосприятие. Философы школы мимансы признают реальность материального мира, а также бессмертной души и богов (но отрицают верховного бога, сотворившего мир), считают закон кармы универсальным, учат об особой потенциальной энергии, которая возникает при выполнении ритуалов, накапливается и благоприятно проявляет себя в будущем.
  Школа Веданта. Школа вырастает из положений последней части Вед - «Упанишады». «Упанишады» по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с его учеником, либо с человеком, ищущим истину. Школа Веданта, опираясь на текст «Упанишад», сформулировала свое учение. Суть его в следующем: все есть Бог. Душа есть Бог. Бог - единственная предельная реальность. Такая концепция называется монистичной. Бог сотворил мир посредством магической силы, называемой «Майя». Мир - это видимость, которую вызывает в людях «Майя»; реальность совсем другая. Людям непросвещенным мир кажется таковым, каким мы его воспринимаем через органы чувств. Это практическая точка зрения на мир. Просвещенная точка зрения показывает, что мир - это только видимость, и не существует ничего кроме Бога. Установив контроль над чувствами и умом, человек может достичь освобождения. Для этого надо изучать Веданту и становиться брахманом - человеком, познавшим истину. Брахман живет вне зависимости от мира, хотя и в мире. Душа избавилась от иллюзий и чувственных увлечений, душа воспаряет к Богу и становится счастливой.
  В соответствии с «Упанишадами» школа Веданты уделяла внимание вопросам этики, воспитанию нравственности.
  Огромное влияние на духовную жизнь Индии оказал буддизм, основателем которого был принц Гаутама.

 
© www.textb.net