Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Два Града Августина Блаженного

  Жизнь
  Средневековая философия начинает свою историю с патристики. Патристика (учение «отцов церкви») - первая попытка дать философское обоснование догмам христианства. В истории средневековой философии выделяют латинскую патристику (Иероним, Августин, Григорий Великий) и греческую патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Патристика находилась под сильным влиянием учений Платона и Плотина. Самым авторитетным патристиком считается Августин, прозванный Блаженным (354 - 430 гг.). Аврелий Августин родился в г. Тагасте в Северной Африке (на территории современного Алжира) в семье небогатого римского чиновника.
  После обучения в местных школах Тагаста и Медавра переехал в Карфаген, где окончил школу риторики. В пятнадцатилетнем возрасте в Августине забурлили позывы плоти, и он погрузился в стихию любовных наслаждений. В своей «Исповеди» он писал: «Любить и быть любимым было мне сладостнее, если я мог овладеть возлюбленной. Я мутил источник дружбы грязью похоти, я туманил её блеск адским дыханием желания. Гадкий и бесчестный, в безмерной суетности своей я жадно хотел быть изысканным и светским. Я ринулся в любовь, я жаждал ей отдаться... Я был любим, я тайком пробирался в тюрьму наслаждения, весело надевал на себя путы горестей, чтобы секли меня своими раскаленными железными розгами ревность, подозрения, страхи, гнев и ссоры». В первый же год своего пребывания в Карфагене он встретил женщину, в которую страстно влюбился. Связь продолжалась длительное время. У Августина родился сын Адеолат.
  Знакомство с трудами Цицерона возбудило у Августина интерес к философии. В 383 г. приехал в Рим, где организовал школу риторики. Вскоре переехал в Медиолан (Милан). Здесь принял христианство и стал его ревностным защитником. В 388 г. вернулся на родину. За активную борьбу против врагов христианства был в 396 г. произведен в епископы и в этом звании работал до конца жизни.
  Августин оставил богатое литературное наследие. Особенно большое влияние на умы оказали произведения - «О граде божьем», «О душе и ее происхождении», «О благодати и свободной воле», «Исповедь».
  Учение
  Основные положения его учения сводятся к следующему. Вера и разум идут рука об руку: «Понимай, чтобы верить; верь, чтобы понимать», - писал Августин. Истинное блаженство состоит в познании Бога. Отец, Сын и Святой Дух объединены в Боге так же, как способности памяти, интеллекта и воли объединяются в личности человека. Индивидуальные существа эмпирического мира возникли из первичной материи, сотворенной Богом из ничего с помощью заложенных в нее семенных сил. Телесная красота, нежные мелодии, запах цветов - все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах. Не только грех, но и вина передаются от Адама, будучи следствием грехопадения из-за вожделения, которого избежал один Христос. Суть грехопадения в непослушании воли Бога. Вследствие Адамова греха человечество было осуждено, но Бог предопределил некоторых к спасению, распространив на них свою благодать, тогда как остальные обречены на погибель. Земная церковь есть тело, в котором объединены святые и грешники и вне которого нет спасения. Пока длится человеческая история, будут существовать два «Града». Один град состоит из тех, кто любит Бога, других людей и стремится служить Богу, кто отказывается повиноваться плоти, отказывается от власти. Другой град состоит из тех, кто желает угождать себе, стремится к земной власти, кто живет по закону плоти и уподобляется дьяволу, хулит Бога. «Два града, - писал Августин, - созданы двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу, а небесное (церковь) - любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе».
  Итак, Августин искал Бога внутри человека. С этих позиций он пытался объяснить волю лишь в пределах божьего предположения. Не Бог виновник зла, греха, а дьявол, один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Человек стремится к истине. Мера истины - в нашем самосознании. Христианские добродетели, по Августину, - последовательное отрицание языческих добродетелей. Августин был одним из первых христианских философов, поднявших проблему личности. В «Исповеди» на своем личном примере он с большим мастерством раскрывает психологию становления личности.

 
© www.textb.net