Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


7.4. Тенденции современного российского радиорынка

  В развитии современного российского радиорынка можно выделить несколько основных тенденций, которые определяют поведение ключевых игроков.
  Концентрация рынка, создание и развитие холдингов. В условиях жесткой конкуренции радиостанциям очень сложно выжить в одиночку. С одной стороны, создание холдингов позволяет снизить ряд затрат. Радиостанции одного холдинга могут иметь объединенные отделы, например, отделы маркетинга и рекламы. С другой стороны, объединение в холдинги позволяет занять большую долю на рынке и еще больше увеличить объем привлеченных рекламных средств. Рекламодателям предоставляется доступ не к одной, а нескольким аудиториям, своеобразному комплекту. Например, в состав Русской МедиаГруппы уже входят радиостанции «Русское Радио» «Русское Радио-2», «Динамит FM», «Монте-Карло», «Танго». В 2005 году эта медиагруппа купила еще радио «Максимум» и радиостанцию «ХИТ-FM».
  Необходимость все большей сегментации радиостанций в рамках холдингов. Сегодня уже не имеет смысла делать станции общего формата, они становятся дублерами существующих, отнимают деньги, а сами не зарабатывают. Поэтому происходит все большее дробление на ниши. В рамках одного холдинга появляются радиостанции, ориентированные на совершенно разные аудитории. Широкоформатная станция привлекает большую аудиторию, но она уязвима и может потерять рейтинг при появлении другой успешной широкоформатной станции. Рассчитанные на определенную аудиторию станции, которыми чаще всего и прирастают холдинги, - менее доходный, но более стабильный бизнес. Так, входящие в состав Русской МедиаГруппы радиостанции ориентированны на разные сегменты рынка. Основную аудиторию «Русского радио» холдинг разделил на аудиторию 25-35 лет («Русское Радио») и на аудиторию 35-50 лет (более семейное «Русское Радио-2»). Радио «Динамит- FM», также входящее в холдинг, - более активное, молодежное, формата dance pop. А «Радио Монте-Карло» - для тех, кто по определению не любит русскую музыку. Это небольшая финансово обеспеченная «гламурная» аудитория.
  Наконец, даже высокий рейтинг радиостанции не гарантирует ей больших доходов от продажи рекламного времени: рекламные расценки на радиорынке зависят не столько от рейтинга, сколько от имиджа и целевой аудитории станции. Именно поэтому радиохолдинги стремятся к диверсификации бизнеса и захвату новых сегментов аудитории.
  На рынке существует и продолжает появляться все больше проектов, сомнительных с точки зрения коммерческой состоятельности. Стремясь предложить рынку оригинальный формат, многие радиостанции не выходят на необходимую для самоокупаемости аудиторию. Многие станции, не находя своего слушателя, экспериментируют с концепциями. Например, частота 88,7 FM. Здесь примечательно то, что за пять лет на этой частоте пробуют уже четвертую концепцию вещания (до этого были «Новости online», «Радио Опііпє», «Диско» и сейчас «Юмор- FM»). Многие радиостанции, входящие в состав крупных холдингов, не приносят доходов и находятся на дотировании за счет других активов холдинга.
  Резюме. Радио до настоящего времени остается самым дешевым и доступным средством массовой информации. В радиовещании, как и в телеиндустрии, существует четкое различие между станциями- вещателями, формирующими свои программные стратегии с использованием закупленного и собственного содержания, и производителями содержательного продукта для радиостанций. Как и в телевидении существует 3 модели радиовещание - коммерческое, общественное и государственное. Практические единственный источник доходов для коммерческих радиостанций - это размещение рекламы. В радио рекламодателя привлекает доступ к четко сегментированной аудитории. Предоставление рекламодателям доступа к четко идентифицируемой аудитории является залогом коммерческого успеха современной радиостанции, поэтому очень важно на современном радиорынке найти свою нишу, свою аудиторию. На радиорынке выбор формата напрямую связан с возможностями радиостанции привлекать определенные типы рекламы посредством «организации» определенных сегментов аудитории.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Чем обусловлено сохранение конкурентоспособности радио на современном рынке СМИ?
  2. Назовите и охарактеризуйте основные экономические особенности радиоиндустрии.
  3. Что связывает программные концепции радио- и телевещания?
  4. Что такое тип радиовещания и формат радиостанции?
  5. Перечислите основные форматы современных коммерческих радиостанций. Приведите примеры.
  6. Назовите преимущества радио, привлекающие рекламодателей.
  7. В чем суть концепции общественного и государственного радиовещания.
  8. Выделите основные тенденции развития современного российского радиорынка.

 
© www.textb.net