Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


5. Российские выставки как синтетический рекламный жанр

  В России на протяжении XIX в. (начиная с 1829 года) было устроено шестнадцать общенациональных выставок. Первоначально они именовались Всероссийскими мануфактурными вывесками. Название говорит само за себя: организацией таких, как правило, дорогостоящих смотров изготовленной продукции государство стремилось возбудить творческую конкуренцию между отечественными промышленниками, завязать между ними более тесные связи, а потенциальным потребителям - посетителям, продемонстрировать лучший из возможных товаров. В сопроводительном каталоге выставки 1849г. в Санкт -Петербурге говорилось, что ее цель «показать успехи, сделанные по каждой отрасли промышленности, возбудить соревнование производителей и указать потребителям лучшие отечественные изделия».
  Дополнительный стимул выставочное дело в России получило в связи с продвижением к общеевропейским стандартам производства и коммерции. Россия принимает все более активное участие во всемирных промышленно -технических выставках. В 1861г. Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге собрала для демонстрирования 1003 экспоната. В 1870г. данная акция вновь проходила в северной столице, на нее привезли из всех регионов страны уже более трех тысяч примечательных образцов. Они классифицировались по 43 разделам, в том числе таким: «Чугун, железо и сталь», «Ископаемое топливо», «Химические продукты и краски», «Свинец и серебро», «Стеклянное и гончарное дело», « Машины и аппараты», «Экипажа и принадлежности к ним». В нескольких отделах экспонировались пищевые продукты: мука, сахар, кондитерские изделия, напитки. В известной мере переломный характер имела очередная подобная выставка, организованная в Москве в 1882г. на ней демонстрировалось уже около четырех тысяч экспонатов и диапазон охвата ими жизненной реальности расширился. Это отражено в изменении наименования всей экспозиции - всероссийская художественно-промышленная выставка. Если для выставки 1870 года основной задачей было представить верную и добросовестную картину русской промышленности, то для выставки 1882 года в Москве этот замысел конкретизировался на идее развития творчества.
  Здесь были представлены изделия тяжелой и легкой промышленности, бронзовое литье, мебель, посуда, ювелирные изделия, а также обширный раздел продукции кустарного производства. Комиссия по устройству выставок, как правило, заблаговременно назначаемая правительством, предложила устройство собственно художественных салонов, где могли прорекламировать свои произведения профессиональные скульпторы и живописцы.
  По итогам выставки комиссия экспертов делала следующее заключение: "Важнейшим нравственным результатом бесспорного общего успеха Выставки было доверие к своим силам, поселенное им в публике и в самих производителях... Сооружениями, размерами и всеми приспособлениями для ее обозрения и для удобств публики, она совершенно приблизилась ко всем бывшим всемирным выставкам и почти ни в чем им не уступает".
  В качестве примечательной детали, запомнившейся многим посетителям этой выставки, стал рекламный трюк, устроенный парфюмерной фирмой "Брокаръ и К0" под влиянием западных образцов. Около павильона, где экспонировалась парфюмерная продукция, был устроен фонтанчик, брызжущий не водой, а одеколоном «Цветочный». Относительно широчайшей популярности фирмы среди тех, кто прикоснулся к фонтанчику или услышал о нем от других сомневаться не приходится.
  Выставки подобного рода в целом сформировались к концу XIX в. как синтетическая форма рекламы, представляющая буквально вес ее разновидности. Однако на первое место в условиях выставочного пространства выдвигаются рекламные акции, т. е. организация неких событий, имеющих рекламную цель, демонстрацию тех или иных объектов в динамике, в действии.

Вопросы для повторения

  1. В какое время и для чего были введены фабричные марки?
  2. Что относится к малым изобразительным формам рекламы?
  3. В какое время началось освоение кинематографа в России?
  4. Роль фоторекламы в развитии PR-индустрии в России?
  5. Роль российских выставок в развитии PR-индустрии?

Использованная литература

  1. Алексеева М. А. Русская народная картина // народная картинка XVII-XIX веков- СПб, 1996г.
  2. Бабурина Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX-начало XXвека - Л., 1988г.
  3. Милюков П. Воспоминания.// М.,1991г.
  4. Серов С. Товарные знаки XIX века // Реклама, 1982, «2, с.22
  5. Учёнова В.В. История для ВУЗов - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 1999

 
© www.textb.net