Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2. Издания сторонников «официальной народности», западников, славянофилов и революционных демократов. Журналы «триумвирата»

  «Официальные народники» (М.П.Погодин, С.П.Шевырев), «западники» (В.Н.Боткон, Т.Н. Грановский), «славянофилы» (И.В. и П. В. Киреевские, А.С.Хомяков, К. С. Аксаков), «революционные демократы» (В.Г.Белинский, А.И.Герцен).
  - Издания сторонников «официальной народности» занимали охранительную, консерватирную позицию. Существующая власть от Бога, главные добродетели - терпение и смирение, западные перемены пользы России не принесут - у нас особый путь - вот лейтмотив этих изданий. Это издания «триумвирата» - Булгарина, Греча и Сенковского). О них мы уже рассказывали. Это газеты «Северная пчела», журналы «Сын Отечества», «Русский вестник», «Библиотека для чтения». Кроме этих изданий были:
  • «Репертуар и Пантеон» (1842-1856) появился благодаря слиянию двух литературно-театральных журналов «Репертуар» Булгарина и «Пантеон» Полякова. Его издателем стал Песоцкий, а редактором сначала Булгарин, зптем Межевич. В журнале печатались материалы, связанные с театром - биографии актеров и музыкантов, театральные обозрения, пьесы, театральные мемуары и хроника, закулисные сплетни и слухи, театральные анекдоты. В 1847 г. издателем и редактором журнала стал Ф.Кони, что положительно сказалось на углублении его содержания. Многие пьесы А.Островского впервые были опубликованы в этом журнале.
  • «Маяк» (1840-1845) - одно из ведущих изданий этого направления. Его ориентиры - религиозность, патриотизм, народность. Издатели и редакторы его - П. Корсаков и С. Бурчак. На страницах журнала критиковали Пушкина за недостаточную религиозность, отрицательно относились к французской литературе, особенно к Гюго и Жорж Санд. Убеждали читателей, что единственная, достойная внимания культура - это русская, а западная европеская культура русским не нужна, она чужда им. Тираж журнала около 800 экземпляров. Позиция сторонников «официальной народности» была близка к славянофильской. Несколько изданий у них были общими - это «Московский наблюдатель» и «Москвитянин».
  - Издания «славянофилов». Их сравнительно немного, ибо приверженцы славянофильских взглядов вообще отвергали такой путь общения с народом. Их способ - это университетская кафедра или непосредственное общение с людьми. Для этого видные славянофилы, например К.С.Аксаков, регулярно посещали светские собрания, где вели свою проповедь возврата к истинно русскому во всем - в поведении, одежде, привычках, взглядах, экономическом и политическом устройстве. Но все-таки прессу использовали для пропаганды своих взглядов. Сначала это выл орган официальных народников «Московский наблюдатель» - научно-литературныйжурнал славянофильского направления. Здесь печатались Киреевский, Языков, К.Аксаков. Они отстаивали идею самобытности России, идеализировали старину, патриархальную гармонию отношений бояр и народа, русскую общинность, начала народовластия. Но этот журнал вскоре сменил свое направление из-за семны редактора и с приходом туда Белинского Затем центр славянофильской журналистской пропаганды переходит в журнал «Москвитянин», который создавался как консервативное славянофильское издание. Главный его отдел «Духовное красноречие» писал о православной самобытности России, противопоставлял ее «загнивающему» Западу, печатал произведения чешских, сербских, болгарских авторов. Они пытались спорить с Гоголем и Белинским по вопросу о прогрессе. Здесь восхвалялись нравственные качества купечества, но одновременно публиковались пьесы А. Н. Островского, показывающие будни купеческой жизни. Ап. Григорьев, примыкавший по взглядам к славянофилам, весьма своеобразно толковал в своих критических статьях сами пьесы и их женские образы. Видел в них идеализацию патриархальной самобытности, нравственную чистоту героев. Были у славянофилов и несколько газет, но и они сызвали недовольство цензуры из-за противопоставления жизни народа и господ.
  • «Молва» (1857).
  • «Парус» (1859).
  - Издания «западников».
  • «Отечественные записки». Журнал был основан в 1818 г. Свиньиным. В нем публиковались статьи на исторические и географические темы, а также сообщения о быте и нравах русского народа, который благоденствует под властью царя, церкви и дворянства. Журнал особого успеха не имел. В 1831 г. перестал выходить. Но в 1838 г. Свиньин попробовал возобновить издание. Но опять неудачно. И он передал права на издание А.А. Краевскому, человеку с литературными способностями и опытом, а также с хорошей деловой хваткой. Он давно мечтал об издании журнала. Он придерживался прозападного направления. Журнал был объемный, энциклопедический. Пользовался успехом. Почти сразу в нем стал сотрудничать Белинский, высоко его ценил. При Белинском издание получило четкое направление - борьба против крепостничества, пережитков, застоя, азиатчины. Особенно эта позиция была заметна в отделах библиографии и критики, в которых Белинский выступал со статьями. В работе журнала участвовали Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев, публиковались Лермонтов, Кольцов и Тургенев. Журнал активно полемизировал с изданиями Булгарина, Греча, Сенковского, особенно с «Библиотекой для чтения», а также со славянофильскими изданиями. Белинский привлек к работе в журнале многих видных литераторов - Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Одоевского, Даля, Фета, Майкова и других. Интересен был и отдел переводов журнала - Диккенс, Ф. Купер, Жорж Санд, Г. Гейне. Из зарубежных писателей прошлого на страницах этого издания появились лишь Гете и Шекспир. В отделе критики публиковали обзоры не только отечественной, но и зарубежной литературы, помещали переводы критических статей иностранных авторов. Появлялись в журнале и полемические статьи против выступлений в печати известных славянофилов. Журнал высказывался за распространение просвещения, за свободу, за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни. Ратовал за всестороннее развитие страны и ее народа. Боролся с крепостничеством, используя для этого все возможные поводы. Например, публиковал статьи о рабстве в Америке. Писал о новых методах труда, подводя к мысли о необходимости отмены крепостного права. Важное место отводилось национальной культуре России и осуждалось пренебрежительное отношение к ней дворянства. Несмотря на западнические взгляды сотрудничающие в журнале Герцен и Белинский нимало не преклонялись перед Западом, хотя и объективно оценивали большие достижения его капиталистический цивилизации. Многие материалы в журнале посвящались развитию науки, освещению новых наработок философии. Однако в 1846 г. Белинский, Некрасов и Герцен ушли из журнала, после чего он занял либеральную позицию.
  • «Современник». Журнал, основанный А.С.Пушкиным в 1846 г. приобретают у Плетнева Некрасов и Панаев. Среди ведущих его сотрудников - Белинский, фактически осуществлявший идейное руководство. Он работал здесь всего два года, но это самый заметный период в жизни обновленного журнала. «Письмо к Гоголю» - своеобразное программное произведение Белинского, долгое время известное только в рукописном варианте. Здесь выраден его взгляд на роль литературы и публицистики в борьбе с крепостничеством, с произволом властимущих, с пережитками самодержавия. Именно с такой меркой подходит Белинский к оценке современной ему литературы и публицистики, в этом ключе реагирует на выступления других журналов. с таких позиций участвует в полемике с оппонентами. Это обеспечило успех журнала. Он выходит тиражом 3100 экземпляров, начинает приносить доход После смерти Белинского журнал остается одним из лучших журналов. На его страницах появляются произведения Толстого, печатаются Тургенев Гончаров, Писемский. Закрыт журнал был в 1866 г.
  - Издания «революционных демократов» - это издания, выпускавшиеся за границей и доставлявшиеся в Россию нелегально. Первым, кто стал этим заниматься, был А.И.Герцен, талантливый публицист, литератор и философ. Он решил на деле показать силу свободного печатного слова и начал издание своего альманаха и газеты при нем. Он был сторонником русского утопического социализма. И главной задачей своей журналистской и издательской деятельности считал революционную пропаганду. Критика крепостничества, просвещение народа, распространение идей утопического социализма, опора на русскую крестьянскую общину - вот главная тематика его изданий. На их страницах он поддерживал революционные проявления в разных странах, прежде всего польских повстанцев России. Сначала Герцен издает брошюры, затем альманах и газету.
  • Издания Герцена: альманах «Полярная звезда» (1855) и газета «Колокол» (1857-1867). Альманах выходил в Лондоне. Название полностью повторяет заглавие альманаха декабристов. Отражено это и в оформлении - на обложке портреты всех казненных декабристов. Первый номер вышел к годовщине их казни - 25 июля 1 855 г. Главное в нем - письмо императору Александру II, в котором он требовал свободы слова и освобождения крестьян. Издание получило распространение в Росии. Через год вышел второй номер. В нем были опубликованы запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов. Литературные произведения и у Герцена играли пропагандистскую роль и вопринимались как публицистические материалы читателями. Таковы были особенности времени. Альманах выходил редко. Герцен решил выпускать в дополнение к ней газету «Колокол». Эта первая революционная газета имела эпиграф «Зову живых!». Выходила раз в месяц, а став самостоятельным изданием в 1861 г., - два раза в месяц. Главная тема выступлений газеты определялась провозглашенным в «Полярной звезде» девизе: «Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства...» Здесь публиковались злободневные острые сообщения из России. Многие материалы были написаны в жанре революционных воззваний за освобождение крестьян от гнета помещиков, за отмену цензуры и свободу слова. За освобождение крестьян от побоев. В своих выступлениях Герцен безпощадно критиковал самодержавие, помещиков, сановников- казнокрадов. Он способствовал развитию новых жанров революционной публицистики: передовой статьи, критической корреспонденции, памфлета открытого письма. Отмена крепостного права сначала образовало Герцена. Но потом стало ясно, что проблем едва ли стало меньше. Крестьяне без земли, власти все так же ведут антинародную политику. Словом, для публикаций у Герцена недостатка в темах не было. Пишет для этого издания и его друг Огарев. Успех газеты в России был огромен. Ее читали многие. Тираж составлял 2500-3000 экземпляров. Естественно, издавалась газета на собственные средства издателя. Однако цели своей Герцен не достиг - революции в России не произошло. Свобода слова не была обретена. Демократия не сформировалась. Он испытал некоторое разочарование. И понял, что стихийные крестьянские бунты, бессмысленные и беспощадные, по его словам, не могут привести к успеху. В последние годы он стал больше материалов в газете посвящать опыту революционной борьбы в европейских странах, деятельности I Интернационала. В 1867 г. издание прекращается. Однако влияние публицистики Герцена на русское общество и на журналистику в целом весьма значительны.

 
© www.textb.net