Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Роль философии в формировании духовной культуры личности

  Какую роль играет философия в системе культуры, и для чего изучают философию в высших учебных заведениях? Определим культуру как среду обитания человека, созданную деятельностью всех поколений человечества. Культура включает в себя как преобразованную человеческой деятельностью природу, так и духовные, идеальные составляющие - систему смыслов и значений, сформировавшихся в процессе совместной деятельности людей и придающих этой деятельности цель и определенную направленность. Философия является историей поисков и формирования этой системы смыслов и значений и ее теоретическим осмыслением и оформлением. Таким образом, философия формирует регуляторы человеческой деятельности. В этом - гуманистическая функция философии. Философия, наряду с искусством, наукой и религией - высшее достижение человеческой культуры. С изучения философии началась система высшего образования, и первыми высшими учебными заведениями можно считать философскую школу Конфуция (V в. до н.э.), первый буддийский университет (V в. до н.э.), Академию Платона (IV в. до н.э.). Философия, наряду с богословием, была главной учебной дисциплиной в средневековых европейских университетах, основой гуманитарного знания, т.е. знания о человеке и человеческом, в отличие от естественнонаучного, математического и теологического знания. С эпохи эллинизма и средних веков сохраняется традиция первенства философии в системе университетского образования.
  Для чего нужна философия будущему ученому, инженеру, исследователю, преподавателю, врачу, поэту или художнику? Как мы видели, философия наделяет общечеловеческими смыслами и значениями любую человеческую деятельность, помогает определить место и значимость любой частной деятельности в общем культурном развитии человечества. Философия как история и теория творческой деятельности - важнейший фактор формирования личности, ибо личность - это не просто индивид, живое человеческое существо, это существо, способное самостоятельно, свободно творить, т.е. созидать новое в сфере материального производства или в сфере духа. Однако не все новое полезно и приемлемо для общества и индивидуального бытия. Философия как теоретическое мировоззрение, как история поисков смысла человеческого бытия, задает параметры человеческой свободы, отграничивая ее от насилия и произвола. Наконец, философия как онтология и методология задает смысл и направление любой научной деятельности. Нельзя стать ученым без основательной мировоззренческой и методологической подготовки. Нет и не было ни одного выдающегося ученого, который не был бы также и мыслителем, философом; и нет ни одного философа, который не внес бы своего вклада в науку - если не конкретными научными открытиями, то новыми идеями и методами, которые в гораздо большей степени влияют на развитие науки, чем конкретные достижения. Таким образом, философия завершает культуру (не в смысле ее окончания, а в смысле придания ей целостности), формирует научное сообщество и является основанием для самопостроения личности. Философия не утилитарна, т.е. не конкретно полезна, она представляет собой стремление к познанию истины, путь к самостоятельности в мышлении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Антология мировой философии: В 4 т. - М.: Мысль, 1969-1972.
  2. Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1975.
  3. Гуссерль Э. Кризис современного европейского человечества и философия // Вопросы философии. - 1986. - № 3.
  4. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. - М.: Политиздат, 1991.
  5. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1988.
  6. Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. - М.: Прометей, 1994.
  7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991.
  8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М.: Республика, 1995.

 
© www.textb.net