Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Постмодернизм

  Термин постмодернизм возник в 60-ые годы XX века для обозначения эклектического архитектурного стиля. Английский искусствовед и философ культуры Чарльз Дженкс и французский философ культуры Жан-Франсуа Лиотар способствовали приданию этому термину широкого культурно-философского значения. Буквально постмодернизм означает то, что после модерна или современности.
  Постмодернизм - совокупное обозначение философских и культурных тенденций, характеризующих два последних десятилетия XX века. На формирование постмодернистской проблематики оказали влияние философские идеи марксизма, экзистенциализма. Постмодернизм последовательно критикует западноевропейскую рационалистическую традицию и утверждает, что необходимо отказаться от изжившей себя онтологии, что нужно преодолевать свойственное рационализму противопоставление субъекта и объекта. Философия и наука не могут создать целостные картины мира. Такой же невозможной является задача преобразования мира в желаемом направлении на основе рациональных принципов, ведь сам мир сопротивляется этому.
  Эпоха модерна возникла вместе с просвещением и существовала до 60-х годов XX века. Для этой эпохи характерно представление, что мир может быть рационально объясним, что возможно получить единственно правильную картину мира. Для этой эпохи свойственны вера в прогресс, в существование абсолютных ценностей, в возможность конструирования справедливого социального порядка.
  Общество модерна характеризовалось через индустриализацию, урбанизацию, бюрократизацию, массификацию и стандартизацию.
  В последний четверти XX века мир стал качественно меняться, наметилась смена эпох. Большой вклад в этот процесс внесли информационная революция и глобализация. На смену эпохи модерна пришла эпоха постмодерна, принципиально плюралистическая, нестабильная. Идея получения единственно правильной картины мира стала подвергаться сомнению. Рациональное объяснение мира перестало рассматриваться как единственно возможное. Для постмодерна характерно представление, что знание не копирует реальность, а конструирует ее; что существующие ценности, идеи, верования, научные теории, ритуалы сконструированы; что сама реальность, в которой живут люди, сконструирована. Причем различные общества, социальные группы людей конструируют различные реальности и культуры. Люди оказались в плюралистическом мире, представляющем из себя мозаику различных культур. Глобальное информационное пространство представляет человеку возможность ознакомиться с различными культурными ценностями и, одновременно, ставит его в ситуацию выбора своих ценностных ориентиров.
  Общество эпохи постмодернизма характеризуется через глобализацию, информатизацию, плюралистичность, нестабильность, индивидуализм. Хотя постмодернизм открыто декларирует свою антисистемность, все же можно обозначить его черты.
  - Постмодернизм сомневается в существовании объективной реальности. Он рассматривает реальность как социально и лингвистически сконструированную. Одна из главных идей постмодернизма заключается в том, что язык глубоко вовлечен в социально конструированные реальности. Постмодернизм интересует, как различные общества используют различные языки для создания различных реальностей. Он подчеркивает символический характер реальности, окружающий людей. Постмодернизм считает, что для науки идея о существовании объективной реальности является интересной гипотезой, но она вовсе не необходима для проведения научных исследований.
  - Постмодернизм сомневается в существовании объективной истины. Любая деятельность по различению знания и незнания не имеет смысла, т.к. однозначность сменяется плюрализмом. Истин множество, и все они субъективны, поэтому понимание важнее знания. Сам мир, понимаемый как «текст», дает основание для существования множества самых различных интерпретаций. В современном мире человек окружен таким огромным количеством различных истин, что он неизбежно приходит к мысли, сформулированной американским философом Ричардом Рорти, «истина скорее сконструирована, чем найдена».
  - Язык, текст, контекст, устный рассказ являются очень значимыми понятиями для постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.). Сознание рассматривается как текст, сконструированный по законам языка и организованный как художественное произведение. Функционирование языка - как социальная практика. Устный рассказ рассматривается не просто как передача информации от рассказчика к слушателю, а как механизм, поддерживающий социальные ценности и социальный порядок той или иной общины. Разговор - это не разговор между партнерами, а лингвистическая игра между противниками.
  - Для постмодернизма характерен интерес ко всему частному, специфическому, случайному, локальному, фрагментарному. Человек модерна или современности был объектом универсальной воли, т.е. законов истории и природы. Возникновение постмодернизма сопровождалось крахом универсальных идеологий и абстрактных идей. Локальное, специфическое стало более важным, чем универсальное и абстрактное. Мир превратился в мозаику локальных культур, из которой исчезло понятие общих универсальных ценностей. Эклектизм как чехарда мнений, вкусов, стилей жизни характеризует социальное бытие человека. Применительно к культуре и искусству эти тенденции проявляются в отсутствии доминирующего стиля. Господствуют пастиш, коллаж, ирония и пародия.
  - Постмодернизм - это философия поверхности. Лозунг постмодернизма: «все происходит на поверхности». Вещи воспринимаются, так как они есть на поверхности. Тайны вещей не в их сущности, а в том, что у них нет сущности. Постмодернизм также считает, что распалась связь между знаком и его значением, между образом и тем, что он отражает. Утрата знаком связи с реальностью приводит к тому, что мир утрачивает привычные свойства и очертания: реальное в нем смешивается с воображаемым, мнимым, виртуальным. В результате мир наполняется знаками, образами, не имеющими связи с реальностью.
  - Согласно мнению французского философа Жана Бодрийара, образ происходит следующие фазы эволюции:
  • образ отражает базовую реальность;
  • образ маскирует и извращает базовую реальность;
  • образ маскирует отсутствие базовой реальности;
  • образ не имеет никакого отношения ни к какой реальности, является чистым симулякром.
  - Для постмодернизма характерно ризоматическое мышление. Ризома (от древнегреческого «масса корней») - беспорядочное низкорастущие растение, символ хаотичности. Ризоматическому мышлению свойственны гетерогенность, сетевидность, неиерархичность, поверхностность, плюрализм.
  Философия постмодернизма созвучна нашей переходной эпохе, когда возникают новые ценности, и реальность, составленная из образов, знаков, символов, развивающаяся вместе с информатизацией, замещает собой мир вещей, который был осязаемым, познаваемым и описывался универсальными законами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Автономова Н. Впечатления из Бостона // Вопросы философии. - 1999. - №5.
  2. Аналитическая философия: Избранные тексты. - М.: МГУ, 1989.
  3. Бернстайн Р.Д. Возрождение прагматизма // Вопросы философии. - 2000. - № 5.
  4. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 4. Философия XX века. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000.
  5. Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. - Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 1996.
  6. Юлина Н. Аналитическая философия // Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат, 1991.

 
© www.textb.net