Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Социокультурные основания Нового времени

«Все тела, вместе взятые, мироздание,
звезды, земля с ее державами не стоят
и самого посредственного разума, ибо
он способен познать и все планеты, и
самого себя, а плоть ничего не способна познать».

«Все плотское, вместе взятое, и все
разумное, вместе взятое, не стоит
самомалейшего порыва милосердия.
Оно относится к совсем иному
порядку явлений - к явлениям
сверхъестественным».

Блез Паскаль

  Как уже было отмечено, хронологически в развитии культуры Нового времени иногда выделяют два этапа: XVII-ХVIII века - эпоха Просвещения (иногда XVII столетие называют эпохой абсолютизма, «галантным» веком, а XVIII - «веком Разума») и XIX век - «буржуазная» эпоха или период «промышленной революции», «технического прогресса». Однако и эта периодизация достаточно условна с культурологической точки зрения. Воспроизведенный отрывок из «Мыслей» Блеза Паскаля, созданных примерно в середине XVII столетия, очень показателен. В нём заметны и разрыв с традицией Средневековья, и ностальгия об утраченной целостности, предвосхищение представлений о сложной, противоречивой природе человека. Новоевропейская цивилизация начинает складываться в позднем средневековье, оформляется в XVII-XVIII века и продолжается в известном смысле до сего дня. Ведь культурные процессы, которые прослеживаются в Европе с середины XIX столетия, нельзя считать завершившимися и в XX веке. Неоднократно провозглашавшийся конец Нового времени и вступление в принципиально иное качество пока еще не столь очевидны. По-видимому, только наши потомки смогут расставить более определенные вехи в культурной динамике Западной цивилизации.
  Ясно, однако то, что Западная и Центральная Европа переживают в XV-XVI столетиях идейную революцию, заложившую предпосылки для ценностной переориентации человека в XVII-XIX вв., послуживших впоследствии основой для появления названия «Новое время». Поэтому можно считать справедливым мнение (немецкого культуролога Эрнста Трёлча (1865-1923), что в широком смысле Новое время начинается с XV века, когда в культуре позднего средневековья начинают складываться социокультурные предпосылки классической (для современной Западной цивилизации) эпохи.

 
© www.textb.net