Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Цивилизационные изменения в Европе «эпохи» Возрождения

  Многие исследователи не случайно считают период Возрождения (или ренессанса, от франц. renaissance - возрождение) - переходным от Средневековья к так называемому Новому времени. В Европе этот переход оказался наиболее рельефно проявившимся, наиболее ранним и ярким в Италии. Более поздним, но очевидным, - в северных и центрально-европейских странах, менее заметным - в Восточных. В последних, в том числе в славянских землях, временная растянутость переходных процессов и их незавершенность сделали элементы ренессанса размытыми. В западной Европе ренессанс, как сдвиг в жизни общества проявился компактно и мощно. Рассматривая его процессуально, ученые выделяют подготовительный этап «проторенессанс» в Италии XIII-XIV вв. После этого в европейской идейности и культурном развитии в XIV-XVI вв. произошли существенные изменения, которые, кроме Италии, захватили ряд других стран (Францию, Германию, Англию, Испанию и т. д.). Некоторые исследователи находили нечто ренессансное в развитии Китая, в Средней Азии.
  Ренессанс повсюду вроде бы отталкивался от «темных» веков, от средневековья, но многое и наследовал. Границы между поздним средневековьем, ренессансом и Новым временем достаточно зыбки. Изменения, происходившие в период Возрождения в цивилизации и культуре Европы, - заметны, важны, и, в то же время, противоречивы, неоднородны, разновременны. В этот период становящаяся европейская цивилизация рождается в качестве рыночной с преобладанием товарного производства. Постепенно преодолевается натуральный характер хозяйств и утверждается доминирование денежной формы доходов. Это обусловливает изменение отношений в господствующих слоях общества и (позже) их отношений с другими его слоями.
  Наряду с этим, изменяется характер светской, в частности королевской власти. На смену феодально-договорному принципу («первый среди равных») приходит власть самодержавного типа, расширившая свой суверенитет и увеличившая доходы. И хотя рыночность (товарность) хозяйства плохо совмещается с деспотизмом власти, переход к ней совершается сначала при посредстве замены мелкого деспотизма крупным. Последний помогает разрушить внутренние (и частично внешние) преграды для свободы товарно-денежных отношений, свободы торговли. Как ни странно, в этих условиях, абсолютистский деспотизм оказался «демократичнее» мелкого. Перед королем-солнцем все были равны. Во всяком случае, перед ним уравнивались знатность и богатство его подданных.
  Развитие товарно-денежных отношений требовало большего (чем был) практицизма в жизни, а значит вело к расшатыванию догматизма и авторитаризма в мировоззрении. Рождающаяся буржуазия остро нуждалась в полезных знаниях и умениях, и ценила ученость. Тенденцию к изменению мировоззрения проявило уже позднее средневековье. В XIII веке в учении святого Фомы (Фомы Аквинского) была развита доктрина «двойной истины» - истины веры и истины знания (разума). Согласно этой доктрине, хотя истины знания всегда должны согласовываться с высшей истиной, истиной веры (не противоречить ей), они имеют сферу своего действия (природу, доступную опыту) и опираются на опыт и логику. Таким образом открывались и оправдывались пути опытного, эмпирического и рационально-логического познания, и, что не менее важно, - путь к разграничению юрисдикций церкви и науки, церкви и государства. Это, в частности, позволило оживить в практике элементы римского права. В развитии правовых отношений стали нуждаться европейские общества, отношения между людьми в которых менялись. Для того, чтобы новые отношения узаконить наилучшим образом, вполне подошло прекрасно разработанное римское право, которое переосмысляли, приспосабливая к новым условиям.
  Вообще античное наследие, наследие богатейшей цивилизации, вдруг было как бы заново обнаружено и приобрело практический смысл, словно бы действительно возрождаясь. Оно оказалось необходимым и наиболее удобным для оформления новых правовых и политических отношений, нового в искусстве, этике, эстетике, натурфилософии. Оно стало пригодным для выражения секуляризованного, светского мышления. Поэтому естественным стало стремление довольно многих людей к античной образованности, тяга к воспитанию в античном (по форме) духе детей в господствующих слоях общества. В связи с этим появляются и особого рода люди - знатоки и ценители античного наследия, так называемые «гуманисты». Жизнь в это время впитывала в себя многое из античности и из недавнего прошлого (из культуры Средних веков). Все это перерабатывалось, смешиваясь, без рабского следования чему-либо. Заимствовались формы осмысления и представления становящегося, еще самостоятельно не оформившегося, нового. И формы эти приспосабливались к условиям современности.
  Общие цивилизационные сдвиги в Европе ренессансной не просто заметны. Они были действительно существенны. Кроме указанных выше начинающихся изменений в характере хозяйствования, началась экспансия торговая, связанная с великими географическими открытиями. Они и астрономические открытия (Галилея, Дж. Бруно, Коперника) привели к новому взгляду на Вселенную. Мир, окружающий человека внезапно расширился. Появились новые ошеломляющие знания о нем, стал быстро нарастать интерес к его познанию, Все эти изменения: в хозяйстве, во взглядах на мир, на жизнь, - повели к изменениям в отношениях между людьми, в их отношении к жизни, природе, самим себе и себе подобным. Последнее уже явно касается собственно культуры, существенных изменений в ней.

 
© www.textb.net