Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Специфические черты эстетической и художественной культуры Европы XVII-XVIII вв.

  Как понимают многие культурологи, именно в реализации в жизни эстетических и художественных ценностей, наиболее ярко обнаруживается характер и степень культурной развитости общества и индивида. Культура эстетическая проявляется в способности наслаждения красотой, облагораживании человеком среды и самого себя в соответствии с идеалами прекрасного и в неприятии уродливого, безобразного. Эстетическая культура и содержание эстетических идеалов всегда тесно связаны с художественной культурой и ее ценностями. Художественная культура невозможна без эстетического начала. Однако, содержание художественной культуры не ограничивается эстетическими ценностями. Художественная культура проявляется в способности чувственно-образного восприятия реальности, при котором образ становится носителем эстетических, моральных и иных ценностей в их целостности. Художественная деятельность поэтому является стержневой для культурного процесса, так как, в отличие от других, она непосредственно направлена на оформление, облагораживание человеческих отношений. Художественные образы не только доставляют эстетическое наслаждение и уводят нас в мир идеального, а и побуждают воспринимать окружающий мир в соответствии с воплощенным в них ценностным содержанием. Художественные образы делают идеалы духовности зримыми, осязаемыми, слышимыми, придавая им конкретную форму и давая возможность глубоко индивидуального освоения их ценностного содержания, что и превращает продукты художественного творчества в своего рода «магический кристалл», отражающий своими гранями всю полноту культурного процесса. При этом искусство, как осознанная, специализированная художественная активность наиболее полно способно выразить культурное содержание эстетической и художественной культуры.
  Радикальное обновление опыта и жизненных ценностей в Новое время неизбежно породило новые тенденции и в сфере художественного творчества. Оформляется новое представление о смысле художественной деятельности и новых критериях прекрасного, обновляются способы, художественного творчества, эстетические и художественные вкусы людей.
  Уже было показано, что новые качества эстетической и художественной культуры начали складываться в эпоху Ренессанса, когда проявились предпосылки для независимого развития искусства. Оно начало черпать силы в своем внутреннем опыте, обогащенном знакомством с классическими образцами античности и, в то же время, ориентированном на проникновение в действительность.
  Ренессансная эстетика и ренессансное искусство выразили новое бытие красоты в качестве высшей ценности жизни и культуры. И притом - красоты чувственной, хотя и возвышающейся до божественности. Эта красота воплощалась в гармонии, гармонии человека и Бога, человека и природы, частей и целого. И сомнения в возможности земной реализации гармонии бытия, связанные с поздневозрожденческим кризисом гуманистического оптимизма, - были скорбными, трагичными. Ибо без такой гармонии мир в отношении к человеку выступал во всей его враждебности, терял возвышенно-прекрасный радостный облик.
  То, что в плане эстетической и художественной культуры было порождено Возрождением, получило продолжение в Новое время, но продолжение не однолинейное, не однонаправленное. Ярче всего различия между линиями, направлениями движения эстетической культуры проявились в становлении искусства как деятельности светской и профессиональной. В ходе этого становления в XVII-XIX веках в Европе оформились художественные направления, и в то же время «стили», такие как «классицизм». «барокко», «реализм», «романтизм», «рококо», «сентиментализм». Искусство вообще, и эти художественно-стилевые его направления в частности, начали оказывать существенное, специфическое, все расширяющееся воздействие на жизнь, на характер окружающей человека среды, внешний вид предметов быта, позже - орудий и средств производства. Искусство стало активно влиять на моду в одежде, прическах и т. п., на формы и языки общения.
  Устремленность ренессансной эстетики к гармонии специфически выявились в классицизме XVII-XIX вв. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) в некоторых отношениях даже усилил ренессансную ориентацию на античность. Исходным при этом стало признание того, что в мире есть идеалы красоты, принципы и приемы приближения к ним в творчестве, которые уже были найдены античной культурой. Следовательно, для того, чтобы воплощать красоту, как ценность, в жизни и в искусстве, надо было изучать античные образцы ее выражения, и подражая им, создавать произведения искусства, оформлять окружающую среду, действия, движения и даже внешность человека.
  Эстетика классицизма Нового времени отталкивалась от рационалистической философии Р. Декарта и нашла относительно завершенное выражение в драматургии Корнеля, Расина, Мольера, поэтике Буало. Художественное мышление классицизма пронизано стремлением к простоте, ясности, рациональности, логичности образа. Ценностно-нормативной основой классицизма является идеал вневременной и вечной красоты. Художественное произведение значимо своей разумной организацией, логикой построения. Искусство призвано упорядочивать мир, содействовать воспитанию личности, гражданина, а поэтому оно само должно быть гармонизовано с помощью правил, которым художник должен подчиняться в своем творчестве. Таковы, например, правила «трех единств» для драматургии (времени, места и действия), правила сюжетного отбора и композиционного построения картины в живописи, доминирование рисунка над цветом и т. д. Классицизм ориентирует на строгую иерархию жанров (высоких и второстепенных) и не допускает их смешения. Подобные установки стимулировали создание специальных социальных институтов, контролирующих художественно-эстетическую жизнь общества: Академий литературы, живописи и скульптуры, архитектуры; института критики, художественных выставок. Классические установки культивируют возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга. Конечно, такая тесная связь эстетических и художественных канонов с социально-значимыми нормами общественного устройства, нередко обедняла художественное содержание, но в тоже время классицизм обуздывал и разрушительную для гуманистического искусства стихию эгоистического индивидуализма с ее этикой утилитаризма и гедонизма.
  Классицизм был устремлен к искусственной, разумной, рациональной гармонизации жизни и искусства в соответствии с природой, законы которой постигаются человеческим разумом. Ренессансное представление о человеке как центре мира доводится до его видения в качестве «царя природы», способного ее познавать и преобразовывать, творя в том числе и красоту. Творя ее по определенным правилам, разумно и с пользой для общества. Знаменитый французский теоретик классицизма Н. Буало, обращаясь с наставлениями к современным ему поэтам, постоянно твердил о разуме, рассудке, пользе. Он заклинал поэтов: «Учите мудрости в стихе живом и внятном, Умея сочетать полезное с приятным», советовал не забывать о рассудке, о смысле, о правильности построения поэтического произведения. Гармония для классицистов выражается в ясности, логике, цельности, соразмеренности. Окультуривание, облагораживание человеком среды и самого себя и означало тогда прежде всего восстановление на новой основе правил и канонов так понимаемой гармоничности (которой достигали древние, античные поэты, драматурги, скульпторы, архитекторы). Восстановление предполагало создание по этим правилам, в соответствии с этими вечными образцами, - новых образцов красоты. Наиболее ярко в Европе Нового времени классицизм проявился в абсолютистской Франции, в которой ведущая политическая доктрина наиболее соответствовала принципам классицизма, согласно которым во главе всего в искусстве был рассудок (как король-солнце в стране), важны были правила, дисциплина и всеобщее подчинение законам художественного творчества. Во Франции появились не только великие драматурги-классицисты. Чрезвычайно мощно расцвела архитектура с ее классической, ясной, рационально выверенной, «правильной» гармоничностью. Даже природу, окружающую человека, французские классицисты обрабатывали, оформляли в соответствии с правилами, откровенно формируя разумно-искусственную среду. Французские парки (в отличие от английских) разбивались чисто геометрически (с прямыми ровными дорожками), деревья и кусты специально подстригались, им придавали определенные правильные формы.
  Совершенно другое развитие ренессансные сдвиги получили в становлении реализма, который вполне проявился только в XIX веке, но и в XVII и XVIII веках обнаруживался не только в качестве тенденции. Достаточно указать на творчество испанского драматурга Лопе де Вега, не говоря уже о Шекспире. В европейский живописи реалистическая направленность была характерной для Караваджо, Веласкеса, Рембрандта, наконец.
  Как и классицизм, реализм ориентирован на разумность в своем подходе к красоте, к ее порождению в искусстве, на признание наличия красоты в мире. Но классицизм разумное постижение и преобразование мира (его красоты) связывал с рациональностью, искусственностью, именно с рассудочным созданием произведений искусства на основе образцов и принципов, уже открытых. Философией классицизма был европейский рационализм. Реализм же ориентировался скорее на сенсуализм и эмпиризм в философии. Прекрасное и безобразное в мире, с точки зрения реалистов, - это не схемы, не абстрактные идеалы и принципы, которым якобы следует подражать. Уж если подражать, то самой природе, в ней улавливая красоту и пытаясь отразить, изобразить, выразить ее наиболее естественным образом. Целью реалистов не являлось создание искусственной гармонии. Напротив, искусство, по их мнению, должно быть естественным выражением живой гармонии. И трезвость, разумность художника состоит в том, что он в состоянии познать гармонию в природе, в окружающем мире, с тем чтобы, найдя для этого способы, приемы, - суметь воплотить ее в своем творчестве.
  Поэтому в живописи надо изображать не героев в античных одеждах, на которых совершенно непохожи современные люди, а живых людей той или иной эпохи, с их особенностями, реальные пейзажи. Во всем этом гораздо больше красоты, чем в ходульных идеальных образах. В театральных пьесах тоже не нужно выводить на сцену схемы человеческих пороков, достоинств и страстей. Лучше, как это делал Шекспир, показать людей во всей сложности их характеров и отношений, естественных в их эмоциях. Зачем уродовать деревья и кусты, придавая им геометрически правильные формы? Так называемый «английский» парк - тоже оформлен, но принципиально иначе, при скорее подчеркнутой естественности тропинок, дорожек, расположения и вида кустов и деревьев. Этот парк выявлял гармонию, но не искусственно сделанную, а природную.
  Реалистические тенденции были направлены на окультуривание, оформление человека и среды, основанное на принципах гармонии с природой, гармонии естественного и созданного, гармонии разума и чувства. Классицизм-то был несколько суховат в своей суперрациональности. Чувства подчинялись рассудку. Для реалистов чувствам противопоставлен рассудок (и не надо их ему подчинять!), но не разум. Чувственность эстетическая и художественная - вполне разумна, в отличие от животной чувственности. Человеческий разум в восприятии и порождении им красоты - неотрывен от чувств. Разумно-чувственным движением человека как раз и постигается и достигается в творчестве красота как гармония. Эстетический и художественный реализм, осознанный в своей значимости, стал доминировать, повторяю, только в XIX веке. До этого, он существовал наряду с другими, очень мощными для своего времени направлениями, среди которых выделялось барокко.
  Для барокко (по букв. смыслу близко к понятиям «странный», «неправильный»), как и для классицизма и реализма, свойствен был исходно ренессансный антропоцентризм. Но для классицизма венец и вершина всего в мире - человеческий разум, рассудок. Реалистические тенденции были тоже связаны с трезвым, разумным (хотя и не излишне рационализованным) отношением человека к миру. В барокко же выдвинулись на первый план человеческие страсти, а не разум. Поэтому антропоцентризм в его барочном варианте оказался видоизмененным, двойственным и даже как будто сомнительным. С одной стороны, искусство барокко все время обращено к человеку, к человеческому миру. Но человек, хотя и в центре внимания, но не в качестве божественного существа с божественным же разумом, не в качестве «царя природы». В философии и искусстве барокко человек - существо теряющееся в огромном, сложном, многоцветном, разнообразном мире. Мировоззрение барокко очевидно близко поздневозрожденческому скептицизму. И, в то же время, - идеям реформации, в соответствии с которыми человек, с его разумом, - всего лишь «мыслящий тростник» (Б. Паскаль). Можно добавить, что это тростник не только мыслящий, но и чувствующий, ощущающий восторг и страх перед божественным и божественно-природным.
  В эпоху Возрождения и позже в классицизме, да и в реализме (ренессансном и нововременном) художники находили красоту в стройности, ясности, гармонии линий, прямых или плавных кривых, в чистоте сочных и ярких, но не бьющих в глаза красок. Мадонн изображали как земных красавиц, земных красавиц как мадонн. Христа - скорбного, но не болезненного и страшного.
  В искусстве барокко линии стали извиваться, формы (в том числе и в словесных искусствах) - усложняться. Краски, используемые художниками вносили в души волнение сочетаниями кроваво-красного с черным. Христос стал изображаться грозным, жестоким даже, судией, перед которым человек должен был ощущать свое ничтожество. Мир, в общем, изображался как величественный и сложный, сверхразумный, грандиозный - то в своей яркости, пышности, то в мрачности, и очень часто, в таинственности.
  И, тем не менее, при всей «странности», «неправильности», в барокко сохраняется устремленность к гармонии в изображении сложного противоречивого, порой страшного, мира, и человека, раздираемого страстями. Несмотря на свою, нередко отмечаемую исследователями, вроде бы явную противопоставленность ренессансным традициям, барокко выступает их продолжением, развитием. Нагляднее всего это демонстрирует богатая барочная архитектура - расцвет пышных, разнообразных, изящных и, в то же время, мощных архитектурных форм. В них, как и в архитектуре классицизма, иногда видят прежде всего отражение расцвета абсолютизма. Если это и так, то все-таки важно другое. Барокко (не только, но и в архитектуре) выразило движение эстетической и художественной культуры к сложной, богатой гармоничности бытия, гармоничности, включавшей в себя элементы дисгармонии, даже кричащих диссонансов. Барочное оформление среды, зданий, интерьеров и сейчас привлекает развитой декоративностью и великолепием, живописностью, неожиданными пространственными эффектами в дворцовых и садово-парковых ансамблях (иллюзорность, чередование зеленых насаждений, водоемов, гротов, террас и лестниц). Живопись барокко отмечена тем же блеском, страстностью и возвышенностью чувств, динамизмом, зрелищной яркостью, характерными, скажем для Рубенса.
  Все, о чем только что говорилось, относится не ко всему собственно Новому времени, а к эстетической и художественной культуре XVII и частично XVIII веков. XVIII век своеобразно реализовал дальнейшее движение, наметившихся в период Возрождения тенденций. Основные для XVII стилевые направления в нем сохранились, хотя изменились «география» искусств и их соотношение. Живопись, при всем ее блеске, постепенно стала уступать доминирующее в художественной культуре положение, сначала музыке, развившейся и оформившейся именно в XVIII веке, что связано с творчеством Баха, Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена. И затем - литературе, в которой выдвинулись Дефо, Фильдинг, Свифт, Ричардсон (создатель романной формы), Шиллер, Гете и многие другие.
  XVIII век - это был век просвещения, век разума, но также и век чувства. Можно сказать, что он был веком играющего разума и утонченных чувств. Искусству XVIII века в целом свойственны ясное изящество, музыкальная гармоничность, светскость, легкость, дробность, разработка деталей, виртуозность, сложность, иногда серьезность (вплоть до трагизма), иногда, и нередко, - как бы легкомысленность. Этому искусству были свойственны колебания между миром природы и миром свободы, между естественностью и искусственностью. Игра ума и чувств сочеталась со звучанием высоких гражданских и всечеловеческих мотивов, а они - с иронией, буффонадой, острой сатирой (Вольтер, Свифт), драматизмом (Гойя, Бетховен). Этот век стремился, говоря словами В.Блейка:
  В одном мгновенье видеть вечность,
  Огромный мир - в зерне песка,
  В единой горсти - бесконечность
  И небо - в чашечке цветка.
  Характерным для XVIII века стал всплеск, особенно во Франции, художественного стиля «рококо» (от франц. рокайль - раковина), отличавшегося затейливостью, мелочностью, фривольностью, легкомыслием и, в общем здоровой, жаждой праздника и наслаждения. Искусство «рококо» было как бы «искусством для искусства», так как в искусстве почувствовали возможный «заменитель жизни». Французский живописец А. Ватто изображал прекрасных кавалеров и дам, галантные празднества. Его картины - это шедевры живописности. Он писал мельчайшими бисерными мазочками, «ткал» волшебную сеть с золотистыми, серебристыми и пепельными переливами. И в то же время, - все это содержало оттенок печальной иронии, ибо напоминало грезу, которая вот-вот растает, исчезнет.
  Замечательными были некоторые дворцы-игрушки, построенные и оформленные внутри в стиле «рококо». Вообще дворцы в XVII и особенно XVIII веках изменились. Дворец перестал быть крепостью, как в Средние века, а стал низведенной на землю богов. Зеркала, роскошь, разнообразие, блеск золота и серебра. Ослепительность, иногда неестественная, доводимая до предела. Таким же стал и церемониал королевских дворов в его зрелищности, и одежда придворных, и вообще богатых и знатных, и шаг армии - искусственно красивый.
  В отношениях между полами постепенно начали господствовать законы галантности и тщательно разработанные, эстетизированные этикетные формы поведения. Идеал женской красоты, в отличие от возрожденческого, выражался в бледности, томности, хрупкости, изяществе, пикантности. Этому соответствовали фантастически сложные прически, пышные яркие одежды. Произошло изменение отношения к любви и форм ухаживаний. Как показал Фукс, в XVII веке (во всяком случае во Франции) целью тщательно разработанной любовной игры выступало чувственное плотское наслаждение. В XVIII веке тенденция к освобождению любви из-под власти грубо-чувственного наслаждения проявилась в стремлении к любви естественной, чистой, целомудренной, облагораживающей, возвышающей и мужчину и женщину (но отнюдь не платонической). Речь шла об окультуренной страсти. Это вовсе не значило, что половые отношения в XVIII веке реально стали именно такими. Но в искусстве, в литературе в частности, разрабатывалось то, на что могла ориентироваться жизнь: формы ухаживаний, галантного выражения нежных чувств. Это было существенным в плане возможностей облагораживания половых отношений и вообще возможности внесения духовно-возвышенного в прозу жизни. Литература, которая читалась уже многими, на примерах отношений своих героев, показывала как следует себя вести, просвещала людей в том, что касалось культуры чувств и их проявления вовне.
  XVIII век недаром называют веком просвещения. Именно в этом веке, в Европе, развиваются представления о том, что культурность (или цивилизованность) зависит от знания, что культурный человек - это человек прежде всего просвещенный, что бескультурье - прямое следствие невежества. Возможности развития культуры связывались поэтому с просвещением. Отсюда следовало, что искусство должно помогать просвещению, во-первых, давая знание о мире. Но главное, во-вторых, - используя свои художественные просветительские средства, искусство должно воздействовать на публику, формируя ее эстетические и художественные вкусы, создавая таким образом эстетически и художественно просвещенную публику.
  В Новое время вместе с появлением художников-профессионалов, появилась и публика: большие группы людей, сознательно стремившихся к тому, чтобы искусство воздействовало на них, судивших об искусстве, ценивших его, подпадавших под его влияние, порой перенимавших хотя бы внешние формы поведения, описанные, скажем в изящной литературе. Художественная культура становилась специализированной сферой культуры, в которой порождались шедевры гармонии, сферой, деятельность в которой была уже специально нацелена на гармонизацию жизни человека и общества.
  В XVIII в. происходит становление «высокого» профессионального искусства, противостоящего фольклорной культуре и ремесленно - промышленному производству художественной продукции. Художественная культура активно формирует свое собственное социальное пространство. Зримым выражением этого стали академии искусств и институт публики, противостоящие цеховой, ремесленной организации художественной деятельности. Так эталоном для многих стран Европы послужила Французская Королевская академия живописи и скульптуры, окончательно оформившаяся к середине XVII столетия. Получило и размах, особенно в абсолютистских государствах, унаследованное от Возрождения меценатство, которое содействовало упрочению большей автономии художника от государства и церкви, постепенно превращая его в «свободного художника». Рост экономической независимости художественной интеллигенции привел к осознанию значения авторства.
  Одновременно, наряду с профессиональной художественной деятельностью формировалась целая «индустрия», обслуживающая ее: издательская, торговая, театральная. Появлялись первые художественные выставки (конец XVII века - Рим и Париж), через которые шло интенсивное формирование художественной публики и критики. Художественная культура, обретая самостоятельность, одновременно расширяла поле воздействия на все сферы жизни, превращаясь в «самосознание культуры», «зеркало» земного существования человека. Театр, воссоздавал образы жизненной драмы, живопись - многообразные лики окружающего мира, музыка отображала живую динамику человеческих чувств. Все это вело к расширению видового многообразия искусств и их качественному усложнению.
  Одним из ведущим искусств Нового времени, стало сценическое искусство, которое вместе с литературой и музыкой прекратило характерное для Возрождения доминирование живописи. Драматическое начало в жизни вызвало небывалый расцвет драматургии XVII-XVIII века (Корнель, Расин, Мольер, Лессинг, Шиллер, Гете). Да и в XIX веке театр, в значительной мере останется «властителем дум» и законодателем художественного вкуса. Театр формировал новую общественность, превращаясь в источник просвещения и социальных инноваций. Новое место театра, его роль в художественной, да и в целом в социальной жизни, привели к соответствующим изменениям во всех областях художественного творчества.
  Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был открыт новый мир сложных звуковых образов, было положено начало классической оркестровой музыке. Возникали драматические формы сонат и симфоний, превосходно разработанные в частности Бахом и Моцартом, а затем Бетховеном. Сформировался музыкальный театр, развившийся в оперу и балет.
  В литературе на первый план начинал выдвигаться роман в различных его модификациях - от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф. М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро, Г. Филдинг). Роман выступил универсальным средством общения, обеспечивающим приобщение читателей к культурным нормам и идеалам, содействующим развитию рефлексивных способностей и ценностному восприятию действительности.
  В живописи появились новые жанры - пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет - свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к внутреннему миру человека. Пейзажная живопись демонстрировала изменения в представлениях о природе и ее ценностном восприятии. Причем диапазон ее художественного отображения колебался от масштабных образов мироздания на полотнах Н. Пуссена и П. П. Рубенса до бытовых зарисовок в искусстве голландских художников.
  Бурное развитие видов, родов и жанров искусства сопровождалось переменами в представлениях о смысле красоты и назначении искусства. Прекрасное, гармоничное виделось не только в величественном и торжественном, но и в эмоциональных, страстных и интимных проявлениях человеческого бытия. Начиная с эпохи Просвещения стало характерным рассмотрение искусства в его связи с наукой (познанием истины) и нравственностью (воспитанием добра). Искусство нередко призывали служить Разуму, а красота трактовалась как совершенная форма для Истины и Добра. Эти ценностно-нормативные установки проявлялись многовариантно и крайне противоречиво, но, тем не менее, их можно считать доминантными для художественно-эстетических исканий Нового времени.
  Ценностная картина мира, оформившаяся в Новое время, стала не только «полем» рождения «новоевропейского человека», но и основой для утверждения принципиально новых подходов в осмыслении содержания культурного процесса, места и роли в нем человека. Именно в этот период оформлялись исследовательские программы, заложившие фундамент культурологии. Это было время Вольтера, Руссо, Кондорсе, Монтескье, Бентама, Юма, Гердера, Канта, Шиллера - время первых философов культуры, время осознания культуры в качестве особой реальности и способа существования человека.
  Рождение научного знания постепенно освобождало человека от посягательств фанатиков веры. На смену жестким вертикальным отношениям власти и подчинения пришли более гибкие социальные отношения, где ведущая роль стала принадлежать правовым и моральным нормам. Изменения в ценностно-нормативном строе новоевропейской цивилизации и были закреплены в содержании таких понятий как «образование», «цивилизация», «культура». Это свидетельствовало, что важнейшими критериями зрелости человеческого общества становятся соблюдение законности и правопорядка, развитие наук и искусств, степень образованности народа, его нравственный уровень. Все это создавало возможности оценки личных достоинств человека независимо от знатности происхождения или места в религиозно -государственной иерархии.
  Культура в творчестве ведущих мыслителей эпохи предстала как коллективный общественный продукт, совокупность «искусственных вещей», «вторая природа» человека в виде им созданных и разумно установленных норм, социальных институтов. Такое понимание культуры позволило усмотреть именно в ней содержание и цель человеческого развития. А сам культурный процесс стал рассматриваться как условие целостности всемирного исторического развития человечества, предстающего как многообразие уникальных «исторических культур». Именно культура призвана была объединить раздираемое противоречиями человечество в некую целостность, органично сочетающую естественное и искусственное, общественное и индивидуальное, природное и свободное.
  Последующее развитие человечества породило сомнение в ценности идеалов культурного прогресса под эгидой просвещенного и просвещающего Разума. Но без нововременной попытки постичь и утвердить такие идеалы, они были бы явно обедненными и в дальнейшем движении человеческой культуры и его познания.

 
© www.textb.net