Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


8.7.3. Ампир

  Своего завершения искусство классицизма достигло в стиле ампир (франц. empire — империя) . Он отразил восхищение императора Наполеона искусством императорского Рима. Стиль ампир возник и процветал во Франции с конца XVIII века. Он быстро распространился по всей Европе, где каждая страна адаптировала его к собственному национальному вкусу. В России возникло своеобразное его продолжение в архитектуре, так называемый «московский» или «русский ампир», в котором построено немало замечательных зданий (Казанский собор - арх. А. Воронихин, Главное Адмиралтейство — арх. А. Захаров в С.-Петербурге, реконструкция Красной площади — арх. А. Бове в Москве, много дворянских усадебных комплексов).
  Ампир использовал формы и мотивы классической античности. В декоративных искусствах старинные формы соединялись с наполеоновскими символами (пчелы, гигантские инициалы N в лавровых венках, орлы) и египетскими (сфинксы, скарабеи, цветы лотоса, кариатиды и пирамиды — вошли в моду после египетской кампании Наполеона 1798 года). Крылатая Победа и лавровый венок использовались как символы триумфа; пчелы, колосья и рог изобилия символизировали процветание; фасции (связки прутьев) и сфинксы указывали на завоевательную войну.
  В архитектуре ампир представлен такими парижскими зданиями и памятниками, как церковь Мадлен (первоначально Храм Славы), триумфальная арка на площади Звезды (de l'Etoile), Вандомская колонна; в живописи картинами Жака-Луи Давида, Энгра и батальными сценами Барона Антуана Гроса; в скульптуре героическими статуями Наполеона и его семейства работы Антонио Кановы. В одежде стиль ампир также вдохновлялся античными мотивами. При этом мода ампир сознательно подражала богатой элегантности предреволюционной Франции: женщину одевали в струящиеся доходящие до пола одеяния из легких тканей, часто имевшие трены (шлейфы), все с глубокими декольте и подпоясанные сразу под грудью, чтобы подчеркнуть женственность и изящество. Мужские моды периода Империи включали приталенную визитку, раскрытый жилет и рубашки с высоким воротом и шейным платком, сильно напоминающие лондонский покрой.

 
© www.textb.net