Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Конечно, говорить об особенностях культуры в ее развитии можно по-разному. Можно (что порой делается) сделать акцент на том, что в истории человечества существовали разные культуры, каждая со своими особенностями. И это будет верным. Но, в то же время, в развитии человеческих культур было нечто, что позволяет-таки объединять разные культуры по принципу их однотипности (на различных основаниях). И более того, можно усмотреть и то, что К. Ясперс в ХХ веке назвал “осью”, некоторую единую направленность, если не всех культур, то многих. Согласно Ясперсу, при этом был и доосевой период существования культур. Но нам кажется, что ось, проявившаяся ярко в эпоху древних цивилизаций, проявилась не случайно, т. е. не случайно - именно эта ось. Да и в первобытности, в первых цивилизационно-культурных моментах жизни становящихся людей, содержалось нечто, в известной мере определявшее особенности того, что мы сейчас называем культурой и культурностью.
  При всей противоречивости дальнейшего развития, многозначности и многовариантности культуры, - постепенно все яснее обозначался ее ценностный смысл, не вполне осознаваемый даже в начале нововременной эпохи, не говоря уж о Средневековье. И “гнусный” по выражению Н. Данилевского, европоцентризм (в исследовательских подходах к культуре) - не случаен, ибо именно в европейской цивилизации, в Новое (в широком смысле) время, становится наиболее очевидным этот ценностный смысл, в связи с более чем где-либо реальными, обоснованными опасениями его утраты.
  Такие ценности культуры, как Истина, Добро, Вера, Красота, Любовь, Свобода, трудно рождавшиеся в качестве ценностей, развивавшиеся в самой разнообразной содержательности форм в культурах Древних цивилизаций, в Античности, Средневековье, - все эти ценности, в которых воплощалось становление человеческого в человеке, были в Новое время высвечены, рационализованно осмыслены, чувственно обогащены, и, в конце концов, вошли в противоречие с феноменами и характером цивилизационных сдвигов, противоречие все более острое, чем ближе к нынешним дням. Это противоречие оказалось обостренным, ибо, во-первых, культура и цивилизация не исходные антагонисты, они во многом взаимопересекаются, взаимодополняются, в чем-то и совпадают в плане реализации цивилизованности и культурности. А во-вторых, потому что культура и внутренне противоречива, и чем дальше, тем больше.
  Поэтому из дней нынешних мы пытаемся вглядываться в прошлое культуры, которое ведь не прошло, или не вполне прошло. Вглядеться, в частности, в особенности культуры, развивавшейся до эпохи Возрождения, чтобы лучше понимать, что происходит с культурой, начиная с этой эпохи и кончая сегодняшним состоянием и перспективами хотя бы ближайшего будущего человеческой культуры и ее ценностей.

 
© www.textb.net