Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Становление христианской Европы

  Процесс формирования своеобразной европейской цивилизации и культуры начался даже несколько ранее V века, и шел сложно местами до XV, а местами и до XVII века включительно. А что касается европейских славянских стран, то этот процесс захватил XVIII и, в чем-то, даже XIX века.
  Средневековая европейская цивилизация возникла на развалинах античной: земледельческой, морской, торговой. Но она многое взяла и от других культур, в том числе и типологически отличных от античной. Римская империя, расширившаяся за счет овладения землями соседей-варваров, уже с III века испытывала мощные варварские вторжения в свои пределы. Племена аламанов, франков, готов, аланов, тайфалов, гуннов, сарматов, вандалов и т. д., - разрушали империю извне. Внутри же империя с ее провинциями представляла собой конгломерат разноязычных племен: галлов, германцев, разных азиатских этносов, и др.
  Позиция Рима в отношении в варварам была, как отметил Ж. Ле-Гофф [1], явно двойственной. Римляне воевали с ними, частично порабощали, но и селили пришлых на землях империи, не препятствуя сохранению их нравов и обычаев. Римляне использовали их в своих интересах, не считая полноценными людьми. Римские авторы описывали варваров как существ диких, необузданных, жестоких, вероломных, видя в них врагов. На деле римляне поздней империи едва ли не превосходили своих противников в жестокости, вероломстве, пьянстве, разврате.
  Варвары воевали с Римом, расселялись в пределах империи, смешивались с другими племенами (с которыми тоже воевали). Они осваивали часть достижений римской цивилизации, частично перенимали римские нравы. Их властители делали образованных римлян своими советниками. Происходила сложная конвергенция римской и разных варварских культур. Рим также варваризовался, разрушаясь и изнутри, и под ударами оседлых беженцев (спасавшихся от орд кочевников) и кочевников. Новая цивилизация возникала на обломках старой. И начальный этап ее возникновения недаром характеризуется как упадок и цивилизации и культуры.
  Европа после падения Рима, казалось, утратила все, что дала или предлагала ей античность. Прекрасные сухопутные римские дороги и города, ремесленные и торговые центры, - разрушались. Торговля измельчала. Для нее, как пути, стали использоваться в основном реки. Освоение морей для торговли и путешествий произойдет значительно позже, как бы заново. Хозяйство в целом аграризовалось, став замкнутым, как для Европы в целом, так и в пределах многочисленных маленьких ее областей. Главным богатством стала земля с домашним скотом. Но технология и организация сельского хозяйства оказались примитивными, и эффективность его - крайне низкой. Варвары, хотя и пытались воспринять от римской цивилизации и культуры то, что от них оставалось, - больше утратили и разгромили.
  Комфортность жизни, достигнутая верхушкой римского общества, теперь отсутствовала даже у очень состоятельных людей, у родоплеменной знати раннего средневековья. Раннесредневековый мир (как показывают разные его исследователи) был ослабевшим, нищим, полуголодным, терзаемым эпидемиями. Сравнительно высокое развитие античной нравственности - уже в римской империи, и особенно перед ее падением и после него, - было фактически забыто. Процветали насилие, разбой, грабежи, всяческий разврат и, если была возможность, - обжорство. Множество мелких властелинов-деспотов враждовало друг с другом. Знаменитое римское право вспомнили значительно позже, а пока, если и действовали, то законы наподобие “салической правды” (Кто вырвет другому руку, ногу, глаз или нос, платит 100 солидов, но если рука еще висит, то 63 солида...).
  В этом, во многом еще языческом хаосе, начинается становление христианской Европы. Христианская церковь занимает активную и ведущую позицию. Епископы и монахи к своей религиозной роли именно на этом этапе добавили роль политическую. Они, наряду с рыцарями-воинами, оказались также властителями в отношении к остальному населению. И не просто духовными пастырями своих прихожан. Христианская церковь, скапливая земли, увеличивая доходы, все лучше организуясь, - стремилась к полноте власти и в отдельных регионах и в Европе в целом. Она, правда, наталкивалась при этом на сопротивление слоя воинов, которые тоже хотели обогатиться, иметь неограниченную власть, а поэтому были вынуждены как-то организовываться.
  Крупная попытка организации европейского (германского) мира была предпринята в VIII-X веках, когда на территории Франции, Северной Италии и Германии сложилась Каролингская (по имени Карла I) империя, боровшаяся с мусульманами и горцами-басками в Испании. И боровшаяся уже, вроде бы во имя Христа, с иноверцами. Папа римский вручил Карлу императорскую корону. Империя каролингов приобрела на время солидную военную силу, идеологическое единство, некоторый внешний блеск. Но она оказалась неустойчивой и быстро разваливалась под ударами викингов, мусульман и мадьяр. И уже на развалинах этой империи стали складываться европейские нации и государства, и вообще - западный христианский мир, христианские цивилизация и культура. Может быть точнее - цивилизации и культуры, но единые по типу и духовной основе.
  Складывание этой цивилизации выразилось в медленном, но все-таки развитии торговли и городов (торговых центров), некотором прогрессе сельского хозяйства, ремесла и строительства (замкового и соборного). Постепенно шло увеличение населения Европы, которое с 27 млн в 700 году возросло до 73 млн в 1300 году. Замкнутое и слабое сельское хозяйство не могло обеспечить его нужд. Освоение новых земель происходило повсеместно через уничтожение лесов, осушение болот, отвоевывание участков земли у моря. Началось и военное продвижение Европы, в основном на Восток и на Юг, связанное с имущественными и торговыми интересами и с интересами церкви, осуществлявшей посредством крестовых походов насильственную или полунасильст-венную христианизацию.
  Походы на Восток, несмотря на то, что в военном отношении они не были очень удачными, - расширили связи Европы с иным миром, породили новые потребности (в том числе и в роскоши) у европейцев, для удовлетворения которых развились торговля с восточными странами, а также некоторые ремесла. Оживление городов, становившихся центрами не только торговли и ремесла, но и, в известной мере, христианства (с городскими соборами, школами, оттеснившими монастырские), - вызвало к активной жизни расширившийся слой горожан - ремесленников и купцов, наряду со слоями духовенства, крестьян и военных- феодалов.
  Сословное деление населения постепенно приобрело определенность. Оно и вообще было важно в жизни средневекового общества. Но в нем существенно выделение духовенства (как специфического слоя), городских слоев (что особенно сказалось в позднем средневековье) и рыцарей-феодалов, чьи отношения между собой и с крестьянами-земледельцами стали едва ли не определяющими для общества данного типа, которое часто именуют феодальным.
  Феодализм - это система личных связей иерархически объединяющих членов высшего слоя общества, между которыми устанавливаются сеньоро­вассальные отношения на основе так называемого “вассального договора”. Договор мог быть и письменным и устным, когда будущий вассал заявлял сеньору: сир, я становлюсь Вашим человеком Вассал обязывался участвовать в собраниях вассалов, оказывать сеньору военную и иную помощь за жалованное пожизненное владение - феод (франц. - фьеф) или бенефиций. Сначала можно было вступать в ряд вассальных связей, но потом стали добиваться вассальной верности (особенно короли от вассалов своих королевств).
  Центром каждой из мелких феодальных организаций был укрепленный замок сеньора (герцога, графа, барона). Сеньор организовывал и осуществлял защиту вассалов округи и всего населения сеньории. Ему принадлежала экономическая, политическая и судебная власть, хотя вассальная зависимость была не всеобщей, а только прямой. Действовало правило: вассал моего вассала - не мой вассал. Сеньоры и вассалы представляли собой “истинную знать”, рыцарей, которые, впрочем, тоже делились на более и менее знатных, на богатых и бедных. Но крестьяне (мужланы) были вполне зависимы от них. Зависимость эта могла быть неоформленной, но чаще всего, хотя и по-разному, оформленной. В любом случае, и сами крестьяне и, тем более, феодалы считали, что удел крестьянина - работать на феодала, на господина, защищавшего своих крестьян от разбоя других феодалов.
  В связи с развитием торговли и ремесла происходит укрепление городов, повышается их роль в жизни регионов. Горожанам, особенно крупных торговых центров, стала выгодной тенденция к централизации власти, к устранению мелочного деления земель данной местности на отдельные независимые сеньории (каждая со своими порядками, а точнее - с произволом каждого властителя). Наиболее крупные феодалы и горожане поэтому оказались едиными в борьбе за установление и укрепление монархий, обеспечивающих необходимую для торговли степень централизации, необходимый порядок, придающий цивилизации (в пределах этноса) устойчивость, дающий некоторые возможности для культурного развития данного этноса, складывающейся нации.
  В средневековой Европе начинается становление национальных культур с их своеобразием (английской, французской, немецкой, испанской, и т.д.). Причем, цивилизационная база культуры во всех регионах примерно одинакова. В качестве же единой духовной основы, так или иначе (на юге раньше, на севере позже); утвердилось христианство, взаимодействующее с местными языческими культами. Постепенно начало складываться и общеевропейское торговое пространство и его центры в разных странах.

 
© www.textb.net