Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Праздник в жизни первобытных людей

  Обыденная жизнь человека первобытности наполнена трудами и заботами. Добывание пищи: охота, рыбалка, собирательство. Время от времени племя мигрирует, поспевая вслед за урожаем того или иного плода. Иногда приходится принимать участие в военных действиях. Случаются события, которые вызывают особый резонанс в жизни племени. Это может быть рождение двойни, неожиданная смерть, связанная, по мнению соплеменников, с колдовством и др. В целом же, жизнь довольно однообразна. Но ткань однотонного бытия разрывается праздниками, которые играют громадную роль в жизни первобытного сообщества.
  Праздник всегда событие экстраординарное, даже если праздник заранее “запланирован”. Это особое время, которое не просто прерывает будни, но во время которого снимаются некоторые очень важные в обычной жизни запреты. Праздник позволяет человеку реализоваться иным, более выразительным, образом, а тем самым снять эмоциональное напряжение, вызванное монотонностью и тяготами обыденности. Более того, праздник структурирует бытие человека, разрывая время на определенные отрезки. Кроме того, праздник всегда за пределами работы, это что-то, что противоположно работе. То есть на нем делаешь не то, к чему принужден обстоятельствами и жизнью, а то, что хочется. Как правило, в доисторические эпохи, а это сохранилось и в последующем - праздником отмечалось окончание какой-то очень важной и трудной деятельности, напряжение которой снималось в ходе праздничной деятельности именно за счет свободного делания того, что обычно было запретным. А также за счет более выразительного эмоционального проявления человека. Напряжение человека первобытности, вынужденного жить в условиях неестественного для него бытия, снимается на празднике в виде асоциального поведения, когда позволяется деструктивная деятельность, направленная на “выпускание пара”. Ритуальная часть праздника в очередной раз подтверждает ценности единения общины внутри себя и ее единения с тотемом, тем самым как бы успокаивая человека на сей счет. Все в порядке, ничего не изменилось и не изменится, а посему возможны и некоторые отклонения.
  Более того, праздник, как правило, содержит в себе момент эмоционального выхлеста в виде танцев, песен, игр, когда накопленное напряжение снимается эмоционально-позитивной деятельностью.
  Праздник в первобытности обычно предполагал и употребление обычно табуированных алкогольных или наркотических веществ, одурманивающих и создающих некий иной мир. Так как для дикаря не было разницы между действительным миром и миром сна, галлюцинации или видения, то он с полным доверием относился к тому, что ему привиделось. А это означало еще и то, что праздник - это время, когда приоткрывается некая завеса и можно приобщиться к иным пластам бытия. В празднике выполнялась не только функция снятия эмоционального напряжения, подтверждения единства рода, но здесь происходило как бы приобщение к глубинным, значимым основам бытия человека. Таким образом, праздник был не просто действием бытового порядка, а он скорее носил характер мировоззренчески ориентирующего действа. То есть праздник, - это не менее, а может даже и более серьезно, чем сама обыденная трудовая жизнь, направленная на поддержание жизни рода. Праздник также выполнял именно эту функцию, но иным образом.
  Вообще, всякая активность первобытного человека была нацелена на сохранение жизни.

 
© www.textb.net