Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Быт мужчин и женщин

  Для всего быта первобытных людей характерно довольно выразительное половое разграничение. Это связано с тем, что сама деятельность разделяется по половому признаку. И потому то, как проводят время мужчины и женщины, довольно серьезно разнится. Более того, многие вещи, которые делают мужчины, просто табуированы для женщин, в частности это относится к исполнению некоторых ритуалов. И если женщина случайно станет свидетельницей исполнения такого ритуала, то ее ждет смерть. Так в племени форе женщина не должна видеть играющего на дудке мужчину [36]. В одном из племен Новой Гвинеи есть специальный торжественный диалект, на котором могут говорить только мужчины, женщина не просто не может на нем говорить, она и слышать его не должна. Если же это случится, то “она должна вонзить в живот бамбуковый холим мертвого врага с такой силой, чтобы сразу умереть” [37]. В племени намбиквара есть священные церемонии, которые исполняются в начале сельскохозяйственного периода, на них мужчины исполняют мелодии на флажолетах (музыкальный инструмент типа флейты). Женщины на эти церемонии не допускаются. К.Леви-Строс пишет об этом “Присутствие среди нас женщины было бы недопустимым; ее, проявившую нескромность или неосторожность, убили бы на месте” [38].
  Женщины, занимаясь собирательством, приготовлением еды, или ремеслом, все это время проводят вместе с детьми. А это накладывает определенный отпечаток на их времяпрепровождение. Так женщины, там где есть возможность ходят вместе с детьми на реку купаться, играют с ребятишками; бывает, что шутят, смеются. Матери, по ходу дела, чему-то научают ребятишек. Ласка, выказываемая детям, делает атмосферу более теплой и радостной.
  Мужское дело - охота, рыболовство - обычно уводит мужчину из дома на целый день. Возвращается он только к вечеру, все основное время он проводит вдали от своего очага. Вечерние часы, если они не заняты какой-то специальной деятельностью, отдаются семье, в тех племенах, в которых женщина занимает сколько нибудь уважаемое положение. Но и в таких племенах основное время мужчины предпочитают проводить вместе, вдали от женщин. Даже в том случае, если мужчины не уходят из селения на промысел, и их время посвящено отдыху, то и тут они остаются не в своем доме, а проводят это время в так называемом мужском доме. У индейцев это довольно большая хижина, которая строится посередине селения. Семейные хижины расположены вокруг нее по кругу. Мужской дом табуирован для женщин, они не могут там показываться ни под каким видом.
  В мужском доме ночуют холостяки, гости мужского пола, и проводят свое свободное время мужчины. В мужском доме племени асматов на Новой Гвинее хранятся еще реликвии племени, обладающие по мнению их владельцев магическими свойствами: куши - черепа врагов, украшенные бусинами, ракушками, и долженствующие приносить удачу племени.
  Чем заняты они в мужском доме? Болтают, курят, иногда едят, так как есть строгая система повинностей, определяющая очередь по которой поставляется еда в мужской дом. Мужской дом выполняет роль клуба, то есть места для общения; спальни (как отмечалось уже, в нем ночуют холостяки и гости), гостиной - там принимают гостей. В нем же мужчины выполняют те виды церемоний, на которые не допускаются женщины. Так К. Леви-Строс описывает то, что происходит в мужском доме племени бороро, живущем в Латинской Америке: мужчины делают там ромбы - музыкальные деревянные инструменты, оно производят шум, приписываемый духам, которые приходят в деревню. Женщины не должны видеть эти инструменты. Если же с кем-то из них такая беда приключится, то горька и страшна ее участь. Там же готовятся к религиозным празднествам. Мужской же дом становится местом, где мужчины занимаются изготовлением своего наряда. Для дикарей, одежда которых обычно минимальна до предела, характерно желание как можно более выразительно украсить себя. В особенности это касается мужской половины рода человеческого. У женщин это бывает по-разному. В некоторых племенах женщины также украшают себя, в некоторых же женщины более чем скромны во внешнем своем проявлении. Церемониальные костюмы дикарей чрезвычайно красочны и сложны, в них используются перья птиц, шкуры, когти животных, также разная краска для лица, волос, и так далее. Но даже в обычной жизни, когда не одевается церемониальный костюм, дикарь старается хоть чем-то скрасить свой обычный вид. И эта страсть довольно сильна. Леви- Строс описывает мужчин одного племени: “Многие надевают короны: меховые повязки, украшенные перьями; плетеные венчики, также с перьями; или что-то вроде чалмы из когтей ягуара, вставленных в деревянный круг. Но они приходят в восхищение от сущего пустяка: высушенная соломенная полоска... наскоро подправленная и раскрашенная, составляет хрупкий головной убор... Иногда для той же цели обрывают все цветки с дерева. Кусок коры, несколько перьев дают неутомимым модельерам повод к изготовлению потрясающий ушных подвесок” [39]. А потому мужской дом временами становится мастерской, в которой в разных углах мужчины, строгают, полируют, клеят, и для того только, чтобы несколько часов покрасоваться в новом наряде. Женщины этого племени также украшают себя, и такими же способами. Вообще, наряды их весьма богаты и разнообразны. Так, бороро носят еще изготовленные из волос жены длинные плетеные шнурки, которые наматывают на голове в виде тюрбанов, подвески в форме полумесяцев из когтей броненосца, украшенные инкрустациями из перламутра, бахромой из перьев. Разные другие головные уборы из перьев аиста, попугаев и других птиц. Настолько значимы для дикарей украшения, что они даже специально приручают попугаев, ощипывают их живьем и всегда имеют перья для причесок, как это делают индейцы племени бороро.
  Хотя первобытные народы очень заботятся о своей внешности, не надо думать, что их особенно беспокоит лишь внешняя привлекательность своего лица и тела. Наверное, этот момент присутствует в их внимании к внешности, но он не основной. Леви-Строс пишет, что у племени намбиквара одним словом обозначается и молодой и красивый, и точно так же некрасивый и старый обозначаются одним словом. Не красоты и привлекательности добиваются дикари своей раскраской и особой формой тех немногих одеяний, что у них есть. А утилитарный смысл их одежды часто вовсе отсутствует. Видимо смысл здесь состоит в чем-то другом - это знак определенной обработанности, окультуренности внешности. Ведь только животные не изменяют себя. Постольку, поскольку я человек, я могу и должен свое лицо и тело обозначить как человеческое, то есть специально и сознательно измененное. Так, Леви-Строс пишет, исследуя стиль росписей племени кадиувеу (Латинская Америка), что индейцы сами ответили на вопрос о том, для чего эти росписи служат: “Росписи на лице прежде всего придают личности человеческое достоинство; они совершают переход от природы к культуре, от “тупого” животного к культурному человеку . Затем, будучи различными по стилю и композиции в разных кастах, они выражают в сложном обществе иерархию статусов” [40].
  А вот то, что после этого лицо и тело становятся значительно красивее, на взгляд первобытного человека, это уже следствие первоначального замысла. При этом взгляд на то, что красиво, а что нет, у дикарей до того отличен от нашего, что нам, видимо, никогда не понять друг друга. Так индейцы, называющие себя “мунде”, удаляли с себя все волосы. И с отвращением смотрели на европейцев, у которых были брови, ресницы на лице. Видимо, последние казались им дикарями.

 
© www.textb.net