Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


1. Советская культура

  Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.
  Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.
  Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно - через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы.
  Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.
  Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) - культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе, отрицая культурное наследие.
  В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.
  Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привели к заметному снижению качества обучения.
  В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый, менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, - переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.
  Поэтическим символом русской эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов - В.Маяковского, А.Блока и С.Есенина.
  Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют «внутренней эмиграцией».
  Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В. В. Кандинскому (1866-1944).
  Другим творцом современного искусства стал К. С. Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus - высший, последний), или искусства геометрической абстракции.
  Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е.Татлин (1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.
  Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н.Филонов (1883-1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда - так называемого аналитического искусства.
  Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З.Шагал (1887-1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Щагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
  После Великой Октябрьской революции литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.
  Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на западе явилось самобытное учение - евразийство.
  После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.
  Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький (1868-1936).
  Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы - А. Ахматова и М.Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М.Шолохов, Б.Пастернак, А. Солженицын и И.Бродский.

 
© www.textb.net