Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3. Культура Древней Индии и Китая

  Культура Древней Индии. Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей. Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий создает впечатление разрозненности. Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь, так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.
  Начатые в 20-е года XX века раскопки в долине Инда (Мохенджо-Даро, Индия), Хараппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть хараппской или протоиндийской.
  Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов система канализации и водоснабжения. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до нашей эры, происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад.
  С конца II начала I тысячелетия до нашей эры дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы - веды. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул.
  Эстетический идеал древнеиндийского изобразительного искусства, это богатство и пластическая выразительность образов, а также смелость творческой фантазии, мастерство, передача движений и чувств.
  Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии религия. Итак, перечислим основные религии индийской цивилизации:
  1) Брахманизм (I тысячелетие до нашей эры) - весь мир лишь иллюзия, страдания несущественны, трудолюбие, отсутствие зависти, культ предков.
  2) Индуизм (I тысячелетие до нашей эры) в основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), закон воздаяния кармы за доброе или злое поведение.
  3) Буддизм (VI век) - жизнь-это страдания; источник страдания- желание; спасение от страданий возможно; путь спасения от страдания отказ от мирских соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий.
  Общей чертой всех перечисленных религий является понятие «сансара» (путь перерождений).
  Культура Древнего Китая.
  Китай - самая большая и обособленная цивилизация. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил - Света и Тьмы. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле.
  Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности и предметы утвари.
  В середине I в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция, Буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае.
  Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (в переводе с китайского - путь). В учении Лао-Цзы дао - невидимый, вездесущий закон природы человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и им управляющий. Учение о дао может привести к выводу : если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, жизнь сама в конце концов нормализуется. Отсюда вывод - человек не должен вмешиваться в естественный ход событий.
  Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» (человечность) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом: «чего не желаешь себе, того не делай другим».
  Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга перемен».
  Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в первые словари. При императорских дворцах создаются обширные библиотеки. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской Стены, которая частично сохранилась до нашего времени. Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву для производства фарфора.
  Несмотря на различия в культурах Древнего Востока стоит отметить общее в их развитии, это обожествление и деспотический характер власти. Но все эти черты не помешали заложить фундамент для античной цивилизации. В частности в Древнем Египте были заложены основы математики и астрономии, в культуре Двуречья появились первые учителя, а в Китае и Индии в VI в. до н .э. вместе с Древней Грецией зарождается философия.

Глоссарий

  Анимизм - от лат. душа, дух. Это вера в существование духов, одухот-ворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой.
  Веды - памятник древнеиндийской культуры (конец II - начало I тыся-челетия до н.э.), источник сведений по социально-экономической и культурной истории Древней Индии.
  Карма - в индуизме и буддизме - общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и последующего существования.
  Сансара - в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цель переходов души из одной телесной оболочки в другую, цель перерождений, круговорот рождения и смерти.
  Тотемизм - это вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением.
  Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека.

Вопросы для контроля

  1. Расскажите об этапах первобытной эпохи?
  2. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта?
  3. Назовите основные черты древнеегипетской культуры?
  4. Охарактеризуйте эстетический идеал индийской культуры?
  5. Расскажите об основных религиях Древней Индии?
  6. Охарактеризуйте древнекитайскую картину мира?
  7. Определите значение религиозно-философских систем в культуре Китая (конфуцианство, даосизм)?

 
© www.textb.net