Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


7.6. Особенности культуры XX- начала XXI века

  Развитие культуры в ХХ веке было обусловлено, с одной стороны, развитием тех общих тенденций, которые проявились в девятнадцатом столетии в связи с кризисом европоцентризма, рационализма и общим мироощущением «Заката Европы», с другой стороны, не один исторический период не имел столь ярко выраженных полярностей. Колоссальные достижения науки и техники, связанные с освоением микромира, осуществлением контроля над термоядерными реакциями, выходом человека в Космос, проникновением в тайны генетического наследования, моделированием элементов искусственного интеллекта - создавали основу для уверенности в возможности справедливого и гармоничного мира. В своих прогнозах крупнейшие ученые, такие как Вернадский, Циолковский, Винер, и др. видели человека, осваивавшего космические миры, строящего интеллектуальную робототехнику на других планетах. ХХ век отличался не только глобальными замыслами, но и практическими попытками коренных изменений в обществе и человеческой жизни. Социалистическая революция и попытка построения нового коммунистического общества оказала влияние на деятелей культуры ХХ века. На формирование человека «новой породы» претендовала Германия. Этой идеей были увлечены многие деятели немецкой культуры, начиная с Ницше и кончая Т.Манном. Вырождение ее в фашистскую идеологию показало, как часто амбиции носителя европейских культурных ценностей, уверенного в своем могуществе, оборачиваются полным крахом его надежд на совершенство. Кровопролитные войны двадцатого века, применение химического, биологического и ядерного оружия отчетливо показали, что человек способен не только погубить самого себя, но и планету в целом.
  Одной из доминант европейского мировоззрения ХХ века является интерес к хаосу. Начиная с античности, европейская культура базировалась на противопоставлении Космоса (порядка) хаосу. Мир по своей природе гармоничен, соответственно культура-это поиск гармонии в различных ее проявлениях. Христианская традиция настаивала на том, что элементы хаоса вторичны, связаны с грехопадением, с «происками» сатаны, но в конечном итоге человечество вернется к гармонии и Богу. Даже с возникновением атеизма в восемнадцатом веке европейская культура не отказалась о гармонии и порядка как высшей ценности. Только теперь он обеспечивался природным разумом. Кризис рационализма в девятнадцатом веке вызвал интерес к импульсивным, неупорядоченным, хаотическим проявлениям человека. Дарвиновская идея борьбы за существование, концепция тепловой смерти Вселенной, вытекающая из второго закона термодинамики, укрепляли убеждение в том, что порядок, гармония, соразмерность недостижимы в силу изначальной и непреодолимой противоречивости, дисгармоничности человека, природы и общества. Хаос лежит в основе мира. Развитие квантовой механики показало, что мир противоречив (корпускулярно-волновой дуализм) и базируется на вероятностных закономерностях. Возникновение синергетики «реабилитировало» хаос как конструктивную силу. Показательно название основного труда крупнейшего синергетика И.Пригожина «Порядок из хаоса». Все это приводит в переориентации европейской культуры: от порядка к хаосу; от разума к чувственному порыву; от прекрасного к безобразному; от гармоничного (соразмерного) к импульсивному; от поиска истинного к поиску нестандартного; от анализа человеческого к изучению животных проявлений индивидуума.
  Возникает культ новизны как наивысшей ценности. Европейская культура погружается в детальнейшее исследование всего того, что в традиционной культуре считалось уродливым, шокирующим, безобразным, безнравственным, противоестественным и непристойным. Символичными и широко обсуждаемыми интеллектуальной общественностью стали работы З. Фрейда, посвященные сексуальности и связанным с ней извращениям. Широкий общественный резонанс имела картина К. Мане «Завтрак на траве». Тема инцеста интересует как художников, так и кинематограф (картина Паула Рего «Семья», фильм Лукино Вистонти «Семейный портрет в интерьере»). Гомосексуализм и даже каннибализм становятся предметом творческого поиска известнейших писателей, художников и режиссеров мира (Т. Манн, Г.Г. Маркес, С. Дали, П. Гринуэй).
  Существенное влияние на мировоззрение культуры ХХ века оказало изменение представлений о времени. Под влиянием общей теории относительности А. Эйнштейна время перестало пониматься как фундаментальная основа, организующая поток жизнедеятельности. Время относительно, в различных системах отсчета течет по-разному, зависит от пространства и материи. Тем не менее, идея необратимости времени (его ход от прошлого к будущему) оставалась в науке, не подвергаясь сомнению вплоть до начала XXI в., когда открытие сверхмассивных черных дыр в космологии привело к выдвижению гипотез о возможном обратном ходе времени в состоянии сингулярности. Возникает «Философия времени» Ганса Рейхенбаха. Художник С. Дали исследует проблему соотношения физического времени, которое ведет к необратимости и связанному с ней накоплению энтропии (распада, хаоса), и проблему символического времени, позволяющего средствами культуры уменьшить энтропию, сохранить в человеческой памяти осколки упорядоченного мира («Постоянство памяти» 1931; «Дезинтеграция постоянства памяти», 1952—54). Но общий вывод Дали не утешителен: европейская культура движется к хаосу. Переживания нарастания хаоса, чувства человека, неминуемо движущегося к гибели, отражены в одном из самых знаменитых романов ХХ века «В поисках утраченного времени» М. Пруста.
  Если для традиционной культуры значимым и важным было сохранение человеческой природы, преодоление страха смерти, то культура ХХ века культивирует все то, что связано со смертью, распадом, разложением, уничтожением. Начиная с Бодлера, с его знаменитого сборника «Цветы зла», распад человеческого тела как движение к хаосу, его неестественная деформация — направление творческих поисков европейских художников.
  Возникает множество направлений, каждое из которых предлагало свою технику разложения привычного мира и образа человека на фантастические, порой гротесковые составляющие. Наиболее радикальные и ранее неизвестные типы художественного самовыражения присущи кубизму. Новаторский метод был изобретен Пабло Пикассо и Жоржем Браком в начале XX века. Абстрактное и геометричное искусство кубизма передает реальные объекты особым образом. Они «расплющены» на холсте так, что разные грани одного и того же предмета видятся одновременно с разных точек зрения. Вместо того чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, кубизм воспроизводит объекты в двухмерной плоскости.
  Одной из базовых особенностей культуры ХХ века является проявление повышенного интереса ко всему мистическому, сверхъестественному, мифологическому. Возрастание интереса к эзотерической, оккультной и мистической практике. Наиболее полно эта черта отражена в экспрессионизме. Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в. Основные черты экспрессионизма: обостренная и экстатическая эмоциональность, мистика, фантастический гротеск, трагизм. Тема ужаса — одна из центральных в экспрессионизме. Стихотворение Георга Тракля так и называется: «Ужас».
  Из зеркала - обманчивой пустыни,
  из ужаса и мрачноватой стыни
  лик Каина поднялся, как живой!
  Прошелестел портьеры бархат синий,
  луна глядит в окно, как из пустыни,
  лицом к лицу: я и убийца мой!
  В центре художественного мира экспрессионизма - человек страдающий, ищущий смысла жизни. Изображаемый объект подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект экспрессионистской деформации. Самое важное в объекте предельно заострялось.
  Характерными чертами экспрессионизма являются:
  1) нарушение принципа идентичности: события одновременно развиваются в нескольких сознаниях;
  2) мифологизм, преобладание фантастических сюжетов;
  3) интерес к эзотерическим тайнам.
  В литературном творчестве идеи экспрессионизма наиболее ярко выражены у Густава Мейринка («Голем») и Франца Кафки («Замок»). Определенное влияние они оказали и на Г. Гессе «Степной волк», «Игра в бисер». Еще одним известным направлением художественного творчества был сюрреализм (от франц. surrealisme — букв. «надреализм»). Он возникает во Франции в 1920-е годы. Говоря словами его главного теоретика, писателя Андре Бретона, его целью было «разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью». Лидер французского сюрреализма Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма» 1924 г. писал: «Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм». Для сюрреализма характерно: изображения пугающих, лишенных логики сцен; создание странных существ из набора привычных объектов; воспроизведение движений подсознания с помощью специальной техники живописи.
  Сюрреалисты исходили из того, что первая стадия творческого процесса — свободная, бессознательная. Вторая же — внимательно выверенная». В мире все взаимосвязано и в своей основе противоречиво. Сюрреалисты унаследовали от символистов один из базовых принципов: «Все переходит во все». По мнению П. Дельво, существует некая точка духа, в которой жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, передаваемое и непередаваемое, высокое и низкое уже не воспринимаются как противоречия. «Если нам что-нибудь и интересно, так только чудо», - говорил о своей эпохе Сальвадор Дали. Стремление удивить, даже шокировать человека выступает на первый план и проникает во все сферы искусства. В кинематографе ярким примером данного подхода являются фильмы «Андалузский пес» и «Золотой век», созданные Сальвадором Дали и Луисом Бюнюэлем на основе образов, «выловленных» из подсознания.
  Литературные и поэтические опыты сюрреализма отличает автоматизм сцепления свободных ассоциаций. В литературе возникает целое направление «потока сознания». Логика, смысл, сюжетная линия уходят в прошлое. Произведение представляет собой спонтанную череду ассоциаций. Ярким примером являются поэтические опыты Ф. Супо.
  Свисают бесцветные газы
  Щепетильностей три тысячи триста
  Источников снега
  Улыбки разрешаются
  Не обещайте как матросы
  Классикой литературы потока сознания является «Улисс» Дж. Джойса.
  Основная художественная проблема, которую решают поздние сюрреалисты, это проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ между ними. Изощренная техника соединения несоединимого, появившаяся в позднем сюрреализме, послужила предпосылкой формирования доминирующего во второй половине ХХ века течения, называемого постмодернизмом.
  Философская мысль ХХ века ищет пути выхода из кризиса европейской культуры и преодоления «отчуждения» человека. Одним из ведущих направлений становится герменевтика (Г. Гадамер «Актуальность прекрасного»). Герменевтика считает естественным сущностным свойством человека способность вести разговор, так как именно в нем (через язык) проявляется всё многообразие культурного мира, создаваемого тысячелетиями. В ХХ веке мы наблюдаем деградацию умения разговаривать. Внедрение телефона, факса, компьютера существенно обеднило эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека. Он потерял возможность непосредственного живого контакта с собеседником. В условиях телефонного разговора невозможно шаг за шагом погружаться в смысловую многогранность сказанного, наблюдать выражение лица собеседника, его психологические реакции. Телефон разделяет людей, препятствуя возникновению между ними чисто человеческой общности. Не менее опасна и утрата контакта с книгой. Чтение как особый вид разговора является сущностной потребностью культурного человека. Литература сформировала средства, позволяющие вызывать к жизни живую действительность. Исчезает обмен письмами как необходимая часть духовной жизни человека. Переписка, если она и существует, редуцируется, ограничивается вещами информативного плана. Но наибольшей урон культуре общения нанесли сотовая связь и Интернет, которые привели к деформации языка и изменению структуры мышления (появления клипового, мозаичного мышления).
  С точки зрения неотомизма (Ж. Маритен «Человек и государство»), трагедия ХХ века состоит в том, что происходит целенаправленное вытеснение человеческого начала материей. Первые удары были нанесены Ч. Дарвином и З. Фрейдом.
  Дарвиновская идея происхождения человека от обезьяны подорвала христианское представление об особой сущности человека (человек создан по образу и подобию Божьему), его уникальности в природном мире. Фрейдизм низвел человеческое существо до статуса животного. Человек есть лишь место пересечения, конфликта сексуального инстинкта (либидо) и инстинкта смерти. Отрекшись от Бога, человек видит конечную цель существования в себе самом. Стремясь преодолеть давление мира, он все силы бросает на то, чтобы подчинить себе природу. Материя и техника заполняют мир человека, почти не оставляя места для духовных проявлений его сущности.
  Развивая тему «отчуждения» неофрейдизм (Э. Фромм «Душа человека») показывает, что ХХ век культивирует чувство агрессии, оно становится главной темой средств массовой информации, искусства, исследований психологов и философов. С точки зрения неофрейдизма причиной этого явления является преклонение перед техникой. Именно оно ведет к дегуманизации человека, к разрушению естественного, природного мира и замене его искусственным. Все чаще мы сталкиваемся с фактом отсутствия интереса к природе, животным и даже другим людям. Можно найти массу примеров, когда мужчины привязаны к своей автомашине гораздо более, чем к женщине. Они гордятся моделью машины, могут подолгу говорить о ней, называют ласкательными именами, ухаживают, проявляют повышенное беспокойство при обнаружении малейшей неисправности. Машина становится объектом любви.
  Э. Фромм выдвигает гипотезу «о некрофильском характере духа тотальной техники». Он утверждает, что ХХ век породил совершенно новый тип человека - «рыночную личность». Такой человек ориентируется на всё искусственное (цветы, птицы, животные, искусственные водоёмы, водопады, даже климат), отрицает всё естественное, природное как второсортное. Секс превращается в набор технических приемов, реализацию которых обслуживает «сексуальная индустрия» через сеть специализированных магазинов («секс- шопов»). От живой человеческой жизни мало что осталось: искусственное питание, искусственные органы при трансплантации и эротических развлечениях, искусственные чувства и даже искусственная «романтика».
  Крайняя степень отчуждения человека особенно ярко проявляется в массовой культуре, где главным становится «культ потребления». Предпосылками распространения «массовой культуры» являлись: растущая урбанизация; распространение всеобщей грамотности; развитие средств массовой информации; рост психологического дискомфорта; распространение потребительских ценностей в обществе.
  Наиболее ярким проявлением массовой культуры в художественной области является поп-арт. Это движение возникло в 1950-е годы и вдохновлялось образами массовой потребительской культуры. Комиксы, реклама, продукты промышленного производства послужили источниками его образного мира. Один из творцов поп-арта - Ричард Хамельтон - определил его содержание следующими словами: «популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный и Большой Бизнес». Сиюминутность сюжета в живописи часто подчёркивается с помощью техники, напоминающей эффект фотографии, а в скульптуре - тщательным воспроизведением мелких деталей. Для поп-арта характерно наиболее дерзкое использование банальных и вульгарных образов (консервные банки, продукты массового питания). То, что раньше являлось святым, охранялось как сокровенная тайна (например, сердце человека), теперь выставляется напоказ. Характерный интерес поп-арта к обыденным предметам, в их беспорядочном сочетании, лишенном какого-либо смысла. Поп- арт широко использует в декоративных целях наиболее популярные национальные символы (например, флаг), лишая их национально­патриотического контекста. Унаследовав от модернизма интерес к изображению запретного, поп-арт представляет его в наиболее вульгаризированной форме. Большое влияние на поп-арт оказал психоанализ Юнга, а также философия Ницше, полагавшего, что художественное творчество зависит от способности художника интегрировать присутствующее в его натуре мужское и женское начала.
  Упрощенность, узнаваемость и примитивизация образов в поп­арте привела к широкому распространению комикса как художественного средства. Детальное воспроизведение техники печати дешевых комиксов и газет посредством имитации точек растра становится широко распространенным. Человек, ставший товаром теряет свое лицо, превращаясь в призрак, во что-то ирреальное. Он не имеют индивидуальности, действуя наподобие куклы, управляемой потребностями массового производства. Поп-арт со всей определенностью обнажил степень отчужденности человека в рамках массовой культуры. Как реакция на его откровения, возникла тенденция переосмысления всего культурного наследия, которая и была предпринята в постмодернизме.
  Постмодернизм представляет собой сложное культурное явление второй половины ХХ века, впитавшее в себя практически все философские направления (фрейдизм, структурализм, функционализм, экзистенциализм, герменевтику). Постмодернизм исходит из принципиальной установки: традиционное и модернистское сосуществуют, дополняют, взаимно пересекаются друг с другом. Недопустимо выделение какого-то одного подхода в качестве образца. Постмодернистами исследование понимается не как стремление к достижению результата, а как бесконечное движение, ценное само по себе. Продуцирование новых миров и воспроизведение старых, забытых образов, детский рисунок и фантазия шизофреника — все проявления граней нашей жизни являются значимыми для постмодернистов. Европейская культура рассматривается как одно из препятствий на пути всеобъемлющего диалога с миром. Выдвигается задача ее деконструкции. Необходимо сделать культуру неопределенной, двусмысленной, множественной и тем самым открытой для творческого дискурса (беседы человека с самим собой и с миром). Раскрепощенная психика должна получить возможность реализовать себя самым невероятным образом: от конструирования новых смыслов (Ж. Дилез) до создания причудливых форм (Р. Вентури, М. Грейвс).
  Децентрализованность, отсутствие иерархической системы ценностей провозглашаются фундаментальным свойством мира. Ж. Дилез сравнивает человеческое бытие с ризомой - растением со сложной разветвлённой корневой системой. С его точки зрения, способность ризомы вторгаться в чужие эволюционные процессы, прерывать их или порождать новые, неожиданные линии развития, разрушая и соединяя одновременно, как нельзя лучше иллюстрирует многогранность проявлений человеческой жизни. Своего рода жизненными соками, циркулирующими в переплетениях корневой системы, являются продукты бессознательного.
  Среди основных черт постмодернизма можно выделить:
  • неопределенность как художественный прием, культ неясностей, ошибок, пропусков;
  • фрагментарность и принцип монтажа;
  • «деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами;
  • отсутствие психологической и символической глубины;
  • игра языка как главный художественный прием, отказ от изобразительного начала;
  • ирония, утверждающая плюралистическую реальность;
  • смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм;
  • театральность, работа на публику, обязательный учет аудитории;
  • использование современных средств массовой коммуникации и технологий воздействия на сознание личности.
  Принципиальное отличие постмодернизма от модерна состоит в том, что он: 1) отказывается от культа нового, принимая после иронического переосмысления, деконструкции и традиционное, и модернистское; 2) он ставит в центр внимания воспроизводство, репродуцирование, а не производство; 3) отказывается от любых ценностных ориентаций, в том числе и модернистских. Формирование постмодернизма связано с переходам от индустриального капиталистического общества к постиндустриальному, информационному или метакапитализму. В этом обществе информация, связанная с созданием, воспроизведением и хранением смыслов приобретает решающую роль. Для характеристики данного явления постмодернизм формулирует базовое понятие - «симулякр». Симулякр - это модель реального объекта или события. Современный человек теряет связь с реальным миром. Он живет среди моделей- симулякров. В результате противоположность настоящего и искусственного исчезает. В политике благодаря репродуцированию идеологий, снимается различие между правым и левым, в науке - между истинным и ложным. Средства массовой информации «охотятся за сенсациями» или искусственно их создают.
  Раньше имелась вера - сначала религиозная, потом научная, - которая давала представление о конечной цели. В наше время технологическое развитие привело к тому, что внимание ученых переключилось с целей на средства. Не поиск истины, а решение статусных проблем, борьба за финансирование определяют развитие науки. Меняется и человек. Выбор ценностей зависит от воли случая, что стирает все критерии в различии прекрасного и безобразного, истинного и ложного, доброго и злого. Ж. Бодрийяр проводит аналогию с квантовым миром; утверждает, что так же, как, в соответствии с принципом неопределенности В. Гейзенберга, невозможно идентифицировать квантовый объект в качестве либо частицы, либо волны, в мире современной культуры нельзя определить ценность. Оказавшись в ситуации, когда «приемлемо все», человек теряет ориентиры. И на психологическом, и на биологическом уровне он не в состоянии решать, что для него хорошо, а что плохо.
  Организующим принципом культурной жизни человека становится принцип трансформации. Игровая деятельность пронизывает все сферы культурной жизни. Она считается тем многограннее и эффективнее, чем более раскрепощена психика. Освобожденная от традиционных запретов психика получает возможность реализовать себя самым невероятным образом. Возникает новый тип сознания, где, подобно вспышкам молнии, интуитивные озарения переплетаются с догадками разума, наука включает в себя элемент религиозного мировоззрения, религия пользуется данными науки, высокая культура мирно сосуществует с массовой. Конструирование действительности становится основополагающим свойством человека. Не случайно самой популярной игрушкой детей конца ХХ века является трансформер. В отличие от человека традиционной культуры, «новый человек» теряет стержневую основу. Возникает так называемый «феномен Протея», когда жизнь человека превращается в калейдоскоп образов, в набор ролей, им же самим созданных. Утром он может присутствовать на богослужении, днём слушать лекцию о Ницше, за чашкой кофе рассуждать об имманентной и трансцендентной реальности, вечером пойти на концерт Баха, после него отправиться на дискотеку, ночью же принять участие в чёрной мессе. Снимаются все табу, в том числе два основных: на инцест и каннибализм. А ведь именно они и привели к возникновению homo sapiens.
  В заключение, можно отметить, что игра с бесконечным многообразием смыслов и стремление уйти от всего традиционно человеческого являются особенностями культурного своеобразия конца ХХ—начала ХХ! века. На протяжении ХХ века европейская культура срывала покровы с самых потаенных уголков бытия. По образному выражению М. Фуко, ее можно было бы назвать «признающейся культурой». Человек ХХ века получает своеобразное удовольствие от анализа самых темных сторон своего «Я». Он зачарованно наблюдает за непрекращающейся игрой дикой энергии, поднимающейся из глубин его души, и противостоящего ей порядка.

 
© www.textb.net