Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине XIX века

  Просвещение - это умственное движение на Западе, второй относительно целостный этап культуры Нового времени. Его временные рамки - период между «славной революцией» 1688 г. в Англии и революцией 1786—1790 гг. во Франции, то есть, в основном, XVIII век. Век Просвещения имеет ключевое значение для всей позднейшей европейской культуры, поскольку здесь впервые ясно обозначилось ее радикальное отличие не только от собственных предшествующих этапов (Античности и Средневековья), но и от любой из культур, существовавших в мировой истории с архаических времен. Оно состоит в том, что человек начал рассматривать себя как самодостаточное существо, которое не ориентируется более на божественную реальность, не ищет в ней опоры. Возникла тенденция рассматривать физическую реальность как самодостаточный, автономно существующий материальный пространственно-временной мир. Происходивший поворот в умах мыслители Просвещения считали лишь следствием главного события новой эпохи — великой эмансипации индивидуального человеческого разума от всего, что не есть продукт его собственной деятельности. Вера в другую реальность — в христианского Бога, в богов иных религий, предстала результатом человеческой слабости. Считалось, что боязнь опереться на собственный рассудок вела человечество, находящееся в стадии детства, к некритическому восприятию ложных идей. По мнению немецкого философа И. Канта (1724—1804), в эпоху Просвещения наступило «совершеннолетие» человечества; в результате должна произойти не замена одних догматов другими, а утвердиться способность человека к самостоятельному мышлению. В статье «Что такое Просвещение?» Кант сформулировал его девиз: «Имей мужество пользоваться своим умом». Новое умонастроение возникало, в основном, в трех странах — в Англии, Франции и Германии. Но оно органически связано с другими этапами развития культуры Нового времени, и его география гораздо шире. Важнейшей предпосылкой для формирования идеи самодостаточного индивида и светской культуры в целом, явился гуманизм, сложившийся в Италии эпохи Возрождения. Значительную роль в становлении Просвещения сыграло и другое событие европейской культуры — Реформация. В этот период впервые прозвучали требования свободы совести и политической свободы. Новому мировосприятию способствовало возникновение позиции деизма. Век Просвещения наследует первому этапу Нового времени, возникшему тогда научному подходу к миру и, прежде всего, к природе. Разум ученого стал эталоном свободного, не связанного догмами, восприятия мира.
  В эпоху Просвещения новый взгляд на мир «достраивался доверху», затрагивая не только природу, но человека и общество. Господствовало убеждение, что все эти сферы возможно рассматривать без соотнесения с божественной реальностью. Считалось, что аналитический разум способен обнаружить незыблемые принципы человеческой жизни, подобно тому, как он открывает законы природы. Подразумевалось, что отныне результаты деятельности разума индивида, а не догмы религии и не обычаи культуры должны сообщать о том, что действительно является естественным, изначально присущим человеку и обществу. Получили развитие понятия: «естественная религия», «естественное право», «естественный порядок экономической жизни», и т. п. Соответственно, подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие социальные формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. д.). Формирование нового взгляда на человека и общество в эпоху Просвещения было одним из главных стимулов социального реформирования, в том числе, и Великой Французской революции 1789 г. Модель справедливого и гармоничного общественного устройства, с ее положениями о всеобщем законе, сословном равенстве, личной свободе, находилась в разительном контрасте с реально существующим социальным порядком абсолютных монархий и провоцировала требования реформ. Большинство философов Просвещения считало возможным проведение реформ «сверху» - в рамках «Просвещенной монархии». Но история распорядилась иначе, и основы демократического государства, актуальные и сегодня, утверждались революционным путем.
  Англия. Философские, научные и социально-политические предпосылки культуры Просвещения первоначально сложились в Англии. Большое значение для утверждения новой культуры имело формирование новых общественных отношений - становление буржуазного общества. После буржуазной революции 1688 г. и установления конституционной монархии были реализованы многие идеи английских просветителей: законодательное закрепление основных прав и свобод, представительное правление, неприкосновенность собственности, религиозная терпимость.
  Демократизация государства способствовала усилению предпринимательской активности, превращению держателей крупных капиталов в основную силу в обществе. Лично свободный, сознающий свои права, деятельный и предприимчивый, не боящийся рисковать ради достижения личной выгоды буржуа - вот человек, наиболее соответствующий идеалам Просвещения.
  Становлению капитализма и развитию идеологии Просвещения в Англии способствовал промышленный переворот. В ходе его произошел переход от мануфактуры к фабрике. Крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике XVIII-первой половины XIX в. сделаны англичанами. Развитие транспорта способствовало росту экспорта и новому росту британской промышленности. Промышленная революция, продолжавшаяся с 60-х гг. XVIII в. до 30-х гг. XIX в., преобразовала страну в крупнейшую индустриальную державу. Вместе с тем индустриализация породила обезземеливание крестьян, разорение ремесленников, возникновение нового социального класса промышленных рабочих. Их положение открывало обратную сторону просветительских идеалов: выяснялось, что освобождение от личной зависимости оборачивается фактическим бесправием людей, закабаленных экономически. Стал очевидным главный социальный конфликт индустриального общества - между буржуа и пролетариатом.
  Во Франции Просвещение приняло более радикальный характер. Вольтер, Монтескье, Дидро, Д’Аламбер, Гельвеций, Руссо формировали мировоззрение образованной публики во всей Европе, а также за ее пределами, например, в России и в Северной Америке. Целостное изложение его было представлено в фундаментальном издании «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (в 35 томах) под редакцией Д. Дидро. В ней была обозначена альтернатива религиозному мировоззрению: естественнонаучная картина природы, статьи, раскрывающие позицию «просветителей» по вопросам экономики, политики, искусства.
  Особенно актуальными для Франции оказались социально­политические аспекты Просвещения. Попытки воплощения в жизнь проектов переустройства общества на основе требований разума были предприняты во время Великой французской революции, которая стремительно изменила государство. Была ликвидирована монархия и принята «Декларация прав человека и гражданина», провозгласившая неотъемлемыми правами равенство всех граждан перед законом, свободу личности, слова, совести, и др. Позже была принята демократическая конституция. С 1792 г. начал действовать высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики — Конвент. Дальнейшее развитие революции показало, что следствием свободы стал террор, когда главенствующее положение в Конвенте заняла радикальная левая партия якобинцев. Был казнен король Франции Людовик XVI и его супруга Мария Антуанетта. Эта казнь оказалась началом бесконечной череды расправ. Якобинцы во главе с М. Робеспьером отправляли на гильотину своих противников и союзников. Меньше чем через год на гильотину был отправлен сам Робеспьер с соратниками. Революция закончилась в 1799 г. переворотом, в результате которого власть оказалась в руках Наполеона, а в стране установилась военная диктатура.
  Последствия и значение Великой Французской революции
  1. Ликвидация личной зависимости, превращение подданных в граждан сделало Францию самой прогрессивной страной Европы.
  2. Гражданские свободы, провозглашенные в «Декларации», стали основой современного законодательства демократических стран.
  3. Отделение Церкви от государства привело к возникновению светского государства и светского образования.
  4. Франция вдохновила Америку, Европу и Россию на революционную борьбу за реализацию идей Просвещения, которая продолжалась в XIX—XX вв.
  Религия и Церковь. Характерной чертой Просвещения (особенно во Франции) был антиклерикализм — критика Церкви как реакционного института и требование освобождения общества от ее влияния. Деятельность Церкви представлялась несовместимой со свободой разума. В статьях и памфлетах просветителей Церковь представала как сообщество корыстолюбцев и обманщиков. Эта критика формировала негативное отношение к Церкви, но одновременно провоцировала вопросы о её месте в разумно устроенном обществе, о принципиальной допустимости религии, об отношении к ней государства. Просветительская мысль рассматривала варианты: традиционные конфессии, деизм, атеизм.
  Философия. Рационалистические концепции Просвещения описывали мироустройство, независимое от божественного вмешательства, с деистических и с материалистических позиций. Получили развитие эмпиризм, предполагающий, что чистый разум должен искать основу знания в опыте, и сенсуализм, полагавший первичным чувственное восприятие. Французские философы П. Гольбах, К.А. Гельвеций, Ж.О. де Ламетри стремились к подтверждению картины мира, складывающейся в науке. В их трудах Вселенная представала как самостоятельный и самодостаточный механизм, который не имел в себе цели. Формировался натуралистический подход к человеку как к существу, всецело подчиненному законам физической реальности, который испытывает лишь физиологические потребности. Таким он представлен в произведении Ламетри «Человек-машина» (1748). Этот подход находился в противоречии с доминирующим пониманием человека, как нравственной личности, подчиненной не только законам природы, но и законам морали.
  Вопрос об обосновании нравственности был чрезвычайно важным для философов Просвещения. Существование нравственных законов большинством философов не подвергалось сомнению, хотя и признавалось, что они существуют не в природе, а автономно от нее, в человеческом разуме. Именно следование закону морали возвышало человека над природой, ведь его поступки могли определяться нравственностью, а не природной необходимостью. Считалось, что разум человека должен открыть для себя оба ряда законов. Разумный человек неизбежно должен был оказаться также и нравственным человеком. Соответственно, аморальность связывалась с незрелостью ума. И. Кант полагал, что разум человека может ставить под сомнение теоретические истины, но не законы морали. Он считал, что сознание всякого разумного существа содержит в себе категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства».
  Другие мыслители Просвещения следовали натуралистической трактовке человека и полагали, что никакая изначальная ориентация на всеобщее благо не свойственна человеческой природе. Начало разработке концепции принципиально эгоистической и аморальной природы человека - selfish system - положили еще в XVII в. Т. Г оббс, Г. Гроций. В XVIII в. этот взгляд получил дальнейшее развитие. В его контексте особенно актуальным выглядел вопрос о путях социализации изолированного, атомизированного индивида, не имеющего врожденной ориентации на моральный закон. Популяризации нового подхода к ней способствовала литература Просвещения, например, произведение Мандевиля «Басня о пчелах», где показано, как частные пороки, порожденные себялюбием, в конечном итоге ведут к общему благу. Дж. Локк полагал, что разум корректирует себялюбие, обнаруживая, что без учета интересов других невозможно обеспечить бесперебойное функционирование общества. Благодаря собственному разуму и опыту (а не благодаря морали) эгоист предстает лояльным по отношению к остальным членам сообщества.
  Правовые и политические концепции. Идея разумного эгоистического индивида имела у просветителей развитие в области политики и права. Дж. Локк утверждал, что разум открывает ряд естественных (неотчуждаемых) прав индивида: на жизнь, свободу и собственность. Локк считал, что для социализации эгоиста, предполагающей ограничение его прав, здравый смысл индивида должен быть дополнен государственной регуляцией, основанной на общественном договоре. Локк также создал учение о разделении трех властей - законодательной, исполнительной и федеративной. Его позиция была близка многим. Во Франции концепцию общественного договора наиболее полно разрабатывал Ж.-Ж. Руссо, а концепцию о разделении властей - Ш. Монтескье.
  Экономические учения Просвещения давали ответ на вопрос о социализации природного эгоизма на новом уровне. Представитель шотландского Просвещения А. Смит - создатель теории товарно-денежных отношений, - полагал, что нравственным целям, то есть, целям благополучия общества, служит не столько право, сколько личный экономический интерес. Он считал, что человек может быть освобожден от нравственной и правовой регуляции на том основании, что он является не только гражданином, но, прежде всего, хозяином, «экономическим человеком». Главнейшим стимулом хозяйственной деятельности является своекорыстный интерес. Но преследовать его человек может, только оказывая услуги другим людям. А.Смит полагал, что главным способом гармонизации интересов в обществе должен быть рынок.
  Концепции воспитания. Для Просвещения характерна идея, что человек — продукт внешнего воздействия. Она означала возможность формирования взглядов и характера человека. Ответ на вопрос об идеальной среде, формирующей идеального человека, был неоднозначен. Большинство философов видели идеал в техногенной цивилизации с капиталистическим укладом. Первым критиком как науки и техники, так и отношений собственности, стал Ж.-Ж. Руссо. В эссе «Рассуждение о науках и искусствах» он доказывал, что нравы «диких» народов гораздо лучше нравов современных европейцев. Он полагал, что человек по природе добр и нравственен, но собственность развращает его, городская атмосфера отравляет, наука наносит вред, искусство вводит в заблуждение. Руссо увидел проблему отчуждения цивилизованного человека от своей природной сущности. В сфере воспитания Руссо считал необходимой изоляцию воспитанников от влияния общества, чтобы развить заложенные в них природные задатки. Причем главное внимание должно уделяться не образованию, а нравственному воспитанию, которое он не мыслил без религиозной основы, хотя и не признавал ни одну из существующих религий.
  Понимание культуры. В эпоху Просвещения формировалось новое понимание истории. Она уже не рассматривалась как реализация божественного плана, но представала реализацией объективных естественных закономерностей. История утрачивала трансцендентные цели и смысл, тем не менее, сама по себе идея целесообразного движения из нее не была устранена. Целью истории в учениях просветителей предстала культура. История рассматривалась как прогрессивное движение человечества от состояния варварства к цивилизованности, процесс постепенного облагораживания человеческой природы. С последним связывалось представление о достигнутом рае на земле, о совершенном обществе, в котором люди живут достойно и счастливо. «Однажды все станет лучше — вот наша надежда», — говорил Вольтер. Процесс возрастания культуры в человечестве связывался с прогрессом человеческого разума. Само по себе это не удивительно, ведь именно в разумности просветители видели сущность человеческой природы. Парадокс состоял в том, что просветительский разум, переходя от физической природы к природе человеческой, обнаруживал в ней цель - счастье человеческого рода. Мироздание в отношении человечества перестает быть бесцельным и равнодушным. Оно оказывается благим и мудрым, целенаправленно продвигает его к счастью, проводя через определенные стадии развития. Такова трактовка культуры М. Ж. А. де Кондорсе («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794). Кондорсе проследил, как проявляется развитие человеческого разума в культуре: в формах хозяйства, в науке, философски, технике и морали. Он выделял в истории десять эпох, в соответствии со ступенями развития разума. Переход к каждой последующей стадии связан с каким-то творческим актом, включением в исторический процесс нового фактора. Таковы земледелие, изобретение письма, возникновение религии, книгопечатание, открытие Декартом принципа автономии мышления. Теория Кондорсе предполагала признание всеми разумными людьми одних и тех же истин; что, достигнув просвещенности, человечество будет объединено общими законами, экономическими структурами, нравственными нормами. Кондорсе полагал, что все народы проходят одни и те же стадии развития, различаясь лишь в скорости. Кондорсе, как и другим представителям Просвещения, был свойственен европоцентризм. Он полагал, что наибольшего прогресса в развитии разума, а, следовательно, и цивилизованности, достигли народы Европы. Их нынешнее состояние - это будущее других народов.
  Художественная жизнь Просвещения не укладывалась в единый стиль, не создала единой системы. Наиболее соответствовал настроению эпохи классицизм с его основным конфликтом - между долгом и чувством, завершающимся победой долга и ответственности. Но понимание важности чувств человека - тоже достояние мысли Просвещения. Внимание к состоянию души, анализ собственных переживаний - условие популярности сентиментализма. Этот стиль главным в человеческой природе полагал чувство, а не разум. Олицетворением придворной жизни, в первую очередь, французского двора, стал стиль рококо. По-прежнему, распространенным, особенно в Италии и Г ермании, оставалось барокко.
  Архитектура. Стремление к простым, геометрически правильным формам, к использованию характерных для античности элементов - портиков, колоннад, арок - воплотилось в неоклассицизме. Так стали называть стиль архитектуры и искусства 2­й половины XVIII-1-й трети XIX вв., наследующий классицизму XVII-1-й половины XVIII вв. Он стремится противопоставить динамичной противоречивой реальности вечные эстетические ценности, «очищенные» от всего конкретно-исторического. Во Франции этот стиль использовался и для создания образа сильного монархического государства и для воплощения идеалов революции. В отличие от классицизма, рококо во Франции стало стилем частных домов аристократии: загородных дворцов, городских особняков. Рококо более известен как стиль интерьеров и декоративно прикладного искусства. Он обнаруживал себя в одежде и прическах знати времен Людовика XV.
  Живопись. Крупнейшим представителем неоклассицизма был Ж.Л. Давид. Известность ему принесла картина «Клятва Горациев»; самая знаменитая картина революционной эпохи «Смерть Марата». Активный деятель революции, депутат Конвента, Давид занимался революционной политикой в области искусства: национализацией произведений, превращением Лувра в национальный музей. Позже Давид стал пропагандистом наполеоновской империи и самого Наполеона . В начале XIX в. неоклассицизм трансформировался в «ампир» - стиль империи: монументальный, помпезный, изысканно­роскошный во внутреннем убранстве. Другой ученик Давида Ж.О.Д. Энгр превратил классицизм в академическое искусство, независимое от времени, черпающее сюжеты исключительно в античности. К неоклассицизму можно отнести жанровую живопись Ж.Б. Шардена, тема которой - жизнь простых людей. Идея воспитания нравов средствами искусства воплощена в творчестве У. Хогарта, создавшего цикл обличительных картин, объединенных общим сюжетом — «Модный брак». Замечательными портретистами были англичане Д. Рейнолдс и Т. Гейнсборо. Английские пейзажисты, писавшие неокласицистические особняки и парки, подготовили переход к живописи романтизма. Основоположник рококо в живописи — француз А. Ватто. Главная его тема — светская жизнь, предстающая как погоня за мимолетными наслаждениями, «быстротечный праздник, которым правят Вакх и Венера».
  Барокко в XVIII в. оставалось основным стилем живописи в Италии, где большую роль продолжала играть Католическая Церковь. Хранителем его традиций был Дж. Б. Тьеполо.
  Музыка классицизма во второй половине XVIII в. представлена венской классической школой: К.В.Глюк — реформатор оперы, Йозеф Гайдн — создатель симфонической формы. В.А.Моцарт воплотил идеал безупречной гармонии в музыке . Л. ван Бетховен, отдавая дань классицизму, создал музыку, предвосхищающую романтизм. Его сонатам и симфониям свойственны экспрессия и драматизм. Яркое воплощение в музыке получил стиль барокко. Важнейшее значение приобрело органное искусство, распространение которого связано с лютеранством. Упразднив большинство таинств, сделав Церковь более простой, Лютер особое значение в церковной службе придавал музыке. Величайшим достижением, перешагнувшим границы своего времени, стала музыка И. С. Баха, бывшего кантором — руководителем церковного хора. Другой представитель музыкального барокко — Г. Ф. Гендель.
  Главным видом искусства Просвещения стала литература, в которой видели средство распространения нового мировоззрения. Самые выдающиеся писатели того времени — философы, важнейшие жанр — философская повесть и роман, в том числе роман воспитания. В XVIII в. «властители умов» приобрели возможность непосредственного общения с публикой: в моду вошли философские кружки и салоны. Выдающимися литераторами были Вольтер и Дидро. Просветительский дух скепсиса и критицизма присущ творчеству Дж. Свифта, автора «Путешествий Гулливера». Осмысление идеи индивида как изолированного атома представлено в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Одним из родоначальников сентиментализма считается Ж-Ж. Руссо.
  Вершиной немецкого и европейского Просвещения стало творчество И.В. Гете. Роман «Страдания молодого Вертера», трагедия «Фауст» вошли в мировой фонд литературы. Ф. Шиллер прославился как драматург. Его пьесы «Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт» близки просветительским настроениям, борьбе против деспотизма, мечтам о всеобщем мире. Ф. Шиллер также создал труды по эстетике. Просветительскую концепцию искусства развивал Г.Э. Лессинг, автор трактата «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии».
  XIX век стал веком «перманентной революции», происходящей во всех сферах жизни общества. Первая его половина была временем военных и политических потрясений. Во Франции они связаны с военной экспансией Наполеона, с восстановлением монархии в 1815 г. и ее новым революционным крушением в 1848 г. Антифеодальные революции и освободительные движения происходили в 1848-1849 гг. во всей континентальной Европе и за ее пределами (восстание Боливара в Южной Америке).
  Промышленный переворот и связанные с ним индустриализация и урбанизация создавали условия для социальных конфликтов. Положение нового общественного класса, пролетариев, оставалось чрезвычайно тяжелым и вызывало массовый протест. Появлялись политические объединения рабочих. Революционные настроения трудящихся к середине века получили теоретическое обоснование - марксизм. В 1848 г. появился «Манифест коммунистической партии», написанный К. Марксом для недавно возникшего Союза коммунистов. В нем утверждалась неизбежная гибель капитализма и содержался призыв к мировой коммунистической революции.
  Наука в начале XIX в. воспринималась как эталон знаний о природе и человеке. Единая физическая картина мира, возникнув впервые на основе механики (Ньютон), превращалось в электромагнитную картину мира (Максвелл). Решающий момент в этом процессе - открытие закона сохранения и превращения энергии, которое было сделано уже в следующий период развития физики. В технике работы Фарадея послужили основой для создания динамо-машины (электрогенератора), электромотора и трансформатора. Однако практическое применение электротехники начало изменять характер труда и быта человека уже во второй половине века (дуговые лампы, телеграф). Развитие фотографии подготовили опыты Ж.Н. Ньепса и Л. Дагера в 1827-1839 гг. В 1854 г. Ч. Дарвин в книге «Происхождение видов» изложил теорию эволюции, которая оказала значительное влияние на формирование материалистического мировоззрения. Идея естественного отбора (о выживании наиболее приспособленных видов), получила широкое признание во второй половине века.
  Философия. Главная направленность философии XIX в. была связана с поисками места и роли человека в мире. Классическая немецкая философия началась с И. Канта, обозначившего тему раскола между ньютоновой Вселенной, лишенной целей и смысла, и их полагающим человеческим самосознанием. Фихте, Шеллинг и Гегель, развивая идеи Канта, создали грандиозные идеалистические метафизические системы. Противоположный идеализму материализм также получил значительное развитие. Одним из путей развития идей Гегеля стал антропологический материализм Л. Фейербаха. В 40-х гг. возник марксизм - учение, К. Маркса и Ф. Энгельса, соединившее гегелевский диалектический метод с материализмом.
  В 30-е гг. возникло новое направление в философии - позитивизм, который рассматривал истинное знание как эмпирические факты, фиксируемые человеческим сознанием. Основатель этой школы О. Конт провозгласил разрыв науки с прежней философией, считая, что наука в ней не нуждается. В рамках позитивизма формировалось еще одно новое понимание философии — как методологии науки. Создание наиболее реалистичной и устойчивой картины мира окончательно было признано делом науки. При этом проблема человека как личности — свободного и нравственного существа (центральная для немецкой классической философии) не рассматривалась в рамках научного взгляда на мир. Человек понимался Контом как подчиненный общественным законам, для изучения которых им была создана новая наука—социология.
  В первой половине XIX в. доминировало и развивалось мировосприятие Просвещения. Но в то же время появились тенденции к радикальному изменению облика философии, характерного для Нового времени, усилилась и критика его основных положений, начало которой было положено еще в XVIII в. В XIX в. сформировалось мировоззрение, оппозиционное просветительскому, но также признававшее точкой отсчета индивидуальное «я». Идеи Контрпросвещения выразил, прежде всего, романтизм — общеевропейское философское, литературное и художественное движение. Оно представлено такими именами, как Ф. Шиллер, А.В. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Ф. Шлеермахер, Ф. Шеллинг, В. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Т. Карлейль.
  Основным объектом критики для романтиков стал рационализм и механицизм Просвещения. Романтики отрицали, что разум, открывающий общие закономерности природы и социума, тем самым приближается к истинному знанию, к пониманию сущности мира и самых глубоких потребностей людей. Романтики противопоставили рациональному познанию интуитивное, анализу — непосредственное целостное схватывание объекта. Они выдвинули идеал свободного и творческого субъекта, не скованного никакими закономерностями. Они утверждали, что предметом познания должны быть не абстрактные и всеобщие принципы, выражением которых представляются отдельные объекты, а сами по себе единичные вещи, люди, культуры, неповторимая и уникальная сущность которых может быть пережита индивидом, но не может быть выражена в законе. Сущность свободного и творческого «я» Ф. Шлегель и Дж. Байрон отождествляли с отдельной гениальной личностью. Ф. Шеллинг и С.Т. Кольридж видели в индивидуальном «я» проявление сущности сверхличного «организма» - нации, Церкви, культуры, наконец, природы в целом. В последнем случае свобода и творчество рассматривались уже не как сущность индивида, но и как сущность всего мироздания.
  Понимание культуры в романитизме. Романтизм создавал предпосылки для отказа от европоцентристского понимания истории, приближал осознание того, что существует не единая культура, а множество культур, пробуждал интерес к традиционному укладу жизни, к народному творчеству. К середине века появились мыслители, разделявшие романтическое понимание человека, и вместе с тем, предлагавшие иное понимание космического процесса - как бесцельного и бессмысленного движения. Такое иррациональное понимание мира было разработано А. Шопенгауэром. Оно стало основой философии жизни, положило начало разработке темы абсурда в философии и искусстве. Тенденция философского иррационализма особенно ярко проявилась позже, на рубеже XIX-XX вв.
  XIX век часто называют «золотым веком искусства». Мировоззрение романтизма находило выражение прежде всего, в литературе и искусстве. Романтизм как художественный стиль характеризуется преобладанием чувства и воображения над разумом, пренебрежением правилами композиции, принятым в классицизме. Героический тип свободной творческой личности создал Дж. Г. Байрон (Каин, Манфред и Корсар). Персонажи Гейне, Гофмана, Жорж Санд тоскуют по утраченной простоте и целостности, стремятся к их обретению.
  Ведущим направлением в искусстве, начиная с 30-х гг. XIX в., стал реализм, вызвавший к жизни произведения, навсегда вошедшие в золотой фонд культуры человечества. В реализме оформился принцип типического. Реалистический герой не выглядит оторванным от мира и противостоящим ему. Через судьбу отдельного человека раскрывается судьба общества, времени, народа. Стремясь, с одной стороны, к «объективному» отражению действительности, к фиксации фактов с научной точностью, писатели-реалисты, подобно романтикам, не просто описывали, но и судили, оценивали действительность с позиции нравственного идеала. Стендаль и Бальзак, Теккерей и Флобер сделали реализм на долгое время господствующим направлением в искусстве. Несмотря на высочайший уровень реализма XIX в., стремление к еще более объективному взгляду на мир, привело к появлению позже натурализма, который уже не оценивал действительность с позиций идеала, а предоставлял точный в деталях отчет о ней.
  Художественная культура раскрывала двойственность строя умов XIX в.: просветительская тенденция, выразившаяся в реализме и, особенно, в натурализме, представляла человека всецело принадлежащим эмпирической действительности. Она стремилась развенчивать понимание его как существа, цели которого находятся за пределами физической реальности. Романтизм, напротив, оправдывал такое понимание, пусть даже как иллюзию, порожденную силами искусства.

 
© www.textb.net