Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


6.3. Арабо-мусульманская культура

  «Мусульманской» или «арабской» культурой принято называть средневековую культуру Переднего Востока. Эта культура создавалась не только последователями ислама и арабским народом, но также народами Передней Азии, отчасти Африки, которые восприняли ислам и арабский язык как язык научной мысли.
  Одним из истоков арабо-мусульманской культуры является язычество бедуинов. Бедуины вели кочевой образ жизни, жили небольшими племенами под патриархальной властью вождя, именуемого шейхом. Кочевники свысока относились к горожанам, считая их рабами. «Меч, красноречие и гостеприимство» - вот что составляет славу нации. Неразвитость письменности придавала особый вес красноречию. Возникшая поэтическая традиция (Джахилийская поэзия) особое внимание обращала на прославление воинской доблести, предков, ближайших помощников (коня, верблюда). Язык поэтов отличается образностью, обилием метафор и эмоциональностью. В дальнейшем он оказал существенное влияние на литературу арабского Востока.
  Мифологические представления арабов-язычников не сложились в единую систему. Древнеарабская мифология представляла собой совокупность относительно самостоятельных, но переплетавшихся и влиявших друг на друга мифологических систем. В состав пантеонов входили и по-разному группировались как общие, так и локальные боги. Одно и то же божество в мифологиях отдельных этнокультурных общностей могло занимать различные места, приобретать новые черты и имя. Аналогичными функциями и обликом, с другой стороны, могли наделяться боги с разными именами. Слияние богов, происходившее как при переселениях, так и в результате объединения племен, приводило к тому, что имя верховного божества часто считалось запретным и заменялось прозвищем (Аллах). В дальнейшем оно могло стать собственным именем нового божества. В языческом арабском пантеоне существовало верховное божество под именем Аллах. Он рассматривался как бог-предок, создатель мира и людей, глава и отец богов. Аллах воспринимался как бог, далёкий от людей, он не был покровителем какой-либо определённой этнической группы, даже святилищ Аллаха не существовало. В дальнейшем, уже в исламе, это позволило ему стать единственным богом. Культовым языческим центром арабов-язычников была Мекка. На священной территории, в храме Кааба, который по преданию, построили еще Адам с Евой, находилось 350 идолов арабских племен. Здесь же хранилась и святыня арабского мира — Черный камень (как считают ученые — метеорит).
  Арабы-язычники находились в тесном контакте с народами, исповедовавшими монотеизм (поклонение одному Богу). Ими были иудеи (еврейские племена) и христиане (жители Византии). В дальнейшем среди арабов возникнет представление о существовании раннего ислама еще во времена пророка Авраама. Они обвинят иудеев и христиан в искажении учения, данного Богом-творцом, и будут претендовать на его возрождение во всей полноте. Иудеев упрекали в том, что они сосредоточились на идеях земного рая (Ханаанской земли) и избранного народа (потомков Авраама). Христиане же, по мнению арабов, отошли от последовательного монотеизма, признав Иисуса Христа сыном Божьим. Хотя языческий Аллах имел жену и детей, стремление к последовательному монотеизму приведет к строгому запрету на признание за кем-либо, кроме Аллаха, божественной сущности. Даже основатель ислама пророк Мухаммад никогда не считался наделенным ею. Тем не менее большинство сюжетов Библии, многие обряды (обрезание) и запреты (на свинину) иудеев были восприняты мусульманами. Унаследован также запрет на изображение (скульптурное и живописное) людей и животных, поскольку это рассматривалось как дань язычеству. Это дает право некоторым исследователям называть ислам «модернизированным иудаизмом».
  Еще одним культурным источником ислама был стихийный монотеизм ханифов. Ханифом в арабском мире назывался благочестивый человек, исповедующий «правильное» единобожие: аскет, отвергавший поклонение племенным идолам, соблюдавший ритуальную чистоту, веривший в единого Бога, но не примкнувший ни к христианам, ни к иудеям. Образ благочестивого ханифа является одним из центральных в народных преданиях и сказках («Ханиф-аист»).
  В Мекке около 570 г. в клане хашим племени курайш родился пророк Мухаммад - основатель религии ислама. В молодости Мухаммад был пастухом, в 25 лет он женился на богатой сороколетней вдове Хададжи. Пятнадцать лет счастливой семейной жизни позволили Мухаммаду больше времени уделять размышлениям о Боге. После сорока лет Мухаммаду стали являться видения ангела Джибрила (Гавриила), он стал слышать голоса, истолкованные им как напутствия Бога-Аллаха. В 45 лет Мухаммад начал проповедовать в Мекке. Но его проповеди не получили поддержки. Мекканцы боялись, что иссякнет поток паломников. Мухаммад покидает Мекку и переселяется в Ястриб, названный позже Мединой, что означает город пророка. Это событие произошло 16 июля 622 года - начало мусульманского летоисчисления. К 630 году вся территория Аравии принимает учение Мухаммада, который возвращается в Мекку, уничтожает языческие идолы, но Каабу и Черный камень сохраняет как мусульманские святыни.
  Черный камень, вделанный в один из углов Каабы, теперь считается ниспосланным Аллахом. По преданию, он изначально был белого цвета, но впоследствии почернел от людских грехов. Черный камень заключен в серебряное обрамление. Заветная мечта каждого мусульманина - прикоснуться к нему. В результате бесчисленных прикосновений и поцелуев паломников в середине его образовалась глубокая впадина. Одна из сложнейших проблем современного арабского мира - проблема реставрации святыни. Ведь закрыть доступ к Черному камню - это лишить заветной мечты многих мусульман.
  Учение ислама формировалось как целостное мировоззрение, охватывающее все стороны жизни. Любой поступок мусульманина должен сверяться со священными текстами: Кораном (напутствия Аллаха) и Сунной (рекомендации Пророка Мухаммада). Мусульмане воспринимают Коран как точное воплощение слова Аллаха. По преданию, особый статус Мухаммада обусловлен тем, что он видел и слышал Аллаха и даже был у него на небе в гостях. Поэтому Мухаммад воспринял откровение Бога-творца во всей полноте. Он - последний из пророков. Как утверждает классический ислам, «за ним вход запечатан». В буквальном переводе Коран означает «произнесение нараспев»: важно воспроизвести не только слова, но и интонации Аллаха. Поскольку Аллах говорил по-арабски, то Коран непереводим на другие языки и содержит максимум святости.
  Повествование в нем не имеет ни хронологической, ни логической последовательности, так как Бог находится вне времени и не может быть понят логически. Понимание Корана, как заповедей самого Аллаха, данных мусульманам, позволяет обосновать принцип единства Бога и Человека. Мусульмане признают существование греха и его разрушительное действие. Но они считают, что грех не может рассматриваться как ущерб, нанесенный Богу. Человечество отнюдь не отчуждено от Творца. Бог руководит человеком, и главное - быть послушным этому руководству. Сам термин «ислам» в буквальном переводе означает «покорность». Обладая свободой воли, человек может пойти своим путем, далеким от Бога, но это уже его беда. Он подменяет Бога поклонением той или иной вещи (стремлением к богатству, славе и т.п.) - это и есть ширк (грех).
  Божественное законодательство для мусульман изложено в правилах Шариата. Они систематизируют предписания Корана и Сунны. Священное Писание и учение Мухаммада сами по себе не могут быть применены без соблюдения определенного метода. Осмысление, систематизация и разработка этих положений было делом различных школ исламской юриспруденции (Фикх), возникших в первые три века ислама. Интеллектуальное усилие, связанное с трактовкой священных текстов (Иджтихад) в настоящее время не допускается. Представители классического ислама пришли к выводу, что «Врата иджтихада закрылись» и юристы-ученые, судьи обязаны неукоснительно соблюдать древние предписания. Это создает серьезные трудности в современном арабо-мусульманском мире, ведь приходится руководствоваться средневековыми предписаниями, базирующимися на принципе: «Око за око, зуб за зуб». Трудно совместить с современными общественными нормами требования Шариата отрубать руки за воровство или забивать камнями женщину до смерти за измену мужу.
  В учении ислама было сформулировано пять основных канонов, так называемые пять столпов ислама: шахада; салят; саум; закят; хадж.
  Шахада, или свидетельство, утверждает монотеизм ислама: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад - Пророк Его». Вступить в ислам достаточно легко. Нужно произнести шахаду по-арабски три раза в присутствии двух свидетелей. При этом предполагается, что человек настроен серьезно и делает это с чистыми помыслами.
  Салят (намаз) — пятикратная молитва регламентирует обращение к Аллаху: «Совершайте молитву, давайте очистительную милостыню: что доброго предварительно сделаете Вы для душ Ваших, найдете то у Бога, потому что Бог видит, что делаете Вы». Молитва осуществляется после обязательного омовения водой (или любым сыпучим продуктом). Мусульмане уделяют повышенное внимание чистоте. Физическая чистота тесным образом связывается с духовной чистотой. Не случайно название страны «Пакистан» в буквальном переводе означает «страна чистых». Обязательно также обращение в сторону Мекки. Молитва может осуществляться в любом чистом месте. Постепенно сложилась традиция выделения священных территорий (масджид или мечеть). Слово “масджид” означает «место коленопреклонения». Первые мечети были просто огороженными участками, впоследствии на них возникли мусульманские храмы. Две наиболее типичные особенности специально отстроенной мечети — купол и минарет. Внутренние своды купола создают впечатление пространства и спокойствия, символизируя Вселенную. Пол мечети устлан коврами, в нее можно входить только, сняв обувь. Внутренне убранство мечети оформлено с помощью орнаментов. Это либо стилизованные растительные и геометрические узоры, либо изысканные надписи арабской каллиграфией цитат из Корана. Стена, обращенная к Мекке, с особо украшенной нишей называется михрабом. Справа от михраба устроен минбар — возвышение, с которого Имам (священник в исламе) провозглашает проповедь.
  Мечеть разделена на две части: в основной непосредственно перед имамом молятся мужчины, за перегородкой, либо на втором этаже — женщины. Такое разделение связано с общим для культур, принимающих идеи Ветхого Завета, признанием особой греховности женщины, ведь именно Ева поддалась искушению сатаны. Ислам, с одной стороны, смягчает отношение в женщине, призывая заботиться о ней, и осуждает практику, существовавшую в языческой Аравии, зарывать в песок «лишних» новорожденных девочек. С другой стороны, женщина должна быть под особым контролем: она не может покидать дом без сопровождения мужчины, в общественных местах обязана носить скромную одежду темного цвета, закрывающую тело за исключением лица и кистей рук, вне дома не допускается использование духов и украшений. Арабо-мусульманская культура считает, что такие ограничения идут только на благо женщине, удерживая ее от греха. Статус ее изменится к старости, когда родив нескольких сыновей (условие уважения в семье и обществе), она станет правительницей и советником в доме.
  Минарет - высокая башня, используется для призыва к молитве (азан). В мечети может быть от одного до шести минаретов. Главное условие: их не должно быть больше, чем в главной мечети Мекки Аль- Харам, у которой 9 минаретов. Молитва осуществляется пятикратно и является строго обязательной. Существует предание, что когда Мухаммад был в гостях у Аллаха на небе, Бог хотел обязать людей молиться 50 раз в день. Пророку удалось уговорить Аллаха сократить количество молений до пяти. Бог в силу своего милосердия согласился, поэтому хотя бы однократное нарушение рассматривается как крайняя степень неуважения к милостивому Аллаху. Качества «справедливый», «милосердный», «милостивый» и т.д. составляют так называемые 99 прекрасных имен Аллаха. Само слово «Аллах» не является именем собственным, а означает «божественность по преимуществу». Из сочетания «абду» - раб и одного из имен Аллаха образуются собственные имена в арабском мире (Абдурахман - раб милосердного, Абдурахим - раб милостивого и т.д.). Во дворе мечети обычно располагается фонтан - место омовений верующих перед молитвой. Мечеть представляет собой духовный и культурный центр, поэтому очень часто она дополняется медресе - школой, где верующие могут изучать арабский язык, Коран и различные исламские дисциплины. Распространяясь по миру, ислам ассимилировал и культурные традиции тех районов, где он обосновывался. Так, мечети и минареты Средней Азии имеют типичные для этого региона пропорции и орнамент, в африканских - отражена фаллистическая символика, в турецких - влияние византийской архитектуры. Те же тенденции налюдаются и при строительстве дворцов.
  Закят - благотворительный налог, который обязывает помогать бедным. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать пожертвований из того, что любите», - говорится в Коране. Налог строго обязателен и составляет одну третью часть от совокупного имущества. Собранные деньги идут на помощь бедным и вновь вступившими в ислам. Считается, что контролирует правильность сбора налога сам Аллах, поэтому обман невозможен. Такое перераспределение средств, по мнению исламских идеологов, способствует установлению социальной справедливости. Один из лидеров исламского мира - Муаммара Каддафи - выдвинул тезис об особом «исламском социализме». В своей знаменитой «Зеленой книге» (зеленый цвет - священный в исламе) он обосновывает положения о принципах реализации социальной справедливости в арабо-мусульманском мире.
  Саум (ураза) - пост, который ограничивает физические потребности и настраивает на тесное общение с Аллахом: «Верующие, Вам предписан пост ... в определенные числом дни ... Месяц Рамазан есть тот месяц, в который ниспослан Вам Коран.» Время поста вычисляется по лунному календарю и может выпадать на любой календарный месяц года. С рассвета до наступления темноты запрещено есть, пить, принимать лекарства, курить и предаваться чувственным удовольствиям. С наступлением ночи эти ограничения снимаются: можно есть и пить, а также исполнять супружеские обязанности. Больные, дети, старики и некоторые другие категории населения освобождаются от поста, хотя те, кто способен его перенести, должны будут выдержать пост позднее. Коллективные и индивидуальные чтения Корана являются наиболее поощряемым занятием во время поста. Нарушенный пост необходимо компенсировать: повторить его, или в течение месяца кормить одного бедняка, или в течение дня кормить бедняков по числу дней в месяце. В конце месяца Рамазана наступает один из канонических праздников мусульманского года - «праздник прекращения поста», когда мусульмане посылают друг другу поздравительные открытки, собираются всей семьей, едят специальные блюда.
  Пятый столп ислама — Хадж (паломничество в Мекку) дает возможность, по мнению мусульман, духовно преобразиться. «Совершить ... праздник для Бога ... — обязанность на людях, — на том, кто в состоянии совершить путешествие к Нему», — говорится в Коране. Это единственное из пяти фундаментальных предписаний ислама, исполнение которого не является общеобязательным. Хадж следует совершать лишь тогда, когда позволяют личные, материальные и семейные обстоятельства. Совершивший Хадж паломник удостаивается почетного титула хаджи, который затем может стать частью его имени до конца жизни. Хадж позволяет верующему физически достичь сакрального центра, где, по представлениям мусульман, жили Адам и Ева, где Авраам и его сын Исмаил воздвигли Каабу как первый храм Единого Истинного Бога, где Мухаммад часто совершал молитвы. Мужчины-паломники должны быть облачены в одеяние, состоящее из двух белых цельных кусков материи, символизирующее переход в освященное состояние ритуальной чистоты — ихрам. Женщины могут носить белое одеяние, полностью прикрывающее их тело и голову, однако им разрешается и чистое, скромное платье в национальном стиле тех стран, откуда они родом. Как правило, данное одеяние (оно тоже называется ихрам), используется как саван после смерти паломника. Хадж может быть сопоставлен с выходом из прежнего духовного состояния и восхождением на более высокий уровень духовности. Первым шагом такого выхода является надлежащим образом выполненный обряд прощания и составления посмертной воли и завещания. Человек как бы готовится к символическому перерождению. В Мекке состояние ихрама требует от паломников воздерживаться от половых сношений, от бритья бороды, стрижки, пользования благовониями и ношения дорогих украшений, охоты; нельзя вырывать с корнем растения. Тем самым паломник выходит из потока повседневности и оказывается в особом ритуальном состоянии духовности. Во время паломничества верующий совершает особый обряд обхода Каабы против часовой стрелки, символизирующий выход из потока времени и погружение в вечность. Совокупность обрядов во время паломничества характеризуется ритуальными повторениями событий священной истории: паломники молятся там, где молился Авраам; они бегут, неистово ища воду, словно Агарь, искавшая напоить своего беззащитного сына Исмаила после того, как они были покинуты в пустыне (один из сюжетов Ветхого Завета), семикратно обходят Каабу, — точно так же, по их представлениям, поступали монотеисты древности и предписывал Мухаммад своим личным примером; совершают жертвоприношение освященных животных в память о принесении Авраамом в жертву овна, когда Бог испытывал его веру, а затем освободил его от страшного приказания зарезать собственного сына (отождествляемого в Коране с Исмаилом). Кульминационным событием Хаджа является стояние в долине Арафат, в нескольких милях от Мекки, неподалеку от горы Прощения, где Мухаммад в последний год своей жизни, сидя верхом на верблюде, произносил прощальную проповедь перед собранием паломников. Стояние начинается в полдень со специальной молитвы и продолжается до захода солнца. Если обряд стояния пропущен - все паломничество теряет силу и должно быть повторено. Стояние, по мнению исследователей ритуала, это - время «неопределенности», когда происходит духовное преображение и совершается окончательный переход в новый статус хаджи. После обряда стояния совершается кровавое жертвоприношение. В жертву приносят овец, козлов, верблюдов, крупный рогатый скот. Заклание могут совершать только мужчины; женщины поручают его своему родственнику-мужчине или специальному агенту. Выход из состояния ихрама также сопровождается многочисленными обрядами: обрезание пряди волос; сбривание бороды; облачение в повседневную одежду; возвращение к делам вне Мекки. Половые сношения остаются под запретом до совершения некоторых заключительных обрядов: ритуального «побивания» камнями дьявола и прощального обхода вокруг Каабы. Обрядовая сторона в исламе очень развита. Ни одно действие, даже самое обыденное не совершается без обращения к Аллаху, Корану и Мухаммаду как высшим авторитетам. Даже уходя на полчаса к соседу, правоверный мусульманин скажет своей жене: «Если будет угодно Аллаху, я вернусь через полчаса».
  Поддержание постоянного контакта с Богом требует усилия. Такое духовное усилие называется джихад. Иногда это слово употребляется в значении вооруженной борьбы с врагами ислама или даже для обозначения попытки распространить религию при помощи силы. Но классический ислам настаивает на том, что «великий джихад» - это духовное борение каждого человека за веру и потребность в покаянии, в то время как джихад - вооруженный конфликт, называется «малым» усилием и возможен лишь в исключительных случаях с целью защиты.
  После смерти Мухаммада в 632 г. в исламе возникли разногласия. Ортодоксальные представители ислама (сунниты) утверждали, что Мухаммад был последним пророком, их же противники (шииты) настаивали на том, что Бог не мог оставить людей без наставника, подобного Мухаммаду. Шииты утверждали, что единственным преемником может быть Али: он двоюродный брат и зять Мухаммада (женат на дочери Мухаммада Фатиме), одним из первых принял ислам. После убийства Али (661 г.), его сподвижники (по-арабски аш-шиа, отсюда — шииты) сочли, что власть должна перейти по наследству к его сыновьям. Часть шиитов стала утверждать, что Мухаммад сам назначил Али своим преемником, и Али наделен особой благодатью. В дальнейшем родственников Али становилось все больше — и все они претендовали на имамат. Возникают многочисленные течения, обычно называемые по имени лидера (хариджиты, исмаилиты, зайдиты, друзы, назариты и т.д.), которые ведут активную борьбу как с суннитами, так и друг с другом. Политическая активность — показатель достойности претендента на имамат. Он должен был быть готов с оружием в руках добиваться верховной власти.
  Многие из лидеров шиизма погибали в этой борьбе. Для устрашения официальные власти выставляли на всеобщее обозрение отрубленные головы лидеров, а тело распинали на кресте. Это привело к возникновению культа мученической смерти в шиизме. Считалось, что погибший мученической смертью полностью очищается от всех грехов, возносится в рай, где его встречает не одна (как в традиционном исламе), а сто гурий. В дальнейшем это привело к возникновению террористов-шахидов.
  Шиизм отходит от классического суннитского ислама. Главными источниками, регламентирующими поступки, становятся не Коран и Сунна, а личное поучение имама. Стремясь доказать, что Бог не поддерживает суннитов, шииты (карматы) в начале 930 г. ворвались в Мекку во время паломничества и убили более 1000 человек. Все паломники были убиты прямо на священной территории ал-Масджид ал-Харам. Карматы разграбили Каабу и похитили «черный камень». Только через двадцать лет Мекке удалось выкупить свою святыню. Отход от традиционного ислама в шиизме заключается в том, что лидеры начинают наделяться сверъестественными качествами, происходит их обожествление. Так возникает представление о «скрытом имаме», который воскреснет и возглавит борьбу с ортодоксальным суннитским исламом. Шииты отказываются от поклонения традиционным святыням ислама. У них возникают собственные культовые центры.
  Строгое регламентирование проявления религиозности и образа жизни в суннизме, привело к появлению так называемого «народного ислама» - суфизма. Он возник в конце VIII в. и окончательно сформировался только к X-XI вв., став одним из влиятельных теолого­философских учений. Существует несколько подходов к трактовке термина «суфизм»: 1) от арабского «суф» (шерсть), потому что одеяние из нее характерно для ранних суфиев-аскетов (дервишей); 2) от «сафа» (чистота), подчеркивается духовное совершенство аскетов; 3) от «софия» - мудрость. Одной из предпосылок формирования суфизма является возникший в классическом исламе во второй половине VIII в. запрет толковать положения веры. Предписывалось воздерживаться от личного мнения по поводу тех или иных положений вероучения. Это способствует расцвету мистики, стремлению неформально, напрямую, без посредничества авторитетов общаться с Богом.
  К XI в. происходит примирение официального ислама и суфизма. Большую роль в этом сыграл авторитет крупнейшего теолога, философа ал-Газали. Суфии начинают объединяться в братства, создаются монастыри (ханака). К XIII в. на базе ханака возникают образовательные центры. Каждый из наставников (шейхов) вырабатывает свой собственный путь богопознания (тарика), которому он обучает монахов (мюридов). Власть шейха начинает передаваться по наследству, суфийские ордена приобретают иерархическую организацию и начинают выполнять, помимо религиозных, политические функции. Суфизм теряет свои демократические качества народного ислама.
  Суфии разрабатывают особую практику постижения Бога. Познание Бога разумом невозможно, следовательно, необходимо «прямое», непосредственное видение, которое дается лишь в мистическом опыте. Мистики, выступавшие за непосредственный контакт с Богом, отрицали необходимость соблюдения формальных предписаний официальной религии. Они не считали обязательным пятикратную молитву: более важным было молчаливое общение с Богом - «тайная беседа» и «поминание имен Бога», называемое «зикром». Философская система суфизма разрабатывалась разными направлениями, между которыми не было единства. Но наиболее влиятельной считалась школа Ибн ал-Араби, который обосновывал идею монистического единства бытия.
  Состояние слияния с Богом описано в суфийской поэзии. Оно подобно ослеплению, ассоциируется с огнем, пламенем, любовной страстью. Хотя Бог постигается в момент внезапного озарения, необходимо тщательно готовиться к данному состоянию. Каждый наставник разрабатывал свой комплекс специальных знаний, аскетических приемов и психофизических упражнений, позволяющих достичь слияния с Богом. Тем не менее, во всех методиках содержалась и общая основа: тщательное самонаблюдение, отказ от страстей, предрассудков, обычаев. Тогда в глубине своей души человек увидит Бога.
  Я сбросил самого себя,
  как змея сбрасывает кожу.
  Я заглянул в свою суть и:
  О, я стал Им!»
  При этом возникало состояние, когда суфий, доходя до самозабвения, как бы «растворялся» в Боге. С особой силой эта тема проявилась в суфийской поэзии, где метафорически через отношения поэта и возлюбленной описывается путь ищущего Бога. Знание пути к Богу сообщалось только прошедшим ритуалы посвящения, поэтому суфийская литература содержит множество притч, иносказаний, аллегорий, понятных только посвященным. Часто под метафорами вина, любовной страсти, соловья и розы, мотылька и свечи зашифрованы суфийские мистические идеи. Образный строй суфийской литературы оказал определенное влияние на персидский династический эпос (А. Фирдоуси «Шахнамэ»). Слушание музыки и ритуалы с танцами (сама), практиковавшиеся некоторыми суфийскими орденами, резко осуждались не только ортодоксией, но и даже некоторыми суфийскими братствами. Зато другие братства (Маулавия) прославились ритмичными танцами, за которые их прозвали «кружащимися дервишами». Это был еще один способ достижения единения с Богом.
  Суфийская культурная традиция еще дальше, чем шиизм отошла от классического ислама. Хаджу - паломничеству в Мекку - суфии противопоставили «паломничество» в глубины собственной души. Они поклонялись могилам святых, что рассматривалось ортодоксальным исламом как идолопоклонство. В свою очередь суфии считали неправомерным возвеличивание мечетей как особых святых мест, говоря, что Бога легче встретить в собственном сердце, чем в переполненном людьми храме. После достижения состояния транса мистики считали, что теперь Бог находится внутри них и что бы они не делали, все продиктовано его волей. Нередко это приводило к полной вседозволенности. Широко распространенный тезис суфиев «Бог во всем» порождал стремление искать божественный промысл в действиях иблиса (сатаны) - он рассматривался как союзник Бога в испытании людей. В художественной практике суфизм также порвал с предписаниями ортодоксального ислама. Возникновение живописной традиции «суфи-арт», вызывавшее широкий интерес в Европе и Америке, шло вразрез с общим запретом на изображение людей и животных. Тем не менее большинство исследователей придерживается мнения, что суфизм - течение в исламе, а не отдельная религия или секта. Утонченный мистицизм суфизма притягивал к нему деятелей культуры во многих странах мира. У суфизма большое число последователей за пределами арабо-мусульманского культурного региона.
  Наиболее значимый вклад в арабо-мусульманскую культуру внесла так называемая эпоха Мусульманского ренессанса (IX-XI вв.), когда на арабский язык было переведено античное наследие. В Багдаде халиф ал-Мамуном (813-833) построил первый исследовательский центр «Дом мудрости» с богатой библиотекой и профессиональным штатом переводчиков. Развивались научные знания, создавались комплексные научные трактаты, включающие обобщающие астрономические, географические и математические знания. Самый знаменитый из них — «Канон Масуда» Бируни. Мухаммад ал-Хорезми написал свой знаменитый трактат «Книга восстановления и противопоставления», в котором обоснованы начала алгебры. Джабир Ибн Хайян заложил основы химии, арабы первыми научились производить спирт. Ибн Сина (Авиценна) в медицинском трактате «Канон врачебной науки» обобщил научные знания и открыл способы дезинфекции. Поэт, философ, математик Омар Хайам нашел решение уравнений третьей степени с помощью конического сечения; он знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи»:
  Не спрашивают мяч согласия с броском.
  По полю носится, гонимый Игроком.
  Лишь Тот, Кто некогда тебя сюда забросил, -
  Тому все ведомо, Тот знает обо всем.

 
© www.textb.net