Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


6.2. Западная Европа

  Средневековье - термин для обозначения типа культуры, доминировавшей на большей части территории Западной Европы с середины I по середину II тысячелетия н.э. Интерпретация Средневековья как самостоятельной культуры, промежуточной между античностью и Новым временем, была предпринята в эпоху Возрождения. Мыслители Ренессанса характеризовали его как эпоху упадка по сравнению с античностью. Впоследствии утвердилась иная оценка Средних веков: как качественно новой ступени развития европейской культуры.
  Переход от античной цивилизации к Средневековью происходил на фоне распада Западной Римской империи. Кризис античного типа культуры, исчерпанность его внутреннего потенциала ясно обозначились уже в период расцвета Рима (I -II вв. н.э.). Позже это проявилось в разрушении античной государственности, падении Рима.
  Великое переселение народов (с IV по VII вв.) - внешнее условие падения Рима и распада империи. В ходе него десятки полудиких племен устремились к завоеванию имперских земель. Последний император Ромул Август был низложен в 476 г. На развалинах империи возникала новая культурная общность. Период раннего Средневековья (V-IX вв.) начинается с основания варварами ряда государств. Самым большим и влиятельным из них стало Франкское, которое охватывало значительную часть современной Франции и ряд других областей. Вначале им правила франкская династия Меровингов, основанная Хлодвигом (481—511). Затем к власти пришла германская династия Каролингов, крупнейшим представителем которой был Карл Великий.
  Утверждение политического господства варваров не означало полного исчезновения античного влияния. После падения Рима оно проявилось в форме освоения его наследия. Латынь стала языком общеевропейского общения, ее знание позволило сохранить в варварских государствах античный тип образования. Огромное влияние на культуру Средневековья оказали античное право, философия, искусство. Становление средневековой культуры происходило под влиянием двух начал: культуры варварских (прежде всего, германских) племен и античной культуры (романское начало). Однако ни то, ни другое не стало определяющим. Духовной основой и интегрирующим началом Средневековья явилось христианство.
  Христианство возникло и распространилось на территории римской империи в период ее расцвета. Оно принесло новое мировоззрение, стало реальной альтернативой античному мировосприятию еще «внутри» античной культуры. И для Востока, и для Запада христианство оказалось «мостом», соединившим уходящую и рождающуюся цивилизации, обеспечившим преемственность культур. В то же время, оно стало водоразделом между античным (языческим) и средневековым (христианским) типами культур.
  Разделение Церквей. В средние века христианство представлено двумя культурными комплексами — Византийским и Западноевропейским. Схизма 1054 г. — формально провозглашенное разделение Христианской церкви (на православную и католическую) — стала логическим итогом расхождений, которые возникли в богословии, догматике, литургике западного и восточного христианства. Различным был и сам характер отношения к Богу в западном и восточном христианстве. Католичество делало акцент на то, что в лице Христа мир получил примирение с Господом, однако не обрел еще окончательного искупления грехов. Открытая Христом возможность спасения понималась, прежде всего, как индивидуальное оправдание, которое христианин ожидал от Церкви в награду за праведность. Западная Церковь понимала отношения Бога и человека преимущественно как «юридические» («договорные») отношения, и особенно ценила послушание Закону. Грех трактовался как отступление от него, которое может быть количественно измерено. Соответственно, также могло быть измерено и искупление греха. Обретение спасения требовало полного искупления. Это привело, с одной стороны, к идее чистилища - промежуточного между адом и раем места, где процесс очищения души мог быть продолжен и после смерти (для тех, кто не успел полностью компенсировать ущерб в земной жизни). С другой - к идее сокровищницы благодати (избыток добрых дел праведников); утверждение о ее существовании стало основой практики отпущения грехов (индульгенции).
  Православие подчеркивало, что Христос уже навсегда одержал победу над злом и над смертью. На первый план в нем выдвинуты радостные события Воплощения и Воскресения. Вочеловечивание Бога для восточной Церкви означало начало процесса восстановления богоподобия в человеке (обожения). Церковь рассматривалась не столько как инстанция, карающая или прощающая грех, но, в большей мере, как проводник к мистическому единению с Христом.
  Одной из основных причин разделения Церквей стало утверждение первенства Римской Церковью. Западная Церковь утверждала, что верховная власть в христианском мире должна принадлежать преемнику апостола Петра - первого епископа Рима. Уже в конце IV-начале V вв. римские епископы присвоили себе право называться папами, т. е. главами Церкви. Появление папства сплотило западную Церковь. Жестко централизованная организация во главе с папой Римским стала главной силой, объединившей Европу. Закономерным следствием укрепления власти папы стал догмат о его непогрешимости.
  В богословском аспекте «камнем преткновения» стал вопрос о filioque (исхождении Святого Духа): Восточная Церковь утверждала исхождение Святого Духа только от Бога-Отца; Римская Церковь настаивала на Его исхождении и от Сына. Впоследствии Православная Церковь не признала и учение о сокровищнице благодати, которую создают добрые деяния святых и праведников; не было признано учение о чистилище.
  Особенности средневекового западноевропейского мировоззрения. Важно подчеркнуть «вертикальный» характер христианского мировосприятия средневекового европейца, его «двумирность». Спасение мыслилось как преодоление притяжения «мира» и достижение «неба», когда душа уже при жизни пребывает в иной - благой и блаженной - реальности, но окончательное спасение, жизнь вечную он надеется обрести за пределами своего земного существования. Другая черта - четко выраженная иерархичность концепции мироздания. Согласно богоустановленному порядку, мир выстроен по определенной схеме - в форме двух симметричных, сложенных основаниями пирамид (эта схема известна по «Божественной Комедии» Данте). Вершина верхней - Бог, ниже - чины небесной иерархии, затем - иерархически организованное человечество. У основания верхнего ряда находилась земля. Нижняя пирамида как бы негативно отражала верхнюю, представляя иерархию нарастания зла и приближения к сатане.
  Представление об иерархически устроенном мироздании нашло отражение во взгляде на должную структуру общества. На земле существуют три сословия - духовенство, oratores (молящиеся), рыцарство, bellatores (сражающиеся) и народ, aratores (пахари) или laboratores (трудящиеся). Таким образом освящалась фактически сложившаяся система общественных связей, характерная для феодального строя.
  Основой феодальной экономики явилось аграрное натуральное хозяйство. Экономическим фундаментом сословного деления общества было отношение его членов к земельной собственности. Общественная интеграция на основе земельной собственности осуществлялась двумя путями: во-первых, общественная структура сверху донизу опиралась на личные связи между сеньорами и вассалами. Другой характерной чертой была корпоративность. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью целостного коллектива. Такими общностями (корпорациями) были монашеские и рыцарско-монашеские ордена, сельские общины, ремесленные цехи, воинские дружины, даже корпорации нищих и воров.
  Проблема верховной власти. Церковь, объединяющее начало средневековой Европы, пользовалась огромным авторитетом, однако, вплоть до XI в. ее политическое верховенство было далеко не очевидно. После смерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык. Ситуация изменилась при папе Григории VII (1073—1085), который начал осуществлять программу верховенства папской власти над властью светских государей. Его доктрина папской теократии была изложена в документе под названием «Dictatus рарае». Папа Бонифаций VIII (1294—1303) сформулировал принцип «двух мечей», согласно которому верховное правление и в духовной, и в земной сферах принадлежит Церкви. С XI по XIII вв. могущество папства возрастало, что проявлялось не только во внутренней, но и во внешней политике. В 1096—1270 гг. Церковь организовала крестовые походы — религиозные войны во имя освобождения гроба Господня в Иерусалиме. Шли войны против арабской Испании. Велась активная миссионерская деятельность, обращались в католичество западные славяне, венгры и жители Прибалтики. Однако, достигнув пика могущества, Церковь постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. В XIV в. ослабление папства довершилось великой схизмой — расколом внутри Католической Церкви, который прекратился только в 1417 году.
  Доминирование католического мировоззрения отразилось в средневековом искусстве. Первым общеевропейским стилем стал романский (конец X—XII вв.). Основными сооружениями романской архитектуры стали монастырский комплекс, а также замкнутое укрепленное жилище феодала — замок. Этот стиль характерен для периода наибольшего могущества Церкви, вне которой не мыслилось очищение от греха и спасение. Романский собор вызывал ощущение надежного оплота. Его наружный облик исполнен спокойной и торжественно-суровой силы, противостоящей зыбкой и грозной пучине мирской жизни. Важную роль в создании этого впечатления играли башни, а также массивные стены, толщина которых подчёркивалась узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами. В интерьере мерные ритмы аркад и подпружных арок рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства. При этом контраст между тяжеловесными, строгими очертаниями собора и яркими эмоциональными образами, наполнявшими его внутреннее пространство, отражал идею превосходства духовного над телесным.
  Специфика католической религиозности, ориентированной на страх перед наказанием и потребность в искуплении, а также ее эмоциональность, граничащая с экзальтацией, нашла свое проявление в настенной живописи и скульптурных рельефах романского стиля. Искаженные пропорции, экспрессивные жесты фигур были призваны раскрывать трагическую сторону христианства. Таковы сюжеты Страшного суда, страданий грешников в аду. Особой выразительностью отличались изображения крестных мук Христа. Разумеется, фигура Христа, всегда занимающая доминирующее положение и превосходившая размером другие, олицетворяла не только Жертву, но и безграничное могущество Бога (Христос во Славе). Изобразительный ряд включал и сцены из Священной истории. Обилие растительного орнамента, а также изображения животных («звериный стиль») - элементы язычества. Но, тем не менее, романский собор должен был являть в архитектуре, в пластических образах и в красках целостную картину христианского мировосприятия (аббатство Клюни, Франция).
  В светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с башней-донжоном (Замок в Лоше, Франция).
  Внутри средневекового типа культуры намечаются тенденции будущего развития Европы.
  Городская культура. Формирование нового, впоследствии ведущего общественного сословия связано, прежде всего, с возникновением и развитием средневековых городов. Города возникают в XI в. и быстро начинают расти. Причиной быстрого роста городов было развитие ремесла и связанный с ним рост торговли. Именно в рамках городской культуры происходили значительные изменения в науке и образовании. На протяжении нескольких веков единственными центрами просвещения были монастыри, возникавшие в Западной Европе с VI в., а также церковные школы. В период раннего средневековья в них изучались "семь свободных искусств" (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия - учебные дисциплины, сложившиеся еще в поздней античности). Главной дисциплиной было богословие. Особое значение придавалось переписыванию рукописей, в результате до наших дней дошли и богословские труды, произведения античной литературы.
  Рост городов способствовал подъему образования. Во второй половине XI в. появились светские школы в городах, возникли университеты. В XIII-XV вв. они существовали уже почти во всех европейских странах. Университетское образование велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любом университете студентам со всей Европы. В средневековом университете имелось четыре факультета: подготовительный, богословский, медицинский и юридический. В университетах были разработаны основные формы обучения, которые характерны и для современных образования и науки: лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научный диспут.
  Наиболее развитой формой теоретического знания стала теология. В XI в. теология породила такой феномен, как схоластика - «школьная» философия, осмыслявшая христианскую догматику с рационалистических позиций, делающая ее более доступной и понятной. Схоластика утверждала союз между верой и разумом. Признавалось, что человеческий разум не в силах обеспечить прямое доказательство таких догматов веры, как троичность Бога, Воплощение. Но разум дан человеку не для того, чтобы доказать веру, а для того, чтобы, по слову Фомы Аквинского, «прояснить, сделать очевидным (manifestere, лат.) все то, что предлагается в этом учении». Четкая различимость и дедуктивная убедительность человеческой мысли о мире не отрицает Бога, а, напротив, свидетельствует о нем и направляет к Нему. Бог явил Себя в логическом мышлении человека подобно тому, как Он явил Себя в мироздании, - разумно устроенном и в то же время указующем на Него как на свой источник. В божественной организации мироздания разум фиксирует противоречия, но тут же отмечает, что они указывают на исходную, рационально непостижимую гармонию и направляют к ней. Точно так же в истине Откровения схоласты видели предел, точку схождения позиций авторитетных философов и богословов всех времен; сами они стремились обнаружить и рационально обосновать возможность соединения противоположных точек зрения. Вершиной схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в.), который в своих «Суммах», следуя этому идеалу знания, осуществил синтез христианской догматики и философии Аристотеля.
  В Средние века существовали направления в философии и богословии, которые вели борьбу со схоластикой. Одним из них была мистика. Мистики считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью логики рассудка. Человеческий разум был важен для них как источник интуиции, озарения или «созерцания». Целью постижений интуитивного разума для мистиков являлся Бог.
  В то же время, укреплялась и противоположная позиция, которая считала главным достоинством разума способность мыслить логически. Она предполагала, что усилия человеческого разума должны быть направлены, прежде всего, на изучение законов природы, тогда как Бог, недоступный разуму, должен оставаться предметом веры. В рамках этого направления развивался интерес к опытному знанию, переводились и комментировались естественнонаучные трактаты античных авторов и арабских ученых. Оксфордский профессор Роджер Бэкон (XIII в.) ввел в сферу науки эксперимент как новый метод исследования природы. Доказательства, основанные на эмпирическом опыте, все чаще признавались более убедительными, чем свидетельства любых авторитетов.
  Эпоха второго средневекового стиля - готики (конец XII-XV вв.) также приходится на период, когда в культуре все большую роль начинал играть город. Расцвет готического стиля - XIII век. Главная особенность готического собора - устойчивая каркасная система. Вся тяжесть собора ложилась на его контрфорсы - вертикальные стены- ребра, расположенные за пределами основного объёма здания. Это позволяло делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна, украшавшиеся затем витражами. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам. Как и схоластическая «Сумма», готический собор включает каждый отдельный элемент в единое целое; и, подобно «Сумме», это целое устремлено к Богу как к своему завершению. Собор должен был зримо являть совершенство разума Творца. Отдельные элементы: стена, колонна, арка, четко и логично отделены один от другого, но в то же время они соотнесены друг с другом на основе единых принципов, как бы взаимно выводимы. Высокая готика стремилась быть настолько логичной и ясной для разума, что кажется возможным «просчитать» организацию всего здания, наблюдая одну лишь его колонну. Внутреннее убранство было призвано являть в образах (manifestere) целостное христианское мировоззрение. Интерьеры романских соборов уже решали эту задачу, готика достигла здесь непревзойденных высот.
  В XIV-XV вв. происходит постепенное «угасание» готики («пламенеющая готика»). Правило соответствия элементов стало зачастую нарушаться: допускалась, например, излишняя расчлененность потолка, а также текучие переходы и взаимопроникновения элементов.
  Готический стиль получил классическое выражение во Франции (собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе). Значительное распространение и развитие готика получила в Англии (Вестминстерское аббатство, собор в Солсбери) и Германии (собор в Кельне, собор во Фрейбурге). Применение готического храма было не только культовым, он служил центром и общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Светские и церковные церемонии устраивались на соборной площади.
  Формирование светской культуры. В рамках доминирующей христианской культуры постепенно формировались и элементы светской культуры. Их первыми выразителями стали военные аристократы — рыцари, а в зрелом средневековье — горожане-бюргеры. В первом случае, это — так называемая куртуазная культура (от французского court -двор). Она создавалась рыцарями, служащими при дворах сюзеренов. Рыцарский кодекс чести трансформировался в особый ритуал отношений, стал придворным этикетом. Рыцарь должен был обладать навыками верховой езды, фехтования, плавания, игры в шашки, обращения с копьем. Столь же обязательным было поклонение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь. Формировалась куртуазная литература: рыцарская поэзия и рыцарский роман. С возникновением рыцарской лирики связано появление светской музыкальной культуры. Профессиональные «певцы любви» сочиняли стихи и музыку и сами исполняли свои произведения под аккомпанемент на струнном или духовом инструменте (виоле, роте, лютне) или без инструментального сопровождения. Рыцарский роман воспевал торжество справедливости в этой, земной жизни. Он воплощал идеальные представления о рыцаре. Его герой боролся за правду, стремился к славе, совершал чудесные подвиги. В XIV в. рыцарская этика с ее принципами верности долгу, сюзерену, даме переживала глубокий кризис. Куртуазная поэзия, как и сам образ рыцаря, становилась объектом насмешек и пародий.
  Светская культура формировалась в связи с ростом самосознания нового сословия — горожан, для которых главными достоинствами человека являлись личная свобода, уверенность в собственных силах и успех в делах. Новое представление о человеке не совпадало с доминировавшими идеалами монаха и рыцаря, возникало критическое отношение к ним. Создавались пародии на литургию, молитвы, пародийные рыцарские романы. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных - хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом льве Нобле, в поведении которых легко угадывались человеческие черты, свели и переложили на стихи - так появился «Роман о Лисе». Комические сюжеты, в которых истинным героем оказывался простолюдин, а представители духовенства и знати осмеивались, характерны для юмористических жанров городской средневековой литературы: французского фаблио (побасенка), немецкого шванка (шутка).
  В Средние века возник народный театр, своими корнями уходящий в литургическую драму Католической Церкви. Получили распространение фарс - сатирическое представление на сюжеты городской жизни, а также моралите - аллегорическая пьеса нравоучительного характера.
  Заключение. В течение тысячелетия Средневековья культура Западной Европы претерпела огромную трансформацию. Из многочисленных варварских племен образовалась цивилизация, заложившая фундамент культурного единства Запада. Христианство, унаследованное от разрушенной Римской империи, победило язычество, достигло невиданного прежде расцвета. Христианское мировосприятие нашло выражение в богословии и философии, в архитектуре и искусствах. Происходило развитие рационального знания и образования. Средневековье во многом подготовило научную революцию Нового времени. Однако к XIV в. средневековая культура оказалась в кризисном состоянии. Приходил в упадок феодализм - экономическая основа Средневековья. В вопросах власти папство все больше уступало мирским правителям. Светская культура утверждала себя наравне с церковной. Кризис нашел разрешение в возникновении иного типа культуры - культуры Нового времени. Его прелюдия - культура эпохи Возрождения, выразившая новый взгляд на мир и человека, — явилась первой попыткой разрешения коллизий, порождённых уходящей цивилизацией.

 
© www.textb.net