Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


6.1. Православная религиозная традиция и культура Византии

  В 324 г. император Константин перенес столицу Римской империи на новое место, гениально выбранное у Босфорского пролива, на мысу, омываемом с одной стороны водами Мраморного моря, с другой - Бухты Золотого Рога. Здесь почти соприкасались Азия и Европа, пересекались торговые пути, связывающие Запад и Восток, город контролировал проливы между Средиземным и Черным морями. Столица, игравшая роль «Второго Рима», получила имя Константинополь в честь своего основателя. В 395 г. после раздела империи на Западную и Восточную Константинополь стал столицей нового крупного государства Византии, территориальные владения которой первоначально располагались в Европе, Азии и Африке. Название государства - Византия - происходит от имени небольшой греческой колонии Византий, на месте которой построен Константинополь.
  Возникновение новой империи было во многом вызвано социально-экономическим кризисом и политическим развалом старой рабовладельческой языческой Римской империи. Для прогресса в экономике, политике и духовной жизни потребовалось не только новое время - эпоха Средневековья, но и новое место, обеспечивающее простор для развития феодальных отношений, утверждения самодержавной власти, развития новой «благоверной» религии - христианства, приобщения к ней народов мира.
  Византия — государство, уникальное по своей роли в мировой культуре. Одной из наиболее важных черт византийской культуры стал ее синтезирующий характер: различные культурные традиции здесь не просто суммировались, вырабатывалась некая квинтэссенция, развивалось самое передовое и лучшее. Именно этот новый, более высокий уровень культурных достижений передавался соседним государствам и всему миру. В нем нашли отражение достижения классической культуры Греции и политизированного технократического Рима, продолжилось начавшееся в эпоху эллинизма обогащение европейской культуры яркими проявлениями культуры восточных стран и народов. Сама эта синтезирующая роль словно перешла к Византии от древнего Вавилона, где одинаково воспринимались и ценились разноэтничные традиции.
  В течение первого периода истории Византии (IV-VII вв.) сложилась и закрепилась своеобразная политическая система. Во главе государства стоял император (василевс). Как это было установлено и в Риме, византийский император сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, считался олицетворением всех достоинств — силы, храбрости, воинской доблести. Восточно-Христианская Церковь наиболее последовательно обосновала идею божественного происхождения монархической власти, известную по древневосточным цивилизациям и развитую Римом. Власть византийского императора, главы христианского мира, являлась самодержавной и не ограничивалась договором. Изначально она не передавалась по наследству. Бюрократическое общество выбирало, назначало и смещало императора. Новой чертой в облике монарха была связанность византийского императора узами христианской морали. Главными обязанностями «первого среди равных» считались защита интересов народа и государства, стремление к справедливости, благоразумию и скромности. В этом отношении император был в определенной мере зависим от воли избирающего и поддерживающего его народа в широком смысле (элиты общества, армии, демократических масс).
  Существовали два основных правительственных органа: сенат и государственный совет. Государство находилось в состоянии согласия (симфонии) с Церковью. Император обязан был защищать Православную Церковь, Церковь освящала самодержавную власть.
  Высокий статус государственной власти поддерживался и доминированием государственной собственности на землю.
  Господствующий класс византийского общества был неоднороден. До VII в. большую роль играло сословие римских сенаторов. Поднималась новая землевладельческая знать. На первый план выдвинулась чиновничья аристократия. В детально разработанной иерархии чинов придворной администрации существовало множество титулов и должностей. Вожди и правители народов, находившихся в сфере влияния Византии, включались в эту систему. Например, русская княгиня Ольга в середине X в. получила при дворе императора Константина Багрянородного титул архонтиссы.
  Наиболее важные вопросы веры рассматривались и решались на Вселенских церковных соборах, они утверждали церковные каноны (правила), осуждали или предавали анафеме ереси. В IV в. центральным вопросом стало понимание догмата Троицы. В Византии признавалось равенство всех божественных лиц (ипостасей) Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Православное понимание догмата Троицы, или «Символ веры», было утверждено на двух вселенских соборах - в Никее в 325 г. и в Константинополе в 381 г. Эти соборы осудили ересь арианства, возникшую в IV в. в Александрии, согласно которой Бог-Сын не может быть равен Богу- Отцу, поскольку рожден им. После распада Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. Церковь формально оставалась единой, но конфликты между восточнохристианской и западной ветвью усиливались. Окончательное разделение Церквей (схизма) произошло в 1054 г.
  Христианство сформировалось на основании синтеза целого ряда философских и религиозных учений (иудаизма, манихейства, ближневосточных учений, античных философских учений, в том числе неоплатонизма). Догмат о Троичности божества оказался созвучен триаде Платона: 1) Единое - беспредельное начало - Родитель, или Бог-Отец; 2) Ум, Смысл, Слово, раскрывающее Единое, - Бог-Сын, Богочеловек; 3) Душа, соединяющая все, - Бог-Дух Святой.
  Представление о божественном предопределении играло в православии меньшую роль, чем в католичестве. Допускалась возможность индивидуального спасения в результате проявления воли человека, молитвы, исповеди, единения человека с Богом. С этим связаны определенный оптимизм и жизнерадостность взгляда на человеческую жизнь, где оказывается возможным выбрать праведный путь. В библейской истории Иисуса Христа православие считает главным само значение его искупительной жертвы за человечество и воскрешение. Это воспринимается как вера в победу добра над злом. Огромное значение в православии приобрел культ Богоматери. Человечный и святой образ Матери с младенцем оказывал на людей сильное эмоциональное, просветляющее и воспитательное воздействие. В католичестве акцент делается на самой жертвенности, распятии и страдании Христа.
  Восточнохристианская Церковь не была независима от государства, и, как правило, не вступала с ним в противоречия, состояние отношений характеризуется как «симфония» (согласие). Церковная организация не была строго централизованной, из пяти первоначально равных патриархий впоследствии возвысилась Константинопольская.
  В католицизме велика роль церковной организации, а также общины, регламентирующих жизнь верующих. Во главе Католической Церкви стоял папа, считавшийся абсолютно непогрешимым. Церковная организация была строго централизованной и строилась по принципу жесткой иерархии. Церковь обладала организационной и экономической независимостью от государственной власти. Кроме того, духовная власть ставила себя выше государственной. Это часто приводило к конфронтации между ветвями власти.
  Православная Церковь не признает догмата о непогрешимости главы Церкви, провозглашает равенство в причастии светских и духовных лиц, отсутствует запрет на брак для священников. Отрицается и догмат о чистилище, где душа умершего еще могла бы, согласно католичеству, избавиться от грехов.
  Существенны различия между православием и католицизмом в обрядности и церковном искусстве. В православном культе большую роль играют иконы, развито поклонение Богородице и святым. Таинство крещения осуществляется посредством погружения в воду. Принято моление стоя, или на коленях. Признается возможность богослужения на национальном языке в отличие от неизменной для католицизма латыни. Из видов церковного искусства в православных храмах наибольшее значение имеют мозаика и иконопись, скульптурное убранство храмов не принято. Богослужение, как правило, не имеет музыкального сопровождения.
  В IV в. в Византии началось монашеское движение, появились монахи-отшельники, жившие в пустынях Египта, Сирии, Палестины. Позже появляются монастыри, где жизнь связана общим распорядком и уставом. В X в. в Греции возникает Афонский монастырь, место для которого, по преданию, было указано самой Богоматерью. Позже он становится центром многочисленных православных монастырей и местом постоянного паломничества.
  Население Византии считалось избранным народом Божьим - христианами. Этническим ядром были эллины (греки), но в составе государства находились многие народы: римляне (ромеи), копты (египтяне), сирийцы, армяне, евреи, фракийцы, иллирийцы, славяне, а также различные племена Малой Азии. Разнообразие этнических и религиозных традиций вызывало появление антихристианских и языческих ересей. Чтобы избежать противоречий, византийская Церковь иногда использовала языческие верования, явно не противоречившие христианству (магия, анимизм).
  Хозяйственная система Византии была довольно сложна. Жестких форм рабской зависимости здесь уже не наблюдалось, земля давалась рабу во временное пользование. Наложение феодальных отношений на остатки рабовладельческой системы вызывало острые социальные противоречия. Тем сильнее поражает необычайный экономический и культурный расцвет византийских городов. Константинополь, столица государства, превосходил другие города великолепием внешнего облика и сосредоточенным в нем богатством. Его называли «городом изнеженной праздности и неутомимого труда». Крупными городами были Антиохия (Сирия), Александрия (Египет); Иерусалим (Палестина); Эдесс (Северная Месопотамия), Тир и Бейрут (Финикия), Эфес и Смирна (Малая Азия). Здесь проживала духовная элита мира: теологи, писатели, историки, философы, эстеты. Здесь создавались художественные ценности, формировавшие вкусы и стили искусства во всем мире.
  Одним из любимых развлечений горожан были состязания (ристания) колесниц на ипподромах. Зрители делились на цирковые партии по цветам одежды возничих: голубые, зеленые, красные, белые. Цирковые партии в дальнейшем послужили зародышами политических. На ипподроме происходили все важные государственные церемонии.
  В VI—VII вв. при императоре Юстиниане I (527—565 гг.) Византия пережила первый расцвет. Законодательство (кодекс) Юстиниана вобрало в себя достоинства римского права, применив их к новым условиям. Впервые в истории было признано естественное равенство людей, а рабство — состоянием, противоречащим человеческой природе. Сподвижницей Юстиниана в государственных делах стала его супруга Феодора, обладавшая незаурядным умом и красотой. Опирался он также и на военачальника Велизария. Юстиниан I и его приближенные изображены на мозаиках в церкви Сан-Витале в Равенне.
  Второй период истории Византии (VII-XII вв.) более сложен. Происходит массовое расселение варварских племен, некоторые территории империи приобретают независимость. От Византии отпадают многие территориальные владения в Малой Азии, на Балканском и Апеннинском полуостровах. Главным политическим и культурным противником Византии стал Мусульманский Восток. После арабских завоеваний Византия потеряла Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет.
  В VIII в. централизация государственной власти усиливается. Императорская власть становится независима от высших социальных прослоек, с X в. устанавливается принцип передачи ее по наследству. Император получает решающий голос при выборе патриарха. Укрепилось военно-административное управление страной: высший военачальник — стратиг - непосредственно подчинен императору.
  К X в. складывается класс феодалов и укрепляется монастырское землевладение. Возрастает личная и земельная зависимость крестьянства от феодалов. В VII—IX — образуется рынок дешевой рабочей силы в городах. Социальные конфликты усиливаются. Со стороны государства принимаются меры против участия простых граждан в политике.
  Рубеж XI—XII вв. — апогей развития византийских городов. Возвышаются Никея, Смирна, Эпир и Трапезунд. Новый подъем переживает Константинополь. В это время действовал городской устав «Книга эпарха», регламентировавший жизнь в городе. Основное население города составляли свободные ремесленники, но сами ремесленные корпорации были зависимы от государственной власти.
  Официальная идеология Византии характеризуется полным господством христианского мировоззрения в варианте православия. Происходит систематизация богословия, но, как правило, без выработки нового. Крупнейший философ и богослов Иоанн Дамаскин разработал систему идей о Боге, сотворении мира и человека. Одним из главных апологетов (защитников) православия был Иоанн Златоуст. Главной составляющей интеллектуальной элиты являлись монахи, или черное духовенство. В философии, тесно связанной с теологией, выделялось два направления. В основе первого - патристики - лежит представление о совершенном бытии, даре Бога-творца. Основы этого философского направления были сформулированы отцами Церкви - Василием Кесарийским, Григорием Нисским, Григорием Назианзином. Для подтверждения истинности самым важным была ссылка на авторитет (название - патристика - включает в себя слово pater - отец, авторитет). Другое направление - мистика - основано на вере в слияние человека с Богом и возможность общения с потусторонним миром. В мистике можно видеть и одну из основ спиритуализма христианского искусства.
  Одним из главных жанров литературы к IX в. стали жития святых (агиография). Авторами, как правило, становились монахи. Живая демократическая струя проникала сюда из народной жизни, но к XI в. выработалась схема, шаблон. Развивается монастырская литературная поэзия. Известна поэтесса-монахиня Касия, творчество которой проникнуто сознанием собственной интеллектуальной высоты, с которой она бичует человеческие пороки. Светская литература характеризовалась дидактикой (поучительностью). Распространен жанр зерцала - наставления. В X-XI вв. появляются сочинения на разговорном языке с элементами фольклора, например, эпическая поэма о Дигенисе Акрите. Жанром исторической литературы, основанным на Библии и повествовавшим о всемирной истории, была хроника. События хронологически объединялись по годам царствований византийских императоров. В хрониках, в отличие от мифологии, проявилось представление о линейном времени, поступательном движении истории от прошлого к будущему. Одним из наиболее известных историков IV в. был Аммиан Марцеллин, его труд «История» («Деяния») состоит из 18 книг и написан ярким художественным слогом. К X в. относится переворот в исторической мысли. События не всегда объясняются волей Божьей, появляется понимание причинно-следственных связей и авторская личная позиция. К таким историкам относится Лев Диакон. Черты исторического романа проявляются в сочинениях Никиты Хониата и Анны Комниной. Внимание привлекает не идеализированный герой, а действующая реальная личность. Сфера светского знания в Византии оказалась в целом суженной, уровень грамотности населения был невысок.
  Гуманизация (приближение к реальной человеческой жизни) всех сфер культуры и появление нового интереса к античности относятся к XI-XII вв. Если ранее в литературе преобладали мистика и спиритуализм (обращение к потусторонним силам); теперь чаще проявляется конкретное живое содержание. Возникает жанр любовно-приключенческого романа. Нарастает драматизм и психологизм повествования.
  Наиболее важной задачей науки в Византии считалась запись и передача знаний последующим поколениям. Теория преобладала над эмпирическими знаниями и экспериментом. Сложились две естественно­научных школы. Антиохийская - основывалась на Священном Писании, античные достижения отрицались или забывались. Здесь сложилось христианское представление об устройстве мира: в центре - плоская земля с куполообразным небом и системой небесных и водяных сфер вокруг, на различных уровнях которых располагались Бог и ангелы. В VI в. эти представления отразила «Христианская Топография» Козьмы Индикоплова - специальное произведение об устройстве Земли и Вселенной. Каппадокийско-александрийская школа основывалась на античных идеях о шарообразности земли и сферичности небес - космоса.
  К середине IX в. относится повышение уровня образования. Античная в основе система образования в Византии претерпела некоторые изменения. Первая общая ступень тривиум включала изучение грамматики, риторики и диалектики, но учебным пособием были не поэмы Гомера, а Священное Писание. Немногие обучались на второй ступени - квадривиуме, дающем знания по арифметике, геометрии, музыке, астрономии (физике). На высшей ступени обучали чистому знанию — богословию и метафизике. Для детей существовали монастырские школы. Складывается система специализированного высшего образования. С VI в. в Константинополе существовал университет с кафедрами греческой и латинской грамматики, риторики, философии и права. В конце XI в. император Алексей Комнин открыл высшую духовную школу при патриархии. Высшие богословские школы основаны в Александрии и Антиохии. Бейрут стал центром высшего юридического образования.
  Из наук актуальна эстетика, обосновывавшая христианское искусство, главной задачей которого считалось раскрытие тайного смысла совершенного мира, сотворенного Богом. В VIII—IX вв. остро дебатировался вопрос о возможности изображения Бога (непостижимого божественного оригинала). К 717—843 гг. относится период иконоборчества, когда почитание икон было запрещено. Любое изображение Бога, выполненное человеческой рукой и из «недостойного» земного материала, считалось противоречащим божественной природе. Такая позиция опиралась на отдельные тексты Ветхого Завета, общей священной книги христиан и иудеев, такой взгляд восторжествовал в культуре ислама. Но в Византии концепция иконоборчества была преодолена. После этого византийское изобразительное искусство получило новый импульс для развития. Главные его виды — иконопись и фресковая роспись — дали произведения, ставшие эталоном для всего православного христианского мира.
  Для христианского искусства характерны глубокая духовность, стремление возвыситься над земной реальностью и эмоциональностью, всем временным и пространственным. Добродетель и нравственное совершенство ставились выше физической красоты. На иконах и фресках изображение дается в двухмерном условном (плоскостном) пространстве, лишь отдельные детали прорабатываются объемно. Божественные образы находятся в ином потустороннем мире, отделенном от человека невидимой гранью. Основным способом восприятия художественного произведения является созерцание. Единство композиции и общая гармония произведения считались важнее проработки конкретных деталей. Большую роль в культуре Руси сыграла икона Владимирской
  Богоматери, созданная в Константинополе к XII в. (по преданию, ее автором был евангелист Лука). Русский князь Андрей Боголюбский тайно перевез ее из Киевской земли во Владимир, оттуда позже она попала в Москву, став ее символической защитницей.
  Византийское изобразительное искусство пронизано символизмом: изображений, красок, надписей. Глубинной целью символизма был поиск скрытого смысла и выражение высшей божественной идеи.
  Развилась и высокая орнаментальная культура, давшая потрясающий синтез строгой симметрии и декоративной роскоши. Всем видам искусства свойственна канонизация - введение и соблюдение строгой системы правил создания произведений.
  К IX-X вв. относится расцвет мозаики, в этой наиболее дорогой и тонкой изобразительной технике создавались крупные настенные изображения на священные сюжеты для церквей. В XI-XII вв. достигло расцвета искусство книжной иллюстрации - миниатюра.
  В церковной архитектуре до V в. господствовал заимствованный от Рима тип базилики (прямоугольной в плане церкви), затем был разработан тип крестово-купольного храма. В 532-537 гг. построен храм св. Софии в Константинополе. Внешний декор зданий создавался дополнительным членением стен, светотенью, красочной отделкой глазурованными плитами. К VI в. было инженерно разработано проектирование куполов, но первое здание Софийского собора разрушилось, поскольку огромный купол опирался на крышу здания. В VII-X вв. в конструкциях применяются опорные столбы (столпы) и вводится система их крестообразного расположения под пространством купола.
  К IX-X вв. сложилась концепция сакральной архитектуры. Храм понимается как образ мира. Купол символизирует небо и Господа. Подкупольное пространство завладевает человеческим взглядом и заставляет его непрерывно скользить вверх. Иконостас зримо являет собою историю Церкви и систему библейских истин. Молящемуся кажется, что роскошь и великолепие церковного убранства и богослужения приближает его к царству Божиему. Во время церковной службы - литургии - в церкви звучит «небесная» музыка. В церковно-музыкальном искусстве произведена канонизация (упорядочение) ладотональной системы. В основе каждой мелодии лежала определенная формула (ихос). Выработались музыкальные эталоны церковных песнопений: утреннего — канон; праздничного — тропарь.
  Как свидетельствует русская летопись начала XII в. «Повесть временных лет», великолепие церковной службы в храмах Константинополя произвело сильнейшее впечатление на посланников князя Владимира и сыграло большую роль при выборе им православной веры для русского народа.
  Больших высот в буквальном и переносном смысле достигло и дворцовое строительство. Сохранились восторженные отзывы современников об императорском дворце в Константинополе. В IV в. он начал строиться, а к V—VI вв. его грандиозный архитектурный ансамбль сложился. Дворец включал парадные залы с главной Золотой Палатой, площадки с фонтанами, термы (бани), ипподромы и сады. Стены импраторского дворца были выше городских...
  В период VIII—XII вв. политика и культура Византии оказали огромное влияние на развитие славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Древней Руси.
  В 1204 г. Константинополь был взят сборною дружиною западноевропейских рыцарей в 20 тыс. человек. Это было первое падение города, ранее его не смогли взять ни персы, ни арабы. Греческое население (400 тыс. человек) в большинстве покинуло город, переправившись на азиатский берег, во главе с императором Феодором Ласкарисом. Покидая город в толчее и давке, люди плакали. Героически вел себя сановник и историк Никита Хониат. Неся на руках сына, он вывел из города группу людей и спас дочь своего друга, попавшую в плен. Как он вспоминал, «каждый шел со своим горем.».
  От Константинополя остались только стены, город погиб от огня и меча. После захвата последовал неслыханный трехдневный грабеж города. Разорению подверглись люди, храмы, могилы, даже могила самого Юстиниана. В алтаре св. Софии крестоносцы грузили награбленное богатство на мулов. До 1209 г. произведения византийского художественного ремесла и святыни византийской столицы переправлялись в Европу. Главное собрание византийских памятников находится в ризнице собора св. Марка в Венеции. Многие византийские произведения сохранились в казне французского короля и в Ватикане. Распродажа византийских святынь латинскими императорами продолжалась до 1215 г. После латинского разорения Константинополь уже не достиг былого величия. Огромное количество произведений искусства погибло и осталось неизвестно. Прервалась торговля с Востоком.
  На месте Византийской империи образовалось несколько государств: Никейская империя, Трапезунд, Эпирское царство, Латинская Романия. Главная роль в непосредственного продолжении культуры Византии с 10-20 гг. XIII в. принадлежит Никейской империи, во главе которой стоял император Феодор II Ласкарис, писатель и мыслитель. Пропагандировались идеи безраздельного служения православию, воспитывалась ненависть к латинству. Возрос интерес к античной мифологии и внутреннему миру человека. В XIII- XIV вв. возрождение византийской культуры шло и в Трапезунде, где сложился особый архаизирующий стиль, прославляющий былое величие Византии. Своеобразным государственным образованием стала Латинская Романия, включившая Константинополь с округой, территории Балканской Греции, острова Крит, Кипр, Родос. Здесь создались благоприятные условия для синтеза византийской и западно-европейской культур.
  Третий период в истории Византии (XIII-XV вв.) называют Палеологовским возрождением (по фамилии императорской династии - Палеолог). С 1261 г. возрожденный Константинополь вновь стал столицей империи. На рубеже XIII-XIV вв. в византийской культуре обострилась дилемма: между абсолютной верой в догматы христианского учения и признанием достижений науки. Возникали сомнения в теологии. В 40-е гг. XIV произошел раскол интеллектульной элиты, отразившийся в политике, эстетике и искусстве.
  Партию исихастов (мистиков) составило черное духовенство, выступавшее за чистоту православия. Исихасты провозглашали красоту образом Бога и выступали за неизменность прежних канонов в искусстве. Партия эрудитов выдвинула идеи о свободе воли человека и призвала к изучению культурного наследия античности. Под влиянием воззрений эрудитов в искусстве усиливаются светское начало и реалистичность, возрастают динамизм и экспрессия фресок и мозаик, развивается жанр миниатюры. Большее внимание уделяется восприятию народных традиций и связям с мусульманским и западным искусством. С начала XIV в. начали изучать осуждавшуюся ранее латынь. Умственный труд расценивался в эту эпоху как самое высокое «благородное» счастье. Это было предтечей гуманизма эпохи Возрождения.
  В XIV-XV вв Византия вновь стала центром мировой культуры. Восстанавливаются культурные связи Византии с Русью.
  После турецкого разгрома Константинополя в 1453 г. история Византии закончилась. В Московской Руси сложилась политическая концепция «Москва - Третий Рим», означавшая наследование Русью величия мирового христианского царства. Иван Грозный был венчан на царство легендарной шапкой Мономаха.

 
© www.textb.net