Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


5.1. Древняя Греция

  В истории Древней Греции можно выделить этапы: 1) крито- микенская цивилизация (III-II тыс. до н.э.), 2) гомеровская эпоха (XI- IX вв. до н.э.), 3) архаика (VIII-VI вв. до н.э.), 4) классика (V-IV вв. до н.э.), 5) эллинизм (конец IV-I в. н.э.).
  Первая культура, возникшая на территории Древней Греции в III тыс. до н.э. и просуществовавшая до конца II тыс. до н.э., - крито-микенская. Не получив своего прямого продолжения в культуре Античности, она явилась одним из ее источников. Автохтонное население данной области - пеласги - через некоторое время было вытеснено или ассимилировано греками-ахейцами. Первый взлет культуры наблюдается на острове Крит, где возникает централизованное теократическое государство. Центрами культуры являлись дворцовые комплексы в Кноссе, Малии, Фесте и Като-Закро.
  Дворцы отличались большими размерами и отсутствием регулярного плана. Наиболее знаменитый из них — Кносский дворец (площадью 16 тыс. кв. метров) послужил основой для легенды о лабиринте царя Миноса и минотавре. Дворец представлял собой город в миниатюре, включая помещения различного назначения (жилые, парадные, служебные, святилища), был снабжен водопроводом, воздуховодом, канализацией, системой освещения. Его стены украшали фрески, отличающиеся экспрессией и живостью линий. Отсутствие крепостных стен у городов и изображений воинов и военных действий позволяет сделать вывод о миролюбивом характере критской культуры. Была развита торговля (в том числе внешняя), письменность (до сих пор не расшифрованная), искусство. Конец культуре на самом Крите положила природная катастрофа, но она получила продолжение на материковой Греции с центрами в Микенах, Тиринфе, Трое. Хотя критскую и микенскую культуры объединяют в единую цивилизацию, между ними есть существенные отличия. Микенская культура была менее развита и более воинственна: стены дворцов украшали фрески с изображением батальных и охотничьих сцен; города были хорошо укреплены. Существовала письменность (так называемое линейное письмо Б, расшифрованное в середине ХХ века), по-видимому, возникшая из необходимости учета продукта и его распределения. Несмотря на значимость торговли и ремесла, крито-микенское общество оставалось аграрным, поэтому главную роль в религиозной жизни играл культ плодородия: почиталась Великая богиня — женское божество плодородия. С развитием государственности и возрастанием роли правителя появляются дворцовые культы (связанные с почитанием царя), большее значение приобретает культ предков (о чем говорит усложнение погребальной обрядности). Конец развитию крито-микенской цивилизации положило вторжение греков-дорийцев, находившихся на более низкой стадии культурного развития, но умевших обрабатывать железо, что давало им неоспоримое преимущество в военном отношении.
  С вторжения дорийцев начинается собственно древнегреческая история, поскольку предыдущая культура была забыта, а новая развивалась фактически с нуля. XI—IX века до н.э. древнегреческой истории получили название «темных», поскольку сведения о них крайне скудны. Так как основным источником информации о них являются эпические поэмы Гомера, это время также называют «гомеровской эпохой». Гористая местность, каменистая почва и отсутствие рек препятствовали появлению избытка продуктов, но использование железных орудий позволяло отдельной семье быть экономически независимой. Благодаря этим условиям возникло множество небольших независимых поселений, которые послужили основой для будущих полисов. В гомеровскую эпоху государственность еще не возникла, греки жили родоплеменным строем; отсутствовали письменность, внешняя торговля, монументальная архитектура, богатые захоронения, качественные ремесленные изделия. Сфера искусства практически исчерпывалась керамикой и вазописью в так называемом геометрическом стиле. Развивалось, в основном, устное творчество, связанное, прежде всего, со становлением мифологии и олимпийской религии. Представления греков о богах отличались чувственно-конкретным характером и крайним антропоморфизмом. От человека бог отличался лишь бессмертием и сверхчеловеческой силой, между ними не пролегало бездны, и человек мог стать бессмертным в награду за особые заслуги. Кроме того, между людьми и богами существовало «среднее звено» - герои. Каждый бог был персонифицирован, обладал именем, местом в общей иерархии, рядом функций. Мифология отличалась свободной формой; сфера ее культурного значения простиралась далеко за пределы культа, она послужила основой и материалом для поэзии, пластических искусств и даже научной деятельности греков.
  В эпоху архаики (УШ-VI вв. до н.э.) на основе семейно-родовых общин происходило сложение полисов (городов-государств) и становление демократии. Полисы развивались неравномерно (многие проходили через период тирании), разнились их денежные и мерные системы, диалекты, почитаемые боги и герои. Но несмотря на политическую и экономическую раздробленность прослеживается определенное культурное единство. Впервые в истории точкой отсчета становится индивидуум; человек, а не род и не государство, является субъектом истории и отношений с божеством. Но не сам по себе человек - прежде всего гражданин полиса, «политическое животное» (по определению Аристотеля). Полис определял социальное существование человека, задавал ценности и нормы. Частный интерес в полисе был неотделим от общего, а мораль - от права (т. е. моральность поступка определялась его законностью). Именно полис делал человека человеком, обеспечивал ему политическую и экономическую свободу, давал возможность участвовать в общественной жизни. Для полисной демократии характерны культы индивидуума, политической свободы, труда и соревнования. Агональность (соревновательность) пронизывала все сферы жизни грека; существовало множество спортивных, драматических, поэтических, риторических и других состязаний. Наградой победителю служили слава и почет. На время проведения наиболее знаменитого спортивного состязания — Олимпийских игр — прекращались военные действия. Полис представлял собой замкнутую и упорядоченную структуру; таким же виделся грекам и космос — устроенным по определенным законам, завершенным целым, полисом в космическом масштабе. Считалось, что полис устроен по тем же законам, что и космос, и должен воспроизводить их на макроуровне, а отдельный человек — на микроуровне. Само слово «космос» имеет два основных значения: 1) строй, порядок и 2) украшение; так идея космоса отразила рационализм и эстетизм греческого мировоззрения, для которого форма неотделима от содержания. Поиск идеальных оснований, универсальных норм составляет специфику древнегреческого мышления. В основе отношения грека к миру лежала познавательная установка, при этом познание не было (и не могло быть) средством подчинения природы (как в Новое Время), но, наоборот, средством приобщения к универсальным космическим закономерностям, что служило гарантией правильности жизни.
  Стремление к рациональному познанию привело к возникновению философии и науки. Первая философия — философия природы, представленная Милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философия быстро развивалась от вопроса о первоначале к вопросу о сущности бытия самого по себе (Парменид), с которого начинается история западноевропейской метафизики. Наука и философия стремились к доказательности, большое внимание уделялось аргументации, а их основной формой являлся диалог. Теоретическая наука достигла высокого уровня, но знания не получили практического применения: греки не создали развитой техники (она развивалась независимо от науки), хотя обладали для этого достаточной теоретической базой. Причины этого феномена заключены как в экономике (использование рабского труда), так и в специфике древнегреческой ментальности (интерес к чистому познанию, отсутствие стремления к преобразованию действительности).
  В эпоху архаики вновь появилась письменность (греки заимствовали алфавит у финикийцев, но добавили к нему буквы для обозначения гласных звуков), которая, в отличие от других культур, изначально служила не для удовлетворения хозяйственных нужд или потребностей религиозного культа, а для издания различных декретов. Были записаны созданные ранее эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру (вопрос о реальном авторстве дискутируется до сих пор). В них отразился свод культурных норм древнего грека. Поэмы исполнялись певцами (рапсодами или аэдами) под музыкальное сопровождение. Возникли дидактический эпос (наиболее знаменитый пример - поэма Гесиода «Труды и дни»), лирическая поэзия (ее вершиной признано творчество Архилоха, Анакреонта, Алкея, Сапфо, Пиндара). Греческая культура была, в первую очередь, культурой звучащего слова, поэтому каноном для литературы стала устная речь.
  Динамично развивались пластические искусства, храмовая архитектура. Храмы имели стоечно-балочную конструкцию, особую роль в которой играли колонны, выполнявшие также декоративную функцию. Фризы и фронтоны украшались рельефами и скульптурой. Специфика греческой колонны состоит в ее соразмерности человеку, строгой пропорциональности, воспроизводящей пропорции человеческого тела. Родственность колонны и статуи подтверждается их взаимозаменяемостью в качестве опорных конструкций, что позволяет сделать вывод об антропоморфности греческой архитектуры и ведущей роли скульптуры в художественном мышлении греков. Постепенно складывался ордер - порядок связи несущих и несомых частей здания в стоечно-балочной конструкции. Последовательно возникли дорический (наиболее строгий), ионический и коринфский (самый пышный) ордеры. Дорический ордер использовался в храмах, посвященных мужским божествам, ионический и коринфский - женским. Внутри храма стояла статуя божества, могли храниться полисные ценности и казна. Храм считался домом бога, поэтому все культовые обряды совершались вне его стен. Зародившаяся монументальная скульптура прошла эволюцию от деревянной и глиняной к бронзовой и мраморной. В эту эпоху были распространены два типа фигур: обнаженного юноши - куроса, и девушки, задрапированной в длинные одежды - коры. Статуи куросов и кор статичны, строго симметричны и фронтальны; они гармоничны и погружены в себя, на их лицах играет лишь легкая улыбка. Дальнейшее развитие получила вазопись, становящаяся все более выразительной, последовательно сменили друг друга чернофигурный и краснофигурный стили.
  Развивалась мифология, шла систематизация пантеона богов (особую роль в этом процессе сыграли Гомер и Гесиод), постепенно он становился общегреческим. Его формирование тесно связано с формированием и осознанием единства греческой культуры. Олицетворявший порядок пантеон богов-олимпийцев противостоял поверженным богам первого поколения (Урану, Кроносу, титанам), воплощавшим силы первоначального хаоса, и служил гарантом упорядоченности существования для человека. Религия не выделялась в отдельную сферу, а была интегрирована в социальную жизнь. Постепенно сформировался государственный культ, участие в отправлении которого являлось гражданской обязанностью. Недостаток интимности в отношениях с божествами восполнялся мистериями - тайными обрядами, в которых человек переживал единение с божественным, исполнялся уверенности, что смерть представляет собой переход от мрака к свету. Мистерии имели собственные мифы, отличавшиеся сложным символизмом, что давало возможность каждому трактовать их в зависимости от уровня развития и степени посвященности в таинства культа. Наибольшее значение имели Элевсинские мистерии, посвященные Деметре, а также Дионисийские, носившие оргиастический характер.
  Фундаментальное значение в религиозных представлениях греков имело понятие судьбы, правящей всем и не допускавшей свободы воли индивида. Важную роль в жизни греков играло искусство прорицания и гадания (мантика или дивинация); преобладала естественная, интуитивная мантика - получение откровений от бога через сновидения, оракулов и пророков. Изначально пророк был также целителем и поэтом, и хотя эти понятия постепенно обрели самостоятельность, память об их прежнем единстве сохранялась долго: творчество поэта считалось боговдохновенным. Единство Греции хорошо иллюстрируется фактом наличия у нее своеобразного духовного центра, которым являлся Дельфийский оракул, для его защиты полисы объединялись в специальные союзы — амфиктионии. Характерную особенность древнегреческой культуры составляет отсутствие особого жреческого сословия. Если воспринимать божественные знаки могли только пророки, то толковать их мог каждый. Жрецы не были посредниками между людьми и богами (как во многих других культурах), поскольку их функции исчерпывались исполнением обрядов и толкованием уже полученных откровений; они назначались или избирались из числа простых граждан.
  Классический период древнегреческой истории характеризуется расцветом экономики и культуры. В Афинах наступает так называемый «золотой век», связанный с правлением Перикла. Философия в лице Сократа, Платона и Аристотеля достигла непревзойденной за всю греческую историю вершины. Из культа Диониса родился театр: трагедия («песнь козла») возникла из хоровой песни, которую пели одетые в козлиные шкуры сатиры во время празднеств, посвященных Дионису. Отделившись от религиозного культа, театральное действо сохранило сакральное значение. Посещение театра было обязательным для каждого гражданина, малоимущим для этого выплачивалось специальное пособие. Театр напоминал современный стадион, представление шло под открытым небом, на круглой площадке, от которой вверх амфитеатром располагались зрительские ряды. Актеры выступали в масках большого размера, изображавших сценический тип персонажа либо его душевное состояние, а также служивших рупором. «Отцом трагедии» считается Эсхил, ее дальнейшее развитие связано с именами Софокла и Еврипида. В это же время возникает комедия; первые сочинения в этом жанре принадлежат Аристофану.
  В некоторой степени изменились религиозные представления. Ушла в прошлое вера в слепой рок, развились представления о свободе воли, посмертная участь человека стала зависеть от того, как он прожил жизнь. Главную роль в развитии концепции свободы воли сыграли Платон и Аристотель; идеи посмертного воздаяния наиболее полно были разработаны в орфизме. Наряду с этим были распространены представления о переселении душ, часто они совмещались в одной теории. Бурно развивалось искусство живописи, но, к сожалению, подавляющая часть произведений не сохранилась.
  Известно, что помимо фресок, существовала станковая живопись (на досках), что мастера умели передавать глубину пространства и светотень. До нас дошли имена знаменитых художников Полигнота и Аполлодора. Развитие вазописи шло к все более свободному стилю. Впервые возникла идея регулярной планировки города (она принадлежит Г ипподаму).
  Необычайный размах приобрело строительство храмов, построены наиболее значительные дорические храмы (Зевса в Олимпии, Геры в Пестуме). Был реконструирован Афинский Акрополь (скульпторами Иктином, Калликратом, Фидием), в ансамбль которого включен один из самых знаменитых греческих храмов - Парфенон. Высшей точки достигло развитие скульптуры. Именно она стала главным жанром среди пластических искусств, и именно на ее основе был осуществлен монументальный синтез древнегреческого искусства, в результате которого храм стал органическим единством скульптурных, архитектурных и живописных элементов. Классическая скульптура намного пластичнее и свободнее архаической, но сохраняет ту же гармоничность, уравновешенность и погруженность в свой внутренний мир. Расцвет скульптуры связан с именами Фидия (статуя Зевса Олимпийского - одно из семи чудес света, скульптуры фронтона Парфенона); Мирона, первым сумевшим передать фигуру человека в момент быстрого движения («Дискобол»); Поликлета («Дорифор», «Диодомен» - образцовые изображения образцового гражданина). Поликлет - автор теоретического труда «Канон», которым завершилось становление художественного идеала - образа человека; в его основе лежит математика - система пропорций.
  Скульптура классической эпохи изображает идеал, а не конкретного человека; лица статуй обладают минимальной индивидуальностью. Сама творческая деятельность понималась как поиск конкретной формы вечного содержания; неразделимость духовных и физических качеств наиболее очевидна именно в скульптуре. В период высокой классики сформировалось понятие эстетической нормы, согласно которой только эстетически совершенная форма делает творческое содержание значимым и подлинно реальным. Сформировалось понятие высокой гражданственной нормы - с ее позиции оценивались все проявления человеческой деятельности. Концепции идеального полиса соответствует концепция идеального гражданина, выраженная в понятии калокагатии - сочетании прекрасных душевных и физических качеств. Греческая «классика» выражает динамическое равновесие нормы и практики, общественных и частных интересов. Противоречие между полисным идеалом и реальной практикой в эпоху высокой классики еще не очевидно, оно станет явственным в период поздней классики.
  В конце V века Греция пережила кризис, выразившийся в политической нестабильности, разложении полисных институтов и ценностей. В 338 г. до н.э. Грецию подчинил правитель Македонии Филипп II. Кризис греческого сознания нашел выражение в искусстве: начало распадаться единство стиля, скрепленное классическими нормами. Поскольку идеал доблестного гражданина терял почву и искусство утрачивало гражданский пафос, возрос интерес к внутреннему миру человека. Течение, углублявшееся в различные психологические состояния человека, представлено Праксителем, Скопасом и Лисиппом. Но изображение человеческих переживаний не индивидуально, а типизировано. Творчество этих скульпторов заложило основы тенденций, которые будут развиваться в эллинистический период. Государственный религиозный культ в поздне-классический период, в связи с кризисом полисов, потерял свою основу, перестал переживаться лично, не мог удовлетворить индивидуальные духовные потребности человека.
  Начало эллинистическому периоду было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского; в результате возникла империя, простиравшаяся от Египта до Индии. После ранней смерти Александра империя распалась, но влияние Греции было настолько сильным, что жизнь в образовавшихся независимых царствах была устроена по греческому образцу, поэтому эпоха получила название эллинизма. Влияние греческой и восточных культур было взаимным, для культуры Греции этой эпохи был свойственен синкретизм греческих и восточных культурных элементов. В этот период возникла принципиально новая задача - обеспечение экономической и политической стабильности на большой территории.
  В связи со сменой политического устройства ценность принадлежности к малой группе города была нивелирована, традиционный греческий «малый» патриотизм распался, что повлекло за собой кризис идентичности. Коллективизм уступил место индивидуализму, патриотизм — космополитизму. Возник культ семьи, религиозной общины. Но безразличие к человеку в большом государстве открыло и новые возможности: карьеры, открытий, путешествий; предоставило большую свободу, по сравнению с жесткими жизненными рамками в полисе. Сформировался новый тип индивидуума — более замкнутого, сосредоточенного на личных интересах, оторванного от общности. Развивался усредненный общегреческий диалект.
  Литература этого периода крайне разнообразна, но в целом стала более рассудочной, утонченной и элитарной. Возникли новые жанры: роман, комедия нравов — главной темой стала не общественная, а частная жизнь человека. Архитектура приобрела более светский характер, повсюду шло активное строительство, в кратчайшие сроки было построено значительное число новых городов, некоторые стали новыми культурными центрами (например, Александрия в Египте). Архитектурная мера потеряла антропоморфную основу: новые постройки отличались стремлением к колоссальным размерам. Появились новые типы общественных зданий — библиотеки, сооружения научно-практического назначения (Фаросский маяк — одно из семи чудес света). В скульптуре появилось множество школ, всем им свойственно стремление к эффектности, яркому выражению драматизма.
  Это время отмечено интенсивным развитием науки, которая начала ориентироваться на прикладные задачи, развитие техники (Евклид, Архимед). Но познавательный пафос снизился, что отразилось на развитии философии — она все больше дифференцируется и профессионализируется. Синкретизм эпохи наиболее ярко выразился в религиозных представлениях греков. Произошло расслоение искусства прорицания, искусственная мантика (наблюдение и истолкование знамений) вытеснила естественную, гадания заняли место пророчеств.
  Увеличение разрыва между официальными культами и индивидуальными религиозными чувствами привело к скептическому отношению к традиционным верованиям, все большей индивидуализации религии, росту популярности различных мистериальных практик, обращению к восточным культам (Кибелы и Исиды - «общение» с ними носило глубоко личный характер). Возросла роль жречества, которое постепенно обособляется и замыкается. Даже государственные культы приобрели восточные черты: в ходе восточных завоеваний Александр Македонский учредил почитание действующего правителя.

 
© www.textb.net