Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


4.2. Китай

  Китай - самая большая и обособленная древняя цивилизация. Согласно археологическим данным, это один из древнейших очагов культуры. Особенностью культуры Китая является то, что на ее формирование оказывали влияние события, происходившие на протяжении очень долгого периода времени (более 5000 лет) на огромной территории. К тому же Китай в ходе своей истории оказывался под влиянием многих культур других народов (киданей, чжурчжэней, монголов, манчжуров).
  Бронзовые сосуды для ритуальной практики датируются IV тыс. до н. э. Китайская культура, как и другие древние восточные культуры, относится к речным, цивилизация возникает по берегам крупных рек: Хуанхе и Яньзцы. Китайцам, как и другим земледельческим народам, свойственен культ природы: поклонение духам Неба и Земли, гор и рек. Для китайцев это поклонение, претерпев существенную эволюцию и рационализацию, осталось одной из культурных доминант вплоть до сегодняшнего дня. Культ неба Тянь и его активного начала Ян (по свойствам: мужское, небесное, светлое, теплое, сухое), культ Земли и её пассивного начала Инь (женское, земное, холодное, влажное, темное), сохраняются поныне. Эти два начала находятся в постоянном циклическом взаимодействии в пределах года, что показывает символ инь-ян. Зимой 22 декабря - предел могущества Инь, летом 21 июня - предел могущества Ян.
  Особенности мировоззрения Китая определяются представлениями о Вселенной, которая делится на три части: вверху господствует Небо. Внизу - находится Земля, в результате их взаимодействия появляется Срединное царство, или сам Китай - Поднебесная империя. По одному из вариантов мифологии в начале всего был хаос Хундунь. Но затем к нему пришли духи неба Ян и земли Инь. Ян и Инь проделали хаосу необходимые девять отверстий для глаз, носа, рта и всего, что есть у живых существ. И хаос умер. Внутри него спал первый человек Паньгу. Он проснулся и стал расти, отделяя небо от земли, пока оно не оказалось там, где сейчас. От усталости он умер. Его голова, руки и ноги стали горами, волосы растительностью, кровь — реками, а паразиты на теле — людьми.
  Культ предков также остаётся одним из важнейших в китайской культуре вплоть до сегодняшнего дня. В китайских мифах говорится, что некогда предки и их потомки жили вместе, помогая друг другу, это был своего рода «китайский рай» — царство гармонии и справедливости, который делится на небесный «неявленный мир У», куда отправляются предки, и земной «явленный мир Ю», где остаются люди. Культ предков выражался в том, что особым почтением в семье пользовался отец. Старший сын назывался сын могилы — чжун-цзы, именно он готовил все необходимое для погребения отца в случае его смерти. К 60—70-летию отца ему необходимо было приготовить гроб. Многие сыновья уходили на заработки или отдавали себя в рабство, иногда на 7—9 лет, чтобы купить гроб отцу к дню рождения. Траур по умершему отцу длится 3 года, когда старший сын не должен причесываться и бриться, есть мясо и пить вино, смеяться, слушать музыку и праздновать праздники. На это время за ним сохраняется место работы и выплачивается денежное пособие.
  Помимо духов предков, китайцы поклонялись различного рода духам-охранителям. Их изображение является неотъемлемой частью китайской скульптурной и живописной традиции. Весь мир был населен духами. Существовали духи животных, колодцев и рек, рынков. Каждая профессия имела своего духа—покровителя. Помимо добрых духов— покровителей, были многочисленные злые силы ФЭН-ШУЙ (вода — ветер), от которых надо защищаться. Эти силы не любят красного цвета, поэтому излюбленный цвет китайцев — красный. Нельзя понять особенности китайской архитектуры, не учитывая задачи охраны от злых сил. ФЭН-ШУЙ движутся по прямым линиям, поэтому китайские строения всегда имели загнутые карнизы, при строительстве избегали прямых углов, одинаковой высоты зданий, расположения их по прямой, перед входом ставились преграды в виде столбов. Защищают от злых сил и контуры местности. Для могил богатых людей обычно выбирался участок земли, напоминавший контуром то или иное животное. Считалось, что такие места наиболее защищены от воздействия злых духов и покойному обеспечен наибольший комфорт при пребывании его в могиле. Зависимость от воли неба, почитание духов предков выработало такую черту китайского характера как смирение, что отразилось на особенностях китайского этикета. Совершенно недопустимо проходить первым, в разговоре с собеседником хвалить себя или своих близких.
  Символика животных весьма значима в Китае и часто тоже обозначает духов. Каждое животное ассоциируется с социальным статусом человека, временем года и стороной света. Черепаха является символом вечности и животным мудрецов (зима, север), тигр является символом смерти (осень, запад), феникс (лето, юг) - символ возрождения, а символом императорской власти был дракон (весна, восток).
  Для того чтобы существовать в согласии с небом, возникает насущная необходимость узнать волю предков, что происходит на небе и в соответствии с этим скорректировать земную жизнь. Обожествление предков приводит в итоге к обожествлению императора, так как император является «отцом народа», главным живущим предком, именно император становится основным толкователем воли Неба. По представлениям китайцев, на небе обитают предки во главе с первопредком ШАНДИ. Посредником между миром предков и людьми является китайский император «ВАН», иероглиф которого и отражает эту связь.
  Иероглиф китайского императора ВАН и его символическое значение:
  Небо
  Человек
  Земля
  Центральная проблема Китайской культуры: постижение и следование воле неба. Узнать волю неба можно было с помощью гаданий. Гадания являются очень распространенным элементом китайской культуры вплоть до настоящего времени. Существование школ гаданий на панцирях черепах в древности подтверждено археологическими находками из Аньяна. На Востоке черепаха является символом вечности. Верхняя пластинка символизирует Небо, нижняя Землю, а сама черепаха - человека. Панцирь черепахи нагревался или же раскаленным шипом наносился укол. По трещинам делались предсказания. На панцире записывалось имя того, кто обратился и его вопрос. Потом само предсказание и последняя запись комментировала то, что произошло на самом деле. В настоящее время археологи нашли более ста тысяч панцирей с иероглифами. Получилась одна из древнейших историографий, так как чаще всего с вопросами обращались правители и высокопоставленные лица.
  Регуляция баланса Инь-Ян, то есть тьмы и света, покоя и активности, осуществляется под воздействием закона Вселенной ДАО. Проблеме интерпретации соотношения инь и ян посвящена знаменитая «Книга перемен» - И-цзин, сопоставимая по значимости в Китае с Библией. Она содержит так называемые триграммы и гексограммы, отражающие баланс инь и ян. По легенде 8 триграмм увидел легендарный первый император ФУ-СИ - изобретатель письменности и китайских иероглифов на спине чудовищной черепахи, поднявшейся со дна озера.
  Культ императора как посредника между небом и землей способствовал формированию идеи единства китайского народа под руководством всесильного владыки. Князь Чжэн (эпоха Цинь) подобрал способных военачальников и затеял войны с соседями, длившиеся до 220 г. до н.э. После этого он объявил себя правителем всего Китая, выбрал титул императора и новое имя - Цинь Ши Хуанди, что означает «первый император Китая». Пытаясь утвердить абсолютность своей власти, он собрал 460 самых образованных людей, тех кто знал ритуалы и мог общаться с предками, приказал выкопать большую яму и всех их в ней закопать. Это привело к тому, что он остался единственным толкователем воли предков и высшим авторитетом в Китае. В дальнейшем это привело к утверждению культа Императора как одного из главных и обожествление императорской власти.
  Символом могущества императорской власти являются императорские дворцы. В Китае было построено более 800 императорских дворцов. Самый известный из них - ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД ГУГУН. Его центральный зал Тайхэдянь вмещал более 10.000 человек.
  Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н.э.), ознаменовалось строительством
  Великой китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени. Это также должно было подчеркнуть могущество империи и ее вана. Одним из непревзойденных чудес света, которое, к сожалению, до сих пор не открыто археологами, является гробница Шихуанди. Сооружение своей гробницы Цинь Ши Хуанди начал задолго до смерти. В ней в миниатюре был воспроизведен Китай с его горами и реками, городами и селениями. Даже расположение звезд на потолке гробницы, выложенное драгоценными камнями, в точности копировало небо над Китаем. В целях безопасности все строители были убиты. Но до нас дошло войско, созданное для охраны гробницы. В тоннеле, разделенном на 11 коридоров, была расположена целая армия воинов при оружии, на лошадях и колесницах — все в натуральную величину из расписанной и обожженной глины. Черты каждого воина индивидуальны, и есть мнение, что их лепили с натуры. Шеститысячная глиняная фаланга была погребена примерно в километре от гробницы императора, чтобы зорко охранять его вечный покой.
  В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления: даосизм, учение Конфуция, а к началу н.э. в Китай приходит буддизм.
  Конфуций (Кун Фу цзы) родился в 551 г до н.э. Он занимался комментариями к книге перемен «Ицзын», изучал древние трактаты, был советником при правителе в царстве Лу, пока добровольно не ушел в отставку. Он обосновывал «теорию небесного мандата». Дело в том, что после убийства последнего императора династии Ша в XII в. до н.э. китайская культурная традиция пыталась обосновать возможность и необходимость данного события. Император был сыном неба, посредником между миром людей и миром предков. Было непонятно, почему небо допустило убийство. На протяжении многих столетий собирались свидетельства. комрометирующие личность последнего императора династии Ша. Был сделан вывод, что само небо поручило новой династии Чань это убийство. В последующем небо дает своего рода санкцию китайским императорам на управление Китаем, что и отразилось в теории небесного мандата.
  Главный труд Конфуция — «Луньюй» («Беседы и суждения») — относится к классической литературе. Конфуций придавал большое значение учебе и воспитанию. В обучении он выделил четыре главные направления: поведение, культура, лояльность, твердость веры. Основные принципы конфуцианства: Жэнь (человеколюбие): «Делай другим то, что ты желаешь себе, чего не желаешь себе, того не делай другим»; Ли (ритуал, правило) - система правил, которая регулировала отношения между правителями и подданными, между всеми общественными группами и внутри их, а также между отдельными людьми; Чжи (надлежащее поведение) - поведение должно быть подчинено «долгу», тому, что определено традицией для данной ситуации и осуществлять И - справедливость. В основе учения лежит традиционное представление о небе «Тянь», которое дает жизненные правила человеческому роду. Культ «Тянь» связан с социальным учением Конфуция об «исправлении имен», по которому каждый человек должен соответствовать своему социальному назначению и быть послушным закону. Существовало учение о благородном муже, который следует правилам поведения людей в обществе Ли - закону. Благородный муж думает, прежде всего, о том, как исполнить законы, он обязан соответствовать требованиям ритуала. Конфуций говорил, что без закона невозможно благополучие и процветание в государстве: «Нет Ли - значит нет различий между государем и подданным, верхами и низами, старыми и молодыми». Ли - установленный порядок вещей. Кроме того, в конфуцианстве было учение о «Середине» - И, которое определяло цель жизни как постижение небесного разума и исполнение законов. Смысл жизни - служение. Всякое служение предполагает различение истинного и ложного и реализацию истинного в поступках. Конфуцианская школа стала первой философской школой, которая обосновывала авторитарную власть и социальную иерархию.
  Основателем философской школы даосизма является Лао Цзы (конец VII-нач. VI вв. до н.э.). Дао - дословно означает научение пути. Под ним имеется в виду путь, которым следует Вселенная, естественный закон природы. Книга Лао Цзы «Дао дэ дзын» (Книга пути и добродетели), в которой дано описание пути Дао, не менее известна, чем творения Конфуция. Основными понятиями даосизма являются: Дао - научение пути; Дэ - среднее, а также естественная сила, мощь; Цы или Ци (воздух, эфир) - основа мира; У-вэй - принцип «недеяния», или принцип гармонического согласования между небесными и земными силами. Истинное знание, знание основы вещей - это путь Дао.
  Следовать пути Дао - значит придерживаться У-вэй. Путь Дао раскрывается как единство противоположностей, активной и пассивной силы Неба и Земли, Ян и Инь. В даосизме человек стремится жить по законам окружающего природного мира. Даосы стремились достичь гармонии с собственным дэ, т.е. с собственной внутренней природой. Для достижения внутренней мудрости необходимо отказаться от многих лишних вещей, таких как: эмоции, земные привязанности, познание, развлечения и т.п. Высший из мудрецов во всем един с Дао, является частью Вселенной и никогда не перестает существовать, как и сама Вселенная. Так достигается бессмертие. В даосизме каждый человек - потенциальное воплощение неба (Нефритовый император). Некоторые из людей реализовали заложенные в них возможности достижения бессмертия. Это - восемь легендарных бессмертных даосизма: Чжуан Лицюань, Ли Тегуай, Лань Цайхе, Люй Дунбинь, Хэ Сяньгу, Хань Сянцзы, Чжан Голао, Цао Гоцзю. Даосизм создал философию естественного пути всех вещей, которая оказала влияние на многие философские концепции в мире.
  Буддизм проник в Китай из Индии через Шелковый путь вместе с торговцами. Основная идея буддизма - идея восьмеричного пути как способа освобождения от страдания - оказалась очень близка китайскому мышлению. В Китае возникло много школ буддизма, основные - Чань и Махаяны. Школа Чань объединяет идеи классического индийского буддизма с даосизмом. Особо важными считаются продолжительное обучение и медитация. Основной идеей является непосредственное постижение реальности и сущности вещей. Ученики изучали специальные философские изречения - коаны, которые должны были дать понятие о природе высшей реальности. Основой школы Махаяны является идея Кармы как ответственности за свои действия, имеющие последствия. Особое внимание обращалось на необходимость сочувствия всем людям и вещам. Цель - достижение нирваны или просветления, которое означает слияние с Высшим разумом.
  Социальная структура китайского общества. Формирование социальной структуры Китая из четырех основных сословий пришлось на династию Чжоу (1122 г. до н.э - 256 г. до н.э). Были сформированы сословия чиновников (ши), ремесленников (гунн), крестьян (нун) и торговцев (шан). До начала династии Сун (960-1279) эти сословия оставались практически неизменными и имели четкую иерархическую структуру, хотя сословная принадлежность не была наследуемой. К концу правления династии Мин (1368—1644) произошло практически полное слияние правящего сословия чиновников с низшим классом торговцев, вызванное коммерциализацией китайского феодального общества. Сословие «ши» так же претерпело изменения — первоначально состоявшее из воинов, с течением времени оно эволюционировало в сословие чиновников-бюрократов. После синьхайской революции 1911 года сословная система была официально упразднена, но отдельные ее аспекты сохранились в Китае до сих пор. Сословная система Китая отразила базовые черты китайского культурно-исторического типа: иерархичность, особый статус правителя, значимость образованной элиты.
  Основные достижения китайской культуры. Китайская литература насчитывает несколько тысяч лет. Она прошла долгий путь развития от ранних придворных архивов до классического романа династии Мин. Изобретение печати при помощи деревянных блоков во время династии Тан (618—907) и печатного станка Би Шэном (990—1051) во время династии Сун способствовали распространению печатных текстов на всей территории Китая. Основоположником современной китайской литературы считается Лу синь (1881—1936).
  Первые памятники классической литературы появились в период правления династии Восточная Чжоу и включают так называемое «Пятикнижие», собранное Конфуцием, где отразилась жесткая регламентация жизни китайцев. К каноническим текстам относятся: И- цзин — Книга перемен (сборник гаданий, авторство которого приписывается мифическому императору Фу Си, изобретателю китайских иероглифов, основа канона); Ши-цзин — Книга песен (народных песен и гимнов); Шу-цзин — Книга истории (сборник речей чиновников династии Чжоу, древнейший памятник китайской прозы); Чунь-цю («Книга Весны и Осени») — летопись царства Лу, где родился Конфуций, в период с 722 по 479 гг. до н.э.; Ли-цзы — Книга ритуала (правила ритуалов).
  Китайская классическая музыка также ведет свое начало со времен династии Чжоу. По легенде, первым китайским музыкантом был Лин Лунь, сделавший бамбуковые флейты, имитировавшие пение птиц. Одним из памятников китайской классической музыки является Юлань или «Одинокая орхидея», авторство которой приписывается Конфуцию. Это мелодия в высокой тональности для циня - китайского классического струнного инструмента. Знакомство китайцев с европейской классической музыкой состоялось в 1601 году, когда иезуит Маттео Риччи подарил минскому двору клавесин и научил четырех евнухов играть на нем. После синьхайской революции в Китае возник интерес к западной музыке, сменившийся в 1949 году с приходом коммунистов на интерес к музыке революционной. Одним из интереснейших жанров китайского искусства является Пекинская опера - синкретическая форма театра, сочетающая музыку, вокал, мимику, живопись, танец, акробатику и боевые искусства.
  Первые образцы китайской керамики насчитывают 11.000 лет, однако наибольшего расцвета это искусство достигло с изобретением фарфора. Следует отметить, что, по китайской классификации, фарфором считается любое керамическое изделие, обожженное при высокой температуре (свыше 1100°С), издающее при постукивании четкий мелодичный звон (по западной классификации, фарфором может считаться только изделие с высокой степенью прозрачности). Традиционная сине-белая окраска китайского фарфора производится нанесением оксида кобальта на фарфор под слои глазури. Впервые он появился во время династии Тан.
  Изобразительное искусство Китая представлено живописью, скульптурой, каллиграфией, вышивкой. Вышивка по шелку считается одним из традиционных видов китайского искусства. Она ведет свое начало еще с позднего неолита. В XIV в. вышивка по шелку достигла наибольшей популярности. Она до сих пор является одним из важнейших видов искусства в Южном Китае. Китайская традиционная живопись «гохуа» представляет собой одну из древнейших живописных школ в мире. В отличие от европейских техник, в китайской живописи используются те же материалы, что и в каллиграфии - картины выполняются кистью и черной либо цветной тушью по бумаге или шелку. Разрабатывался жанр портрета, а китайский пейзаж (т.н. «горы и воды») до сих пор является основным жанром китайской живописи. Искусство каллиграфии широко распространено в странах, использующих или использовавших в качестве письменности китайские иероглифы (Китай, Япония, Корея). Бумага, тушь, кисть и тушечница считаются «четырьмя сокровищами ученого». Считалось, что каждый образованный человек в Поднебесной империи должен владеть искусством каллиграфии.
  Боевые искусства. Существует два собирательных термина для традиционных боевых искусств - ушу (описывающий набор комплексов, форм и боевых традиций) и кун фу (употребляющийся и без отсылки к боевым искусствам и обозначающий любое индивидуальное достижение вследствие долгого и кропотливого труда). Китайские боевые искусства тесно переплетались с поэзией, литературой и кинематографом и являются неотъемлемой частью китайской культуры.
  Китайская архитектура насчитывает свыше 2000 лет, и в практически неизменном виде сохранялась до начала ХХ в. На протяжении двух тысячелетий структурные принципы китайской архитектуры оставались неизменными, изменялся только декоративный стиль. К таким структурным признакам можно отнести: выраженные горизонтали, зеркальную симметрию, фасады, обращенные во внутренний двор, строгую иерархичность расположения зданий в комплексе. В китайской архитектуре также использовались техники «геомантии фэншуй» - ширмы у входа, расположение двора задним строением к возвышенности, источники воды во внутреннем дворе, отсутствие окон в северной стене. Конструктивно в китайских строениях используется деревянный каркас из колонн и балок, на котором монтируется тяжелая крыша и облегченные стены. В конструкции зданий не применяются гвозди или раствор, все крепления делаются при помощи фигурных пазов.
  Система образования в Китае была направлена на наиболее полное усвоение классических текстов. Экзамены на ученые степени проводились: низшие 1 раз в 3 года, высшие 1 раз в 15 лет. На заданную тему писался трактат, предполагавший предельную точность цитирования древних текстов по памяти. Именно от степени точности зависела и оценка. Построенная на базе древних моральных требований и рассматривающая древность как высший авторитет, традиционная система образования воспитывала неприятие всего нового, проявлений собственной позиции и инициативы. Усвоение правил этикета предполагало наивысшую степень почтительности к старшим, в частности к учителю. В современном Китае под воздействием процессов модернизации система образования претерпела существенные изменения. Но дух патриотизма, трудолюбия, уважения к наставнику и мнению авторитетных ученых, стремления к научным достижениям ради прославления Китая, а не для удовлетворения собственных амбиций, жив и сегодня.

 
© www.textb.net