Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3.1. Шумеро-аккадская культура

  Цивилизация Древней Месопотамии (или Междуречья) является одной из первых в мире. Свое название она получила от местности, где возникла, между реками Тигр и Евфрат, ещев IV тысячелетии. до н. э. Местность эта была этнически неоднородной. Наибольшее влияние на культуру Междуречья оказали шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.
  Еще в IV тысячелетии до н. э. в южную часть Междуречья с восточных горных областей пришли шумеры. Именно они основывают первые города- государства, называвшиеся Шумер и Аккад. Происхождение этого народа до сих пор неизвестно. Язык шумеров не имеет аналогов, они создали высокоразвитые земледельческую культуру и систему мелиорации, с помощью которой осушали болота и сохраняли воду в период засухи, первыми стали использовать колесо, парусную лодку, гончарный круг, литье из меди и бронзы, создали собственную систему письма.
  В начале III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные из них: Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Семитский народ аккадцы заселили в середине Ш тысячелетия до н.э. земли к северу от Шумера. Они во многом переняли культуру и религию шумеров, а также их письменность. Аккадский царь Саргон Древний в XXIV в. до н.э. подчинил шумерские города. В результате сформировалось единое государство и целостная шумеро-аккадская культура.
  Религия щумеров повлияла на религиозные представления всего региона и последующих цивилизаций в нем. Пантеон богов был очень большим и насчитывал до 3000 божеств. Причем многие из них «отвечали» за какой-то определенный предмет или орудие труда. Свои божества были у городов или небольших общин. Постепенно сложилась иерархия богов. Главными признавались те, кто повелевал природными стихиями: Ан - бог неба, Энки - бог воды, Энлиль - бог земли. Боги, как и в последующей античной культуре, были во многом похожи на людей, имели многие людские пороки. Жрецы выступали посредниками между людьми и богами и являлись достаточно влиятельной кастой.
  Глина была основой шумерской цивилизации. Из глины и соломы делались кирпичи для домов. Глина послужила и материалом для создания шумерской письменности. Первоначально она возникла из рисунка. Объекты, явления и действия передавались условными рисунками-символами. Две волнистые линии обозначали воду, а упрощенное изображение человеческой головы - голову. В дальнейшем изображения становились более абстрактными. Так, символ, обозначающий «рот», стал также употребляться для глагола «говорить». Символы объединялись в комбинации: два стоящих рядом знака «рот» и «пища» обозначали глагол «есть». Однако такая рисуночная письменность не могла удовлетворить нужды развивающегося шумерского общества, передавать абстрактные понятия. И постепенно символы утрачивали связь с конкретным изображаемым объектом. Вместе со схематизацией знаков сокращалось их количество (с 1500 в Шумере до 300 в эпоху Нововавилонского царства). Материалом для письма стали глиняные таблички, а инструментом - заостренные палочки, с помощью которых можно было рисовать сочетания горизонтальных, вертикальных и косыхклиньев. Такая система письма стала называться клинописью. Она была заимствована многими народами Ближнего Востока. Финикийцы переработали клинопись, и она стала основой греческого алфавита, который повлиял на формирование алфавитов современных.
  Литература шумеров и аккадцев была тесно связана с мифологией и религией. Основным жанром литературы были песни и гимны. Знаменитый эпос «Сказание о Гильгамеше» состоит из коротких песен и является своего рода сборником древних сказаний. Это рассказ, повествующий о подвигах Гильгамеша (полулегендарного царя Урука) и его друга Энкиду, о трагической смерти Энкиду и о странствиях Гильгамеша в поисках бессмертия. В поэму входит небольшая легенда о сотворении человека (Энкиду) из глины, пропитанной слюной бога, и известный миф о всемирном потопе. В мифе о потопе, ставшем известным позже благодаря Библии, рассказывается о том, как древний герой Ут-Напиштим по совету бога мудрости Эа построил ковчег, чтобы спастись в нем от вод потопа, и тем самым заслужил вечную жизнь.
  «Сказание о Гильгамеше» занимает особое место в литературе Междуречья как по своим художественным достоинствам, так и по философским мыслям, в ней присутствующим. В высокохудожественную форму облечена мысль о вечном стремлении человека познать тайну жизни и смерти, законы мироздания.
  Архитектурных памятников шумеров до нас дошло очень мало. Это произошло из-за того, что большинство зданий возводилось из недолговечного материала - необожженного кирпича. Сохранились фрагменты Белого храма и Красного здания в Уруке (XXXII - XXX вв. до н.э.) Наводнения в тех местах были часты, поэтому храмы строили на утрамбованной платформе. Храм представлял собой прямоугольное здание с внутренним двором, стены которого красили или выкладывали мозаикой. Шумеры впервые стали использовать инкрустацию, гравировку, резьбу по камню, мозаику, а также такие архитектурные элементы, как купол и фриз.
  Когда Шумер оказался под властью Аккада, стало распространяться строительство зиккуратов (ступенчатых пирамид). На вершине зиккурата располагалось святилище, а стены выкрашивались в разные цвета по восходящей: черный, красный и белый, символизируя «лестницу в небо». До наших дней сохранились остатки зиккурата в Уре, возвышавшиеся когда-то на 60 м.

 
© www.textb.net