Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2.2. Культура Древнего царства

  К концу IV тысячелетия до н.э. в Египте складываются два крупных раннегосударственных объединения: Верхний и Нижний Египет. Царь Менес объединил страну в начале III тыс. до н.э. и основал первую столицу - ныне город Мемфис.
  В период Древнего царства оформилась окончательно религия древних египтян. С ней была тесно связана вся цивилизация Древнего Египта, не случайно греческий историк Геродот назвал египтян самыми набожными из людей. Широко были распространены культы разных животных, им приписывались магические свойства. Бог Гор (покровитель египетских фараонов) уподоблялся соколу, Тот (бог мудрости) изображался в виде ибиса, богиня Хатхор (богиня неба, природы, любви) - в виде коровы, Анубис (бог бальзамирования и проводник душ умерших в загробный мир) - в виде шакала и т.д. Почитался культ быка, олицетворявшего плодородие и жизненные силы природы, в некоторых местах им изображался бог солнца Ра. С развитием древнеегипетской цивилизации боги начинают принимать человекоподобный облик. Но у антропоморфных богов сохранились головы птиц и зверей как пережиток поклонения богам-животным. Очень важной в религии египтян была троица Гор-Исида-Осирис. Согласно мифу, Осирис был первым правителем Египта и научил людей обрабатывать землю. Егобрат Сет завидовал Осирису и убил его. Исида, жена Осириса, с маленьким сыном Гором спряталась в тростниках. Когда Гор вырос, то убил Сета и воскресил отца. Но Осирис не захотел жить среди людей и начал править в царстве мертвых, а Сет стал богом зла.
  Фараон почитался как воплощение бога. Считалось, что у фараона есть сущность земная (полученная от матери) и божественная. Он являлся, как гласит надпись на одной из гробниц, «распорядителем всего, что послано небом и вскормлено землей».
  Важным элементом религии египтян была вера в загробную жизнь. Причем это была вера в воскрешение не только души, но и тела. Чтобы продолжить жизнь в загробном царстве, тело должно было сохраниться. Отсюда и идет практика бальзамирования. Она началась еще во времена Древнего царства, когда из тела удаляли внутренности и клали в специальные сосуды. Тело высушивали и заворачивали в пропитанную специальными смолами ткань. С умершим клали оружие, домашнюю утварь, драгоценности. После суда Осириса душа грешника отдается на съедение чудовищу, а душа праведника получает вечную жизнь. Однако право на бессмертие имели только знатные и богатые люди, рядовых общинников и рабов просто закапывали в песок. Возможности существовать в вечности способствовало искусство, поэтому в Египте почитали художников, архитекторов и скульпторов.
  Религия египтян строилась на основе тайных сакральных знаний, которые сначала передавались устно, а потом были записаны в нескольких книгах, наиболее известной из них является «Книга мертвых», написанная уже в эпоху Нового царства.
  Архитектура являлась главным видом искусства в Древнем Египте, существуя в единстве с живописью и скульптурой. Первыми погребальными сооружениями были мастабы - невысокие обрезанные пирамиды. Имхотеп - выдающийся древнеегипетский зодчий, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосера (2630-2611 до н.э.) - предложил строить ступенчатые пирамиды. Надпись на гробнице Джосера гласит: «Для него построена лестница до небес, чтобы он смог попасть с вершины ее на небо». Высота пирамиды Джосера составляла 62 м.
  В эпоху Древнего царства построены самые знаменитые египетские пирамиды. Они находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хеопсу, Хефрену и Микерину. Самая высокая из них - пирамида Хеопса: ее высота 147 м. Она состоит из более 2,3 млн. блоков известняка средним весом 2,5 т. Пирамида Хеопса была построена за 20 лет, а ее архитектором считается Хемиун. Комплекс пирамид в Гизе охраняет величественный Сфинкс с человеческим лицом и львиным телом, высеченный из цельной скалы, высотой 20 м и длиной 57 м.
  Величие пирамид поражает даже современного зрителя. Что же говорить о том, какое впечатление они оставляли у современников, подчеркивая божественную и бессмертную природу фараонов.
  Скульптура также была важным видом искусства в эпоху Древнего царства. Она была жестко регламентирована и канонизирована. Так, стоящие фигуры обычно изображались с выдвинутой вперед ногой, а сидячие - с прижатыми к груди либо лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Статуи часто являлись вместилищем душ умерших, олицетворяли их и, следовательно, имели портретное сходство.
  При выполнении росписей и рельефов египтяне использовали следующее изображение фигуры: лицо - в анфас, а нижняя часть туловища и плечи - с разворотом на три четверти. Линия была более важной частью изображения, нежели цвет. На рельефах фараоны всегда крупнее их окружения. Также египетские рельефы изобилуют изображениями предметов быта, элементов вооружения.

 
© www.textb.net