Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


1.2. Формирование религиозных верований и социальной организации

  Наиболее древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, анимизм и магия.
  Тотемизм представляет собой поклонение тотему (животному, растению, явлению природы), от которого произошел род. Таким образом, тотем считался «отцом» или «старшим братом» рода, помогающим роду. Тотемизм помогал людям осознать свою общность, укрепить родственные связи.
  Анимизм предполагал наличие души у любых явлений мира. Это могли быть животные, растения, камни, явления природы. Первобытный человек полагал, что душу имеет все вокруг. Соответственно, духи предметов и явлений могут воздействовать на человека положительно или отрицательно.
  Фетишизм представляет собой поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается способность защищать человека. Фетишем мог быть любой предмет (не только природный, но ипроизведенный самим человеком). В наше время фетишизм проявляется в вере некоторых людей в талисманы и амулеты, которые, по их мнению, могут оградить человека от неприятностей.
  Магическое мышление также играло значительную роль в сознании древнего человека. Магия предполагает способность человека с помощью ритуалов и жертвоприношений достичь успеха в какого-либо деле. Магия может быть направлена на удачу в охоте, призыв дождя, успех в любовных делах, излечение от болезни и т.д. В племени обычно были люди (шаманы, колдуны), которым приписывались способности проводить успешные магические ритуалы, влиять на потусторонний мир. Они пользовались большим уважением и авторитетом.
  Религиозные представления людей находили отражение в мифах - сказаниях о возникновении мира и человека, о героях, о тотемных животных. Миф являлся средством передачи традиций, эмоционально-образной моделью мира. Однако позднее мифы стали утрачивать свой первоначальный смысл. Они повлияли на формирование такого жанра народного фольклора, как сказки. В сказках главным элементом является развлекательный или морализаторский. Функцию объяснения возникновения и функционирования окружающего мира, какую имел первоначально миф, они уже не выполняют.
  Еще в эпоху палеолита человек стал воспринимать себя как личность и осознавать себя как члена сообщества ему подобных. Эти два процесса взаимосвязаны. Человек, воспринимающий себя как личность, отдельную от других, может осознанно чувствовать потребность в других людях. Для сравнения, животных держат в стае только инстинкты. На ранних этапах развития человечества основной формой социальной организации было племя, или большой род. Первоначально не существовало ограничений на браки - дети были общие и воспитывались коллективно. Но уже в позднем (верхнем) палеолите вступает в силу запрет на кровосмесительство. Этот факт явился одним из поворотных моментов в формировании человеческого общества. Запрет на браки с представителями своего рода вел к увеличению контактов между племенами. Но главным было введение социальных норм. Постепенно количество норм и правил возрастало, разные нормы регулировали разные стороны общественных отношений.
  Первой формой общественной организации был матриархат - положение, когда главенствующую позицию в роде занимает женщина. Возможно, это было связано с поклонением женской способности рожать детей, которая сравнивалась с плодородностью природы. В эпоху неолита и роста роли пахотного земледелия и скотоводства как мужских видов труда произошел переход к патриархату. Также возрастание социальной роли мужчины связано с возникновением государства.

 
© www.textb.net