Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


6.3. Достижения древних греков в области архитектуры, искусства и философии

  В архитектуре греков оформляется ордерная система (сначала дорический и ионический, а затем коринфский ордер), придавшая строениям ясность и гармонию пропорций. С архаики начинают застраиваться господствующие над городом холмы, у подножия которых располагались общественная площадь и жилые кварталы, состоящие из скромных сырцовых зданий. Расцвет жизни полисов обусловил появление таких общественных сооружений, как стадионы, театры, палестры (залы для гимнастических упражнений), помещения для советов (булевтерии).
  Большую роль играло храмовое зодчество. Основным материалом при строительстве был мрамор. Некоторая суровость зодчества I -й половины V в. до н.э. (храм Посейдона в Пестуме) к середине века сменяется просветленностью и жизнерадостностью (храм Зевса в Олимпии). Вершина древнегреческого зодчества - ансамбль Афинского Акрополя. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством Фидия, великого скульптора Древней Греции.
  Среди дошедших до нас памятников главное место занимают скульптуры из бронзы и мрамора и вазопись. Со 2 - й половины VI в. до н. э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические целостные представления об образе человека, его живой красоте и героической добродетели. В период классики искусство проникается жизненной правдивостью и высокой художественной гармонией. Глубоко человечно творчество Фидия, главным произведением которого стали мраморные статуи и рельефы Парфенона и не дошедшая до нас статуя Зевса Олимпийского, названная одним из семи чудес света. Дальнейшее развитие скульптура получила в творчестве таких выдающихся скульпторов, как Скопас, Пракситель, Алкмен, Леохар, Лисипп. В эпоху эллинизма образ идеального героя стал вытесняться более индивидуализированными образами, где героическое начало соседствовало с утратой душевного равновесия и самообладания. Пробуждается интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным сторонам жизни. Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции одними из самых замечательных памятников стали «Ника Самофракийская» и «Венера Милосская» (II в. до н.э.).
  Важнейшей частью культуры Древней Греции были музыка и театр. Песни сопровождали главные события в жизни греков: рождение ребенка и траур по умершим, дружеское застолье и свадьба; музыка сопровождала декламацию стихов и была частью культовых праздников и театральных представлений. Мы можем только приблизительно представлять, как звучала музыка Древней Греции, так как нотной записи в те времена не существовало. Но сохранились записи о том, как должна была звучать та или иная мелодия или песня. Также известно, как выглядели музыкальные инструменты. Любимыми инструментами греков были струнные щипковые, например, лира и кифара, хотя в большинстве своем в музыке Древней Греции преобладало пение. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей; игра на музыкальных инструментах и пение стали основной частью гимнастических и художественных состязаний. Многие греческие драматурги и поэты были еще и композиторами (Вакхлид, Пиндар, Эсхил, Софокл). Песни, исполняемые хором ряженых, сопровождались танцами и содержали элементы диалога и сценического действия.
  Драма и театр Древней Греции возникли из сельских празднеств в честь Диониса - бога виноградарства и виноделия. На этих празднествах выступали ряженые в масках и козлиных шкурах (козел считался священным животным Диониса). Трагедия происходит от дифирамбов - торжественных песен в честь Диониса. Комедия - от фаллических песен (веселых, часто непристойных). Хор вплоть до эллинистической эпохи был важной частью греческой драмы. Он мог выступать в роли комментатора на заднем плане по мере того, как актеры исполняли пьесу.
  Драматургия Аристофана, Эсхила, Софокла, Еврипида отразила важнейшие стороны общественно-политической и духовной жизни Древней Греции. Сначала театральные представления устраивались на открытом воздухе, затем в здании театра, который состоял из орхестры (круговой площадки) и театрона (зрительских мест). На орхестре выступал хор, а в V­IV вв. до н. э. играли актеры. Женские роли исполнялись также мужчинами, актеры выступали в масках. Родоначальником античной трагедии считается Эсхил (525-456 гг. до н. э.), автор около 80 произведений, из которых до нас дошли семь, в том числе трилогия «Орестея», «Прикованный Прометей» и «Персы». Дошли до нас и трагедии других замечательных авторов: Софокла (497-406 гг. до н. э.) «Антигона», «Царь Эдип» и Еврипида (480-406 гг. до н. э.) «Медея», «Ипполит». Выдающимся комедиографом был Аристофан (450­385 гг. до н. э.), чьи комедии «Всадники», «Осы», «Лягушки» также дошли до нас (из сорока - одиннадцать). Со 2-й половины V в. до н. э. развивается жанр исторических сочинений (Геродот, Фукидид). Знаменитым оратором являлся Демосфен, 61 речь которого из 65 сохранилась до наших дней.
  Особое место в культуре Древней Греции принадлежит философии. Первым значительным мыслителем стал Фалес из Милета. Также можно выделить Пифагора, Анаксимандра, Гераклита, Анаксагора. Но самыми значительными мыслителями Древней Греции являлись Сократ, Платон и Аристотель. Именно Сократу (470-399 гг. до н.э.) принадлежит фраза «Познай самого себя», он также считал, что истина рождается в споре, а в конце жизни провозгласил: «Я знаю то, что ничего не знаю». Имея множество поклонников в Афинах, Сократ имел и врагов, которые оклеветали его, за что мыслитель был приговорен к самоубийству и выпил яд. Платон (427-347 гг. до н.э.) являлся учеником Сократа и стал родоначальником идеализма. Истинно, по его мнению, только общее, а не единичное. Сущность вещей заключается в их идеях. Важно также учение Платона о государстве. Идеальное общество, по Платону, должно состоять из философов (которые управляют), воинов и людей, занимающихся физическим трудом. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона, но стоял в большей степени на материалистических позициях. Он стал основоположником формальной логики и был первым «энциклопедистом», сказавшим свое слово практически во всех областях науки того времени. Аристотель разработал основательную систему философских категорий, которую используют по сей день.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Грейвс Р. Мифы Древней Греции. - М.: Прогресс, 1992.
  Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб.: Марс, 1995.
  Хрестоматия по античной литературе / сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. - М.: Просвещение, 1995.

Дополнительная литература

  Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. В 4 т.- М.: Мысль, 1984. Т. 1.
  Гомер. Илиада. - М.: Московский рабочий, 1981.
  Еврипид. Орест // Еврипид. Трагедии: В 2 т. - М.: Художественная литература, 1980.
  Павсаний. Описание Эллады. - М.: Ладомир, 1994.
  Платон. Пир // Платон. Сочинения: В 3 т.- М.: Мысль, 1970. Т. 2.
  Фукидид. История. - М.: Наука, 1993.

 
© www.textb.net